Гражданский контроль качества дорожного покрытия

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль качества дорожного покрытия

Дмитрий Жебелев

Опыт гражданского контроля

качества дорожного покрытия в городе Перми

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»

2007-2010 годы

В середине 2000-х годов в Перми популярность приобрел Интернет-форум teron.ru, ветки дискуссий которого часто становились местами, где обсуждаются самые злободневные, важные и насущные проблемы города. К 2007 году на форуме выделилось сообщество автовладельцев, озабоченных и обеспокоенных качеством дорожного покрытия, количеством ям и выбоин на пермских дорогах. Весной 2007 года часть тероновских автовладельцев организовали и провели флешмоб «Мы скорбим по пермским дорогам»: активисты изготовили траурный венок, на котором была одноименная с названием самой акции надпись, затем активисты, пройдя коротким траурным маршем по центральной городской улице, возложили этот венок ко входу городской администрации. Кроме этого, активисты организовали автопробег и автомобильный митинг на одной из центральных площадей города, который собрал большое количество неравнодушных автовладельцев. Акции вызвали большой всплеск в городской жизни, все неравнодушные горожане только ее и обсуждали. Но от разговоров на форуме и флешмобов автомобилисты-активисты решили перейти к влиянию на изменение ситуации – провести гражданский контроль разбитых пермских дорог, акция получила название «Дорожный дозор Teron.ru» (ДДТ).

Оргкомитет акции контроля наметил проведение первого ДДТ на 19 мая 2007 года. В последствие повторные акции были проведены в октябре 2007 года, в 2008 году и в 2010 году. Цель акции – анализ состояния дорожных объектов в различных районах г. Перми и выявление дефектов, возникших в результате ненадлежащего ремонта со стороны соответствующих подрядных организаций. Городские дороги были разделены на 9 контрольных участков, охвативших все районы города. За всеми участками были закреплены ответственные оперативные группы, которые возглавляли члены оргкомитета. Вся полученная информация поступала в штабную группу организационного комитета для последующего анализа и передачи в средства массовой информации и администрацию г. Перми, а также для дальнейшего размещения на специальном информационном ресурсе виртуального сообщества в Интернете. Каждая оперативная группа состояла из нескольких (2-4) экипажей автомобилистов, каждый экипаж, в свою очередь, состоял минимум из двух активистов сообщества. Каждый экипаж на легковом автомобиле осуществлял контроль за состоянием дорог в закрепленном за ним районе методом патрулирования, замера и фиксирования дефектов дорожного полотна. Каждый экипаж для осуществления контроля должен был иметь возможность использовать легковой автомобиль, а также соответствующие инструменты и атрибуты акции контроля:

  • Один фотоаппарат (не менее 2 мегапикселей) и USB шнурок для копирования фотографий.
  • Одну рулетку (не менее 1.5 метров).
  • Одну измерительную рейку (не менее 1.5 метров), инструкция по изготовлению была описана оргкомитетом на форуме teron.ru.
  • Опознавательный стикер ДДТ под задним стеклом автомобиля.
  • Опознавательные нарукавные повязки ДДТ.
  • Образцы бланков дорожных дефектов.

Каждый экипаж был оснащен: рулеткой, ручкой, фотоаппаратом, папкой/фанеркой/книгой для заполнения бланков на весу, прямой рейкой с дециметровыми отметками для отметки уровня и оценки размеров ямы и тряпка для вытирания этой рейки перед укладкой ее в машину.

Экипажам нужно было на выделенном участке зафиксировать ямы, значительно превышающие допустимые ГОСТом, а именно: более 60см*15см*5см, люки колодцев, отличающиеся по уровню более 2 см и водостоки, отличающиеся по уровню более 3 см. И, конечно же, сфотографировать яму. Требования к фотографии были сформулированы следующим образом: задний план снимка должен однозначно идентифицировать место расположения ямы, на снимке должны присутствовать дата и, желательно, время, разрешение снимка должно позволить считать показания рулетки. В случае, когда невозможно обеспечить требуемое построение кадра, допускалось указать два кадра: с общим планом измерения, идентифицирующим место, и с крупным планом измерения ямы. Сразу после измерения или в процессе его, экипажам было необходимо заметить имя файла (номер) и внести его в бланк. И после осуществления контроля – все это (протоколы и фотографии) передавалось в оргкомитет акции.

