Гражданский контроль общественного транспорта

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль общественного транспорта

Всеволод Бедерсон

Опыт гражданского контроля соблюдения графиков движения общественным транспортом города Перми

Пермская гражданская палата

2008-2010 годы

Опыт данного гражданского контроля уникален, потому что он состоит из 4-х больших акций контроля одной проблемы – соблюдения графиков движения городским общественным транспортом, которые имели место в 2008 и 2010 годах.

Поводом для проведения данного гражданского контроля послужили многочисленные обращения в Пермскую гражданскую палату горожан с проблемой, что автобусы, троллейбусы и трамваи плохо ходят, нарушают графики движения, а в вечернее время добраться до дома практически невозможно без такси. Было решено провести мониторинг ситуации с помощью технологии гражданского контроля.

Технологически все 4 этапа акции представляли собой следующее: 2 общественных наблюдателя выходят на остановку общественного транспорта и в течение 1,5 часов отмечают в протоколах время прибытия транспорта на остановку, номер его маршрута и государственный регистрационный номер, а также ряд дополнительных параметров (наличие табличек с номером маршрута, чистота транспортной единицы и т.д.). Всего контроль проводился на 11 остановках (ключевых транспортных узлах города) и в течение 3-х временных «вахт» (утренний час-пик, вечерний час-пик и окончание движения).

Первая акция была проведена в марте 2008 года и выявила интересные результаты. Например, оказалось, что в утренний и вечерний час-пик транспорт ходит хорошо, графики в целом соблюдаются, самым впечатляющим результатом было то, что нормативное окончание движение повсеместно нарушается, в отдельных направлениях города уехать нельзя уже после 22 часов. Итоги контроля были представлены общественности и направлены Главе города, главе администрации и в профильный комитет городской администрации. Городские власти дали обещание разобраться в проблеме и наладить работу транспорта.

Уже через 3 месяца, в июне 2008 года, была проведена вторая акция контроля графиков движения по точно такой же методике. Итоги этого контроля дали понять, что городские власти не предприняли никаких адекватных мер и ситуация осталась на прежнем уровне. Обобщенные результаты 2-х акций вновь были переданы в городскую администрацию и Комитет по транспорту. Одними из первых мер по улучшению ситуации со стороны городских властей стало введение жалобных книг в транспорте, обеспечение всех автобусов, троллейбусов и трамваем системой GPS-навигации и некоторые другие меры. Кроме этого, ушел в отставку начальник Комитета по транспорту и был назначен новый, которому было поручено реформировать и оптимизировать систему городского общественного транспорта.

В ноябре 2008 года была проведена новая акция гражданского контроля, которая стала в некотором роде контролем уже всей реформы пермского транспорта. Итоги гражданского контроля говорили о том, что, несмотря на разнообразные меры, предпринятые муниципалитетом для повышения качества работы городского общественного транспорта, контроль не выявил значимых позитивных изменений. По-прежнему значительная часть частных и муниципальных перевозчиков позволяют себе не соблюдать графики движения. На 1/3 проверенных автобусных и троллейбусных маршрутов регулярно и значительно превышаются интервалы движения. 40% автобусных и 75% трамвайных проверенных маршрутов закончили движение более, чем на 30 минут раньше положенного времени. Повсеместный срыв графиков движения в вечернее время означает либо тайный сговор муниципалитета с перевозчиками, либо саботаж перевозчиков при полной неспособности властей с ним справиться. Некоторый позитивный эффект принесло лишь введение обособленных трамвайных полотен. При этом трамваи, следующие по обособленным полотнам, по-прежнему заканчивают движение более чем на 1 час раньше положенного срока.

Результаты трех акций гражданского контроля приобрели успех в части того, что со стороны муниципальных властей были предприняты серьезные усилия по улучшению работы городского пассажирского транспорта. Реформа пермского транспорта подразумевала введение системы 1 маршрут – 1 перевозчик для автобусных маршрутов (до этого на маршруте могло работать до 10 разных перевозчиков), требование низкопольности для общественного транспорта, обеспечение всех транспортных единиц системой GPS-навигации для отслеживания передвижения по маршруту и др.

