«Свежий взгляд» на застарелые проблемы

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > «Свежий взгляд» на застарелые проблемы

Общественный контроль над деятельностью уголовно-исполнительной системы — вот одно из явлений, по развитости которого можно судить о ситуации с соблюдением прав человека в той или иной стране, том или ином регионе. Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с председателем Общественного совета при ГУ ФСИН РФ по Пермской области Виктором Александровичем КРАСНОБАЕВЫМ — человеком, деятельность которого непосредственно направлена на гуманизацию исполнительной системы нашей Пермской области.

— Виктор Александрович, что это за организация — Общественный совет — и каковы основные направления ее деятельности.

Общественный совет при ГУ ФСИН РФ по Пермской области это, как следует даже из его названия общественная неструктурированная организация (формально он не зарегистрирован в органах юстиции, а утверждён приказом начальника регионального ГУ ФСИН). Основные направления деятельности Совета вытекают из той главной задачи, которая стоит перед нами, а именно: с помощью общественности способствовать решению проблем, стоящих перед главным управлением и его подразделениями.

Сюда входят проблемы гуманизации условий содержания, соблюдения прав человека (как сотрудников системы, так и граждан, содержащихся под стражей или отбывающих наказание), социальной реабилитации и адаптации осуждённых граждан и многие другие. Не должна стоять от нас в стороне и производственная деятельность учреждений, в том числе проблемы обеспечения занятости.

Вопросов много, мы пытаемся взглянуть на них как бы «со стороны», то есть, сами не являемся сотрудниками системы, у нас, если так можно выразиться, «свежий взгляд» и мы видим иногда то, что изнутри кажется не всегда существенным и значимым.

— Как создавался Общественный совет? Кто стоял у истоков его создания?

Совет был создан в начале 2004 года, история его организации такова. К моменту его создания между Пермским региональным правозащитным центром (далее ПРПЦ) и ГУ ФСИН РФ по Пермской области (тогда ещё ГУИН) уже был подписан договор о сотрудничестве, в рамках которого проводился ряд мероприятий, в том числе посещение исправительных учреждений. В конце 2003 года министром юстиции был подписан приказ о создании Общественного совета по проблемам исполнения наказаний при министре юстиции, и разработано Положение об этом совете.

В приказе рекомендовалось всем региональным управлениям создать подобные советы на местах. Вскоре состоялась встреча руководства ПРПЦ с начальником ГУ ФСИН РФ по Пермской области А.Н. Соколовым, на котором была достигнута принципиальная договорённость о создании Совета при главке. Нами было разработано Положение об Общественном совете (в качестве примерного образца взято «министерское» Положение), подобраны кандидаты в члены Совета. В основном это сотрудники общественных и правозащитных организаций (ПРПЦ, Гражданская палата), представитель одной из религиозных конфессий, несколько человек по рекомендации Уполномоченного по правам человека в Пермской области (тогда ещё С.Н. Матвеева). На организационном заседании был избран руководящий состав совета и утверждён перспективный план работы. В дальнейшем мы разработали Положение «Об удостоверении члена Общественного совета», и все члены совета получили эти удостоверения. Кстати, данное Положение запросили у нас и Общественные советы при министре юстиции, и ряд Советов в других регионах России.

— Виктор Александрович, какими полномочиями обладает Общественный совет?

Совет является консультативным и совещательным органом. Все его решения имеют для руководства ГУ ФСИН РФ по Пермской области рекомендательный характер. Решения принимаются на заседаниях совета простым большинством голосов, документально оформляются и направляются руководству главка и руководителям заинтересованных (принимавших участие в заседании) служб и учреждений.

Существует договорённость, что, во-первых, все наши предложения и замечания должны внимательно изучаться и либо приниматься (частично или полностью), либо обоснованно отвергаться (тоже частично или полностью). Во-вторых, все наши материалы мы отправляем только в учреждения, службы и подразделения, подчинённые главку, не вынося их на суд общественности без согласования с руководством ГУ ФСИН РФ по Пермской области. Исключения составляют случаи, когда решение проблемы однозначно требует вмешательства со стороны. Например, по некоторым вопросам мы обращались к министру юстиции и к Президенту РФ.

Совет имеет право приглашать на свои заседания руководителей служб, подразделений и учреждений, подчинённых ГУ ФСИН РФ по Пермской области, заслушивать их отчёты и предложения. Все наши предложения и замечания, принятые руководством главка (то есть те, с которыми оно согласилось), являются обязательными для исполнения. Руководство совета имеет прямой выход на руководство главка и руководителей подразделений и учреждений, мы можем многие вопросы решать в «оперативном порядке». Кроме того, члены совета, согласно Положению, имеют право уведомительного посещения всех учреждений, подчинённых ГУ ФСИН РФ по Пермской области.

