Пермское гражданское образование в области прав человека

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданская политика > Пермское гражданское образование в области прав человека

Гражданское общество в России невозможно без освоения гражданами ценностей прав человека и ключевая роль в этом процессе принадлежит учителю и школе. Оттолкнувшись от этого тезиса, в Пермском крае группой энтузиастов был реализован крупный проект гражданского просвещения и обучения правам человека. Главный упор был сделан на подготовку учителей, которые могли бы обучать правам человека в школах.

Начало было положено еще в 1997 году, когда Пермский «Мемориал» стал реализовывать проект «Школа прав человека» на базе трех школ города Перми (к концу проекта было вовлечено уже 70 школ региона). Проект действовал четыре с половиной года. За это время было издано и распространено 2500 экз. учебно-методического комплекта «Права человека» (9-11 класс), включающего в себя методическое пособие для учителя, книгу для чтения и дидактические материалы для учащихся и т.д. (12 изданий общим тиражом более 6 тыс. экз.). Через семинары и курсы по преподаванию прав человека прошло более 600 педагогов. Помимо собственно педагогической деятельности, была учреждена общественная приемная по правам детей, в 16 школах были проведены семинары по проблеме обеспечения прав ребенка в школе, городские олимпиады по правозащитной тематике, школьный конкурс «Человек в истории. ХХ век». Более 17,5 тысяч школьников и студентов вузов посетили организованные Пермским «Мемориалом» просветительские выставки. Занятия, проведенные передвижным правозащитным видеоцентром, посетило более 1,5 тыс. учащихся.

Локальный проект одной организации к началу 2003 г. достиг такого уровня своего развития, что было принято решение создать отдельную организацию для достижения большей эффективности работы. Был учрежден Центр гражданского образования и прав человека, директором которого стал доктор исторических наук Суслов Андрей Борисович.

Центр развернул еще более масштабную деятельность. В его состав вошли квалифицированные тренеры и методисты-преподаватели. На базе Пермского государственного педагогического университета ведется специальный курс по правам человека. Более 400 учителей региона побывали на презентационных семинарах, более 500 преподавателей Пермского края, а также Свердловской и Кировской областей, республик Удмуртия и Коми прошли через краткосрочные курсы по преподаванию прав человека, 100 пермских учителей прошли базовый курс «Права человека: теория и методика преподавания»; кроме того, базовый курс прослушало более 350 студентов исторического факультета ПГПУ.

Проводятся ежегодные олимпиады и конкурсы по правам человека для школьников. Так, для участия в конкурсе 2010 года прибыло около 150 старшеклассников – 48 команд из Перми, Березников, Добрянки, Горнозаводска, Краснокамска и других территорий Пермского края. Проводятся всероссийские семинары-тренинги по обучению основам толерантного поведения для педагогов дополнительного образования, учителей школ и гимназий, сотрудников НКО. В 2004 году было создано товарищество выпускников Центра, в которое вошло более 100 педагогов. Есть проекты, направленные на работу с органами родительского самоуправления, на создание редакций правовой газеты в школах и т.д. Действует интернет-сайт Центра, расположенный по адресу http://www.cgo.perm.ru

Отдельно необходимо упомянуть о проекте преподавания прав человека в учебных центрах милиции – обучение руководителей учебных центров милиции Приволжского федерального округа, чтобы сотрудники понимали не только свою правоохранительную функцию, но и функцию защиты и гаранта обеспечения прав человека. Это уникальный опыт сотрудничества правозащитной и правоохранительной организаций.

Гражданское образование и просвещение в сфере прав человека в Пермском крае является опорой для развития гражданских тенденций во всех сферах общественной жизни. Главным результатом такого подхода должно стать осознание молодыми людьми, выпускниками школы личной ответственности за собственное благополучие и благополучие региона, в котором они живут.

Примеры материалов, изданных Центром

— Обучение правам человека в школе: проблема мотивации учителей-обществоведов

— Защита общественных интересов: истории успеха российских НКО

— Права человека в России: прошлое и настоящее

— НКО в меняющемся мире

— Права человека для младших школьников

— Правовое пространство школы и школьные средства массовой информации

— Общественное участие в управлении школой: пермский опыт

— Права человека. Теория и практики обучения: материалы международной научно-практической конференции

Методические материалы

— Уроки прав человека

— Права человека на уроках информатики

— Права человека на уроках географии

— Права человека на уроках литературы

— Теория и методика преподавания прав человека

— Права ребенка: взаимодействие семьи и школы

— Право на объединение в системе прав и свобод человека

— Уроки толерантности

— Права человека в деятельности руководителя общеобразовательного учреждения

— Права человека на уроках истории

Права человека (9-11 классы)

— Права человека (Методика преподавания)

— Права человека (Книга для чтения)

— Права человека (Дидактический материал)

Права ребенка

— Простые ответы на трудные вопросы (в помощь подростку)

— Простые ответы на трудные вопросы (в помощь родителям)

— Учитель — ученик — родители: права и обязанности (в помощь педагогу)

— Я имею право. Юридические советы выпускнику Суксунского детского дома

— Социальный педагог и права ребенка

— Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе

Права человека и милиция

— Права человека, которые надо защищать: справочник для сотрудников милиции

— Права человека: методическое пособие для преподавателей учебных центров УВД

— Европейский Суд по правам человека. Избранные решения

— Права человека в деятельности сотрудников милиции. Часто задаваемые вопросы

— Соблюдает ли милиция твои права? Справочник

Обучение правам человека — для педагогов

— Уроки прав человека в начальной школе: вопросы теории и методики преподавания

— Социальный педагог и права ребенка

— Обеспечение прав человека, прав ребенка в образовательном учреждении

— Участники образовательного процесса в правовом пространстве школы: права, обязанности, ответственность

— Формирование основ толерантного поведения в школе

Обучение правам человека — для учащихся

— Права человека (программа курса)

— Уроки толерантности (программа курса)