Спустя длительное время, летом 2010 года, была проведена 4-я акция гражданского контроля. Результаты данной акции показали, что утром и днем транспорт в большинстве случаев соблюдает графики движения на хорошо и отлично, однако по-прежнему осталась нерешенной проблема ненормативного окончания движения транспортом.

За время всех четырех акций контроля было проконтролировано 43 автобусных маршрута, 6 троллейбусных и 5 трамвайных маршрутов. В акциях приняло участие более 80 общественных наблюдателей.

 Источники:

Сайт Пермской гражданской палаты:

http://www.pgpalata.ru

— 

Контакты:

Пермская гражданская палата,

председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль соблюдения графиков движения общественным транспортом города Перми

Описание технологии

Гражданская технология «Гражданский контроль работы городского общественного транспорта»

Пермская гражданская палата

2008 год

Введение в технологию

В марте, июне и ноябре 2008 года коалиция общественных организаций г. Перми проводила гражданский контроль работы пермского городского пассажирского транспорта. Гражданский контроль выявил целый ряд нарушений и проблем в организации пассажирских перевозок как муниципальными, так и частными транспортными предприятиями. По результатам контроля состоялась серия обсуждений и переговоров представителей заинтересованных общественных организаций с руководителями муниципалитета, включая мэра и сити-менеджера. В настоящее время органы местного самоуправления Перми преступили к разработке и проведению широкомасштабной реформы всей системы городского пассажирского транспорта.

Цель и смысл технологии гражданского контроля работы городского пассажирского транспорта

Технология «Гражданский контроль работы городского пассажирского транспорта» предназначена для тех, кто не удовлетворён работой общественного транспорта в своём городе, кто считает, что перевозчики и муниципалитет не в достаточной мере соблюдают права и учитывают интересы пассажиров, эта технология для тех, кто хочет добиться  повышения качества пассажироперевозок в своем городе.

«Технологический смысл» гражданского контроля – сбор и документирование значимых, но труднодоступных в обычных условиях доказательств нарушения прав и законных интересов граждан.

Гражданский смысл гражданского контроля – гражданский контроль заставляет власть и общество в частных проблемах многих людей увидеть значимую общественную проблему и тем самым запускает механизм её решения.

Почему контролируем (мотив контроля) – потому, что очень не устраивает качество работы городского пассажирского транспорта

Зачем контролируем (цель контроля) – чтобы улучшить качество пассажироперевозок в городе, чтобы заставить муниципалитет и перевозчиков признать права и учитывать интересы пассажиров.

Что контролируем (объект контроля) – городской пассажирский транспорт.

Кто контролирует (субъект контроля) – целевая гражданская коалиция общественных организаций и групп граждан, заинтересованных в повышении качества пассажирских перевозок.

Что именно контролируем в городском пассажирском транспорте (предмет контроля) – соблюдение перевозчиками интервалов (графика) движения, своевременность начала и окончания движения по маршрутам (далее — нормативов движения транспортных средств), доступность для пассажиров информации о маршрутах и интервалах движения на остановочных пунктах.

Как контролируем (метод контроля) – непосредственно наблюдая на остановках за соблюдением перевозчиками нормативов движения транспортных средств.

Как с помощью контроля хотим добиться поставленной цели (задачи контроля):

  • Выявляя и изучая нормативы движения транспортных средств и качества обслуживания пассажиров.
  • Анализируя нормативы на соответствие правам и интересам пассажиров.
  • Непосредственно наблюдая за соблюдением нормативов движения транспортных средств.
  • Фиксируя выявленные нарушения.
  • Предпринимая меры по устранению выявленных нарушений
  • Разрабатывая и отстаивая перед властями и перевозчиками меры по улучшению качества пассажироперевозок и добиваясь их реализации.