Итоги акции гражданского контроля ДДТ были представлены оргкомитетом на пресс-конференции. По итогам акции было сформировано 136 заявок о нарушениях ГОСТа, которые незамедлительно были отправлены в управление внешнего благоустройства администрации Перми. Из этого списка был отфильтрован список улиц, которые в 2007 году должны были пойти под капитальную реконструкцию. Далее список был разбит на районы, и принимались заявки от посетителей форума для оценки больших ям на дорогах.

Результаты гражданского контроля произвели впечатление на городские власти, которые были вынуждены реагировать. Помимо прочего, был создан специализированный Интернет-портал dorogi.perm.ru, где были опубликованы результаты контроля, а в дальнейшем горожане могли оперативно сообщать о ямах или выбоинах на дорогах, на что власти должны оперативно реагировать. Также часть проблемных дорог была включена в график срочного ремонта и были отремонтированы в течение лета 2007 года. Администрацией города был создана общественная комиссия по надзору за строительством и финансированием дорог, в состав которой вошли около 10 представителей сообщества ДДТ. Была принята система гарантийного срока на ремонт дорог, новая система оплаты содержания дорог за состояние, а не объем выполненных подрядчиком работ и др. Кроме того, как уже отмечалось, повторные акции гражданского контроля проводились неоднократно в 2007-2010 годах, что способствовало ощутимому улучшению  качества дорожного покрытия в Перми.

Источники:

Подфорум сообщества «Дорожный дозор Teron.ru:

http://teron.ru/index.php?showtopic=121924

— 

Контакты:

Сообщество» Дорожный дозор Teron.ru»,

участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:

zhebelev@dedmorozim.ru

Гражданский контроль качества дорожного покрытия

Описание технологии

Гражданская технология

«Гражданский контроль качества дорожного покрытия»[1]

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»

2007-2010 годы.

Реконструкция технологии произведена Пермской гражданской палатой

в 2015 году

Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы повысить качество дорожного покрытия в городе и способствовать созданию системы открытого и качественного обслуживания и ремонта   городских дорог.

Где и кого контролируем (объект контроля) – дорожное покрытие на улицах города (проезжие части, не тротуары).

Что контролируем (предмет контроля) – качество дорожного покрытия, наличие ям или выбоин.

Кто контролирует (субъект контроля) – общественные наблюдатели, группы не менее из 2-х человек.

Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – качественное дорожное покрытие городских проезжих частей, без ям и выбоин, со своевременным ремонтом.

Основные процедуры технологии

  • Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
  • Определение географии контроля (например, только центральные улицы ИЛИ все улицы города ИЛИ только улицы в отдаленных районах и т.д.).
  • Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
  • Разработка самой технологии и инструментария контроля.
  • Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
  • Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов и т.д., подготовка необходимого количество фотоаппаратов или смартфонов, с хорошей фотокамерой.
  • Непосредственное проведение гражданского контроля.
  • Обработка и оформление полученной информации.
  • Анализ и оценка полученной информации.
  • Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
  • Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
  • Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений.
  • Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
  • Контроль устранения выявленных нарушений.

Примерный стандарт гражданского контроля качества городского дорожного покрытия

1. Разделить городскую территорию на контрольные участки. За каждым контрольным участком закрепляется координатор из числа организаторов акции контроля и оперативные группа, состоящая из общественных наблюдателей. Оперативная группа должна состоять из 4-5 экипажей.

2. Подготовка общественных наблюдателей – экипажей контроля. Каждый экипаж контроля состоит не менее чем из 2 общественных наблюдателей и автомобиля. Каждый экипаж должен быть оснащен следующим набором инструментов:

  1. фотоаппарат (не менее 2 мегапикселей);
  2. рулетка (не менее 1.5 метров);
  3. измерительная рейка с дециметровыми отметками для отметки уровня и оценки размеров ямы (не менее 1.5 метров);
  4. протоколы контроля (1 экземпляр для 1 нарушения);
  5. канцелярский планшет.

3. Проведение контроля. Экипажи контроля на контрольном участке фиксируют все ямы, имеющиеся на проезжих частях путем замера ям и фотофиксации. Протокол должен содержать следующую информацию:

  • ФИО состава экипажа;
  • улица, на которой обнаружена яма;
  • участок улицы, на которой обнаружена яма (например, около дома №4 или напротив магазина «Продукты» и т.п.);
  • размеры ямы в трех измерениях (длина, ширина, глубина).

Один такой протокол заполняется на каждую обнаруженную яму.

4. Рекомендуемые правила измерения и фотофиксации ям.

Ямы, люки колодцев и водостоки. Нарушениями (см. п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93) являются:

  • ямы более 60 см x 15 см x 5 см.;
  • люки колодцев более 2 см.;
  • водостоки более 3 см.