— Важной составляющей деятельности совета должно, как представляется, являться получение информации о состоянии уголовно-исполнительной системы из первоисточника. Часто ли обращаются ли к вам граждане, и как совет реагирует на их обращения.

К нам, безусловно, обращаются граждане, как заключённые (это принятый в международном обращении собирательный термин), так и их родственники. Бывает, что обращаются и сотрудники системы. Мы стараемся внимательно выслушать человека (если это личная встреча) или изучить присланное к нам письмо и, прежде всего, понять в нашей ли компетенции находится поднятый вопрос. Далее всё зависит от характера этого вопроса. Если человеку нужна консультация, то её всегда готовы оказать юристы ПРПЦ, если вопрос «значимый», то есть важный для большого числа людей, то ответ может быть дан через газету ПРПЦ — ПГП «Личное дело» или через газету ГУ ФСИН РФ по Пермской области «Преступление и наказание». Иногда мы обращаемся с письменными или устными запросами в службы или учреждения главка, если для разрешения вопроса требуется их вмешательство.

— Скажите, Виктор Александрович, каковы насущные проблемы совета, что, может быть, мешает ему полноценно работать?

Главной «проблемой» совета, с моей точки зрения, является его кадровый состав. Общественный совет требует обновления и, возможно, замены некоторых его членов. Так, например, несколько человек, рекомендованных бывшим Уполномоченным Сергеем Матвеевым, после его ухода практически перестали работать. Данные поручения не выполняются, связь, почему-то оказывается затруднённой. Есть проблемы и с некоторыми другими членами совета. Я прекрасно понимаю, что все мы работаем (кое-кто даже не в одном месте), у нас много «своих» проблем, но коль скоро в своё время мы дали своё согласие на работу в этом органе, то нужно относиться к этому ответственно. Кстати, часть вины, за всё это, безусловно, лежит на мне, как председателе Общественного совета. И мне не хватает организованности, а порой и настойчивости, чтобы довести начатое дело до конца. У нас есть предложения по совершенствованию структуры Совета, введению в него новых членов, и мы в ближайшее время постараемся решить их с руководством ГУИН.

— Насколько эффективна деятельность Совета?

Думаю пока еще рано говорить о больших достижениях, пока еще накоплен небольшой опыт. Но вопрос об эффективности работы совета очень существенный. Честно говоря, хотелось бы работать результативнее. Об одной причине недостаточно действенной работы Совета я уже сказал выше. Ещё одной значимой, на мой взгляд, причиной я бы назвал «рутину». Она заедает порой и нас, и сотрудников системы исполнения наказаний. У нас не было случаев, чтобы отвергались наши рекомендации и замечания. Мы не можем пожаловаться на отсутствие контактов с руководством главного управления, однако, улучшение ситуации не всегда идет так быстро, как хотелось бы. Иногда мы сами забываем проконтролировать решения, иногда (опять-таки, по нашему мнению) недостаточно оперативно срабатывают службы и подразделения главка и подчинённые ему учреждения. Хорошо, конечно, что мы видим эти свои и чужие упущения, но плохо то, что реагируем иногда достаточно «вяло». Здесь, как говорится, ещё есть над чем работать, и я хочу надеяться, что обновлённый Общественный совет учтёт наш негативный опыт и будет работать лучше.

— Чем занят совет в настоящее время?

В настоящее время ОС принимает самой активное участие в организации большого просветительского проекта, проводимого ПРПЦ. Мы занимаемся организационной подготовкой, проводим все необходимые согласования, которые, например, мне, как председателю совета провести бывает проще, участвуем непосредственно в программе. Во время наших поездок по колониям, наряду с программными мероприятиями, мы всегда знакомимся с условиями содержания осуждённых граждан и условиями работы сотрудников. Свои заключения и предложения направляем в соответствующие инстанции.

В процессе работы выясняются и некоторые проблемы, которые целесообразно было бы рассмотреть на очередном заседании совета. Вероятно, часть из них мы вынесем на обсуждение, подготовка уже ведётся. Конечно, возникает много и «оперативных» вопросов, требующих быстрой реакции. В этих случаях связываемся с нужными службами и подразделениями, иногда решаем вопрос на месте, при необходимости выходим на руководство управлений главка. Понимание чаще всего находим, хотя не всегда поднимаемые вопросы лежат в сфере нашей компетенции.

Беседовал Дмитрий Коротков

Пресс-служба Пермской гражданской палаты