Краткое описание технологии

Руководствуясь тщательно разработанной инструкцией, группы общественных наблюдателей (по 2 человека) дежурят в определенное организаторами время на остановочных пунктах. В ходе 90-минутного дежурства группы наблюдают за движением транспортных средств и качеством обслуживания пассажиров по определённым нормативам. Соблюдение/несоблюдение нормативов наблюдатели фиксируют в специальных протоколах. На основе полученных сведений составляется общий отчет о контроле и выявленных нарушениях. При необходимости организация (гражданская коалиция), осуществляющая гражданский контроль, разрабатывает рекомендации и/или пакет собственных мер, направленных на улучшение ситуации в сфере городских пассажироперевозок. Отчёт и рекомендации направляются в Администрацию города, в городское «транспортное» ведомство (при необходимости – другим компетентным органам государственной власти и местного самоуправления) с предложением принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации. В случае непринятия адекватных и своевременных мер организация (коалиция) добивается позитивного результата всеми возможными законными способами: от жалоб в вышестоящие органы, прокуратуру и т.п. до обращения к общественному мнению, проведения акций протеста и т.п. В конечном счёте организация (коалиция), осуществляющая гражданский контроль, отвечает за устранение властями выявленных нарушений.

«Продукты» технологии гражданского контроля работы городского пассажирского транспорта

  1. Зафиксированная на различных носителях информация о наличии/отсутствии нарушений прав и интересов потребителей-пассажиров.
  2. Заключение (аналитический отчёт) инициатора контроля по результатам гражданского контроля работы общественного пассажирского транспорта.
  3. Рекомендации инициатора контроля по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации.
  4. Меры оперативного реагирования организаторов пассажироперевозок на выявленные нарушения нормативных актов, прав и интересов потребителей-пассажиров.
  5. Меры инициатора контроля по стимулированию/принуждению ответственных лиц и органов к устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации в учреждении.
  6. Меры ответственных лиц и органов по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации.

Результаты применения технологии

  1. Устранение нарушений, выявленных в работе городского пассажирского транспорта.
  2. Общее улучшение работы городского пассажирского транспорта по параметрам, сформулированным инициатором контроля.

Эффекты от применения технологии

  1. Повышение прозрачности в работе городского пассажирского транспорта.
  2. Повышение информированности перевозчиков и профильных чиновников о правах и интересах пассажиров.
  3. Повышение информированности перевозчиков и муниципальных служащих о гражданском контроле и об общественных организациях, их возможностях и интересах.
  4. Привлечение внимания общественности к проблемам пассажирского транспорта.
  5. Расширение участия и возможностей граждан в улучшении работы пассажирского транспорта. 
  6. Налаживание сотрудничества между муниципалитетом, перевозчиками и профильными общественными организациями в вопросах обеспечения прав и интересов пассажиров.
  7. Расширение влияния граждан на решения и действия, предпринимаемые различными административными органами в сфере муниципального обслуживания.
  8. Повышение качества работы и ответственности Администрации и перевозчиков.

Основные процедуры технологии

  • Запуск гражданского контроля: постановка проблемы инициатором контроля, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта и предмета контроля.
  • Сбор информации о существующей ситуации, об организации городских общественных пассажироперевозок и их нормативной базе.
  • Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки.
  • Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (алгоритма) контроля, бланков протоколов, инструкций, и т.п.
  • Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, и т.д.
  • Подбор и подготовка общественных наблюдателей: проведение инструктажей и раздача необходимых документов и технических средств (протоколы, инструкции, «мандаты», планшеты, т.д.).
  • Непосредственное проведение гражданского контроля.
  • Обработка и оформление полученной информации.
  • Анализ и оценка полученной информации.
  • Разработка заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
  • Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей, вручение всем участникам благодарственных грамот (писем), памятных сувениров, других поощрений.
  • Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений: планирование деятельности организации (коалиции), осуществляющей гражданский контроль по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных и своевременных мер по результатам контроля.
  • Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных и своевременных мер по результатам контроля.
  • Контроль устранения выявленных нарушений.