Задний план снимка должен однозначно идентифицировать место расположения ямы, на снимке должны присутствовать дата и, желательно, время, разрешение снимка должно позволить считать показания рулетки. В случае, когда невозможно обеспечить требуемое построение кадра, допускалось указать два кадра: с общим планом измерения, идентифицирующим место, и с крупным планом измерения ямы. Сразу после измерения или в процессе его, экипажам необходимо заметить имя файла (номер) и внести его в протокол.

Рекомендуемая процедура измерения:

  • Определить ракурс фотосъемки, обеспечивающий идентификацию места.
  • Один член экипажа отходит против движения в данном месте и предупреждает движущиеся автомобили об объезде места проведения измерений (желательно использовать знак аварийной остановки, имеющийся в каждом автомобиле).
  • Второй член экипажа определяет рулеткой точку максимальной глубины ямы, укладывает рейку поперек ямы и указывает глубину ямы относительно рейки, при этом рейка должна показывать размер ямы.
  • Третий член экипажа делает фотографии, после чего экипаж возвращается в автомобиль, заполняет бланк и подписывает его.

В случае, когда в экипаже 2 человека, следует сперва выставить знак аварийной остановки, а затем провести измерение и фотографирование.

5. Рекомендуется также оформление заявлений в Госавтоинспекцию, в которой должно быть отражено:

  • Описание нарушения ГОСТа (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93) – наличие ям, выбоин, колдобин и др.
  • Указание адреса, обнаружения нарушения.
  • Указание срока, в течение которого наблюдается нарушение (если возможно).
  • В резолютивной части указать:
    • Просьбу о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»).
    • Просьбу о выдачи предписания о принятии мер по устранению указанных нарушений.
  • В приложении добавить фотографии и/или схемы расположения ям.

6. Результаты акции гражданского контроля должны быть обработаны в виде статических данных о количестве ям, их измерительных характеристиках, и др. Кроме этого, итоговый документ по гражданского контроля (акт, отчет) должен содержать рекомендации организаторов контроля по устранению выявленных нарушений. Рекомендуется также визуализировать результаты контроля: обозначить выявленные ямы на карте города или что-то подобное.

— 

Контакты:

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,

участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:

zhebelev@dedmorozim.ru

Гражданский контроль качества дорожного покрытия

Инструментарий

Форма описания ямы

Сообщество» Дорожный дозор Teron.ru»

2008 год

Акция                                                     Дорожный Дозор Терона___________________________________________________________________________________                                      

Экипаж в составе:   __________________________________________________________________

                               Ф.И.О.

__________________________________________________________________

телефон/e-mail

__________________________________________________________________

 Ф.И.О.

__________________________________________________________________

телефон/e-mail

Обнаружил яму на улице:_____________________________________________________________

На участке от улицы:_________________________________________________________________

До улицы:___________________________________________________________________________

Напротив дома №_______;     Фотографии №№____________________________________________

Ориентировочный размер ямы __________________х___________________х_________________

                                                         длина                     ширина                      глубина           

— 

Контакты:

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,

участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:

zhebelev@dedmorozim.ru

Образец заявления в ГИБДД

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»

2011 год

Начальнику Полиции

ГИБДД

Мотовилихинского РУВД г. Перми

подполковнику

С. Н. Макаренко

от гражданина

И.,

проживающего по адресу:

г. Пермь, ул. ______, __ — ___

ЗАЯВЛЕНИЕ

На улицах Аркадия Гайдара и Патриса Лумумбы мной уже более 10-ти дней наблюдается повреждение дорожного покрытия в виде многочисленных ям и колдобин, размеры которых превышают нормативно допустимые, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, и которые представляет явную опасность для дорожного движения.

В соответствии с вышеизложенным и на основании п. 11 Положения о ГИБДД МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711), ст. 12 Закона РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 г., ст.ст.28.1-3, 29.13-1 КоАП РФ

прошу

  • Возбудить дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».
  • Выдать предписание о принятии мер по устранению указанных причин и условии.

По существу моего заявления и о принятых мерах прошу Вас сообщить мне письменно в установленный Законом срок.

Приложение: Фотографии/схемы места расположения ям.

1 марта 2011 г.

Контакты:

Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,

участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:

zhebelev@dedmorozim.ru

[1] Технология основывается на опыте гражданского контроля дорожного покрытия, организованного Сообществом «Дорожный Дозор Teron.ru» в 2007-2010 гг. в Перми.

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.