Гражданская политика в селах и поселках

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданская политика > Гражданская политика в селах и поселках

Практически не вызывает сомнений, что низовая гражданская самоорганизация в современной России только набирает силы. Отойдя от кризиса постсоветской трансформации, люди начинают собираться вместе не только по частным поводам, но и по публичным нуждам – когда то, что им всем дорого и полезно в опасности, или же, когда надо изменить не устраивающую их ситуацию.

В экспертной среде преобладает позиция, что российское гражданское общество имеет место лишь в городах, где поводов для гражданской самоорганизации изначально больше. Однако совсем «свежие» замеры гражданской активности могут свидетельствовать о новой тенденции – «точками роста» активности гражданского типа становятся села и поселки современной России.

Стимулом для самоорганизации граждан в сельской местности становятся две традиционные проблемы – дороги и школы. Не может не радовать, что самими гражданами эти проблемы перестали восприниматься как безысходная данность, наоборот – проблемы воспринимаются как то, что можно и нужно менять.

Жители сел и поселков Архангельской и Самарской областей заставили местные власти заняться тем, что им предписывает законодательство – дорогами, их наличием, качеством и благоустройством. Гражданское принуждение селян увенчалось успехом: общественное благо – сельские дороги – было ими защищено от бездействия властей (дороги ремонтировались, восстанавливались и т.п. – в зависимости от случая).

Физическое и санитарное состояние, материальная база и др. многих сельских школ и детских садов действительно не может не заботить, но большинство профильных чиновников предпочитают решать эту проблему самым простым способом – закрытием, ликвидацией. Однако это совсем не устраивает жителей местности, где собираются закрыть зачастую единственную школу или детский сад. Так было, например, в двух селах Красноярского края, Республики Коми, Костромской области. Общественный интерес жителей в этой ситуации абсолютно очевиден – без школы/детского сада село, население которого часто не превышает 200 человек, обречено на медленное цивилизационное вымирание. Поэтому вопреки воле чиновников жители добиваются сохранения у себя в местности образовательного учреждения, принуждая власти найти средства и заняться необходимым ремонтом школ или детских садов.

Такую гражданскую активность сельских жителей сложно назвать устойчивой и постоянной, но все же сам факт, что граждане не желают мириться с местными проблемами, и сами участвуют в их решении, действуя при этом в институциональных рамках и отлично оперируя законодательством, свидетельствует об определенном позитивном тренде – постепенном становлении сельских поселений в качестве субъектов гражданской политики в России. Это вряд ли можно назвать прорывом, но целенаправленной работой – можно точно.

В.Д. Бедерсон