Принципы гражданского контроля

  • Не навреди – гражданский контроль не должен ухудшать существующую ситуацию (провоцировать негативные последствия).
  • Презумпция невиновности проверяемых – не допускать «обвинительного уклона», враждебности, избыточной подозрительности. Вежливость, вежливость и вежливость.
  • Технологическая дисциплина – строгое соблюдение используемых методик и правил  гражданского контроля. Технология – работа по правилам. Именно технологичность обеспечивает высокое качество и надёжность результатов контроля.
  • Всё фиксируется, всё документируется – все факты должны быть доказуемы. Протокол –   главный документ гражданского контроля.
  • Возможность добровольного устранения нарушений – каждый вышестоящий орган или правоохранительные органы узнают о нарушениях, допущенных ведомствами, ответственными за работу общественного транспорта,  лишь тогда, когда они отказываются или не справляются с устранением нарушений.
  • Гражданский контроль – это негосударственный контроль. Контроль, осуществляемый государственными или муниципальными служащими в рамках их должностных обязанностей, не может считаться гражданским.
  • Недопустимость конфликта интересов – гражданский контроль работы городского пассажирского общественного транспорта с точки зрения соблюдения прав и законных интересов пассажиров-потребителей не могут осуществлять профессионально и лично заинтересованные лица (профсоюзы, государственные и муниципальные служащие, имеющие отношение к сфере контроля, родственники и лица, находящиеся в прямом конфликте с «транспортным» ведомством, частными перевозчиками и т.п.).
  • Общественный наблюдатель обеспечивает и лично отвечает за достоверность предоставленной им информации в рамках гражданского контроля.

Примерный алгоритм контроля (непосредственного наблюдения) на остановочных пунктах 

  1. Группа наблюдателей приходит на определённый заранее остановочный комплекс за 10 минут до начала дежурства и сообщает координатору контроля о прибытии на место. «Ориентируется на местности», определяет места, наиболее удобные для наблюдения за транспортными средствами, готовит протоколы для заполнения, договаривается о распределении обязанностей («ты фиксируешь движение этих маршрутов, а я — этих» и т.п.). Наблюдатели сверяют часы и еще раз знакомятся с Инструкцией.
  2. Контроль начинается точно в определённое для него время и осуществляется в строгом соответствии с Инструкцией, разработанной инициатором контроля. Примерный перечень процедур контроля на остановочных пунктах:
  • наблюдатели заносят в протоколы информацию о движении транспортных средств через остановочный комплекс по заранее определённым параметрам (время прибытия, государственный номер, номер маршрута, наличие на транспортном средстве необходимой для пассажиров информации, размещение транспортного средства относительно остановки и т.п.);
  • наблюдатели фиксируют (заносят в протокол и фотографируют) состояние информационного обеспечения остановочного пункта (наличие и содержание информационных табличек с названием остановки, номерами маршрутов и интервалами движения и т.п.);
  • наблюдатели фиксируют (заносят в протокол и фотографируют) состояние остановочного пункта по параметрам сервисности и безопасности для пассажиров (количество и состояние посадочных мест, наличие навеса, отсутствие наледи на спусках к проезжей части и т.д.);
  • другое (например, экспресс-анкетирование пассажиров).
  1. По истечении времени дежурства общественные наблюдатели непосредственно на месте контроля сверяют результаты проделанной работы с заданием в Инструкции, устраняют упущения. Сообщают диспетчеру контроля о завершении дежурства.
  2. На месте контроля или после него, в более удобных условиях, общественные наблюдатели оформляют и подписывают протоколы, при необходимости вносят данные протоколов в сводные таблицы.
  3. В установленные сроки общественные наблюдатели предоставляют протоколы и другие документы контроля организатору контроля.

Правила проведения контроля (непосредственного наблюдения)

  • Участие в гражданском контроле лиц, не прошедших обучения/инструктажа – недопустимо.
  • Общественные наблюдатели действуют в строгом соответствии с Инструкцией для общественного наблюдателя, тщательно соблюдают технологию контроля.
  • Общественные наблюдатели максимально вежливы, предупредительны со всеми участниками пассажироперевозок, не допускают вмешательства в процесс пассажироперевозок.
  • Организатор контроля обеспечивает общественного наблюдателя полным набором документов, материалов и технических средств, необходимых для осуществления контроля (ручки или карандаши, фотоаппарат(ы).
  • Организатор контроля обеспечивает общественным наблюдателям информационную, методическую и организационную поддержку во время проведения контроля через координатора-консультанта или иным образом.
  • У каждого общественного наблюдателя должно быть «удостоверение» общественного наблюдателя, выданное организацией-инициатором контроля и удостоверяющее участие наблюдателя в гражданском контроле работы городского пассажирского транспорта на определённом остановочном пункте в определённое время. «Удостоверение» подписывается руководителем и закрепляется печатью организации-инициатора контроля.
  • Любая информация, получаемая в ходе контроля, должна документироваться (фиксироваться письменно, фото).
  • Заполнение протокола наблюдения – главная работа общественного наблюдателя.
  • Общественный наблюдатель не может допускать неточности, приблизительности при документировании своих наблюдений.

Условия реализации технологии

  1. Региональные и муниципальные власти должны быть минимально терпимы к независимым гражданским инициативам.
  2. Общественная организация-инициатор контроля должна быть способна собрать и подготовить достаточное число общественных наблюдателей.
  3. Желательно, чтобы организация-инициатор была вполне продвинутой в некоммерческом менеджменте и современном делопроизводстве, в ней должны быть сотрудники с социологическими навыками, по крайней мере, на любительском уровне (разработка анкет и т.п.) и имеющие опыт методической деятельности (разработка инструкций, протоколов наблюдения и т.п.). Желателен опыт работы с добровольцами. Впрочем, при известном упорстве, добросовестности и технологической дисциплине и сам гражданский контроль может существенно продвинуть организацию в этих направлениях.
  4. Организация-инициатор должна иметь опыт «гражданского влияния»: стимулирования/принуждения властей к защите общественных интересов.
  5. Реализация данной технологии не предполагает существенного финансирования. Основные затраты — это тиражирование инструментария (протоколы наблюдения, инструкции и т.д.) и приобретение письменных принадлежностей (ручек или карандашей). Разумеется, при условии, что менеджмент, методическое, информационное и прочее обеспечение контроля осуществляются членами организации на безвозмездной основе и у организации есть фотоаппарат(ы).

Особенности отдельных процедур гражданского контроля

Запуск гражданского контроля (постановка проблемы инициатором контроля, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля).

Суть этой процедуры – инициатор (общественная организация, инициативная группа) принимает внутреннее официальное решение об организации и проведении гражданского контроля. Решение принимается полномочным органом (собранием/правлением/руководителем).

Сбор информации о существующей ситуации, об организации городских общественных пассажироперевозок (нормативная база пассажироперевозок, структура управления городским пассажирским транспортом, основные проблемы и т.д.).

Что-то можно найти в открытом доступе, на официальных сайтах. Целесообразно запросить официальную информацию в профильных муниципальных и региональных ведомствах. Желательно ознакомиться с различными отчётами Администрации (ее подразделений) за последние годы, касающиеся городского транспорта. Основная предварительная информация:

  • Нормативные акты, регулирующие деятельность городского пассажирского общественного транспорта.
  • Материалы проверок различных контролирующих инстанций.
  • Статистическая информация: количество и качество жалоб от пассажиров, статистика пассажиропотока и т.д.

Важно также быть в курсе общественных и политических оценок ситуации с городским транспортом: заявления и мнения чиновников, политиков, общественных организаций и их лидеров, результаты опросов общественного мнения, др.

Составление программы контроля и графика работ (определение целей, задач, методов и параметров контроля, составление плана-графика всех работ).

Программа контроля отвечает на вопросы: зачем контролируем (цель контроля), что контролируем (параметры контроля), где контролируем (места непосредственного наблюдения), как контролируем (методы контроля), когда контролируем (время, график  контроля).

Возможные параметры гражданского контроля:

  • № маршрута каждого транспортного средства;
  • государственный (учетный – для электротранспорта) номер каждого транспортного средства;
  • наличие № маршрута впереди, сбоку и позади каждого транспортного средства;
  • время прибытия транспортного средства на остановку (позволяет оценить соблюдение интервалов/графика движения); 
  • место остановки транспортного средства относительно остановочного комплекса;
  • вошли ли в транспортное средство все желающие;
  • наличие на остановке таблицы с №№ маршрутов, актуальность данной информации;
  • наличие на остановке таблицы с интервалами/графиком движения для каждого из маршрутов.

Подготовка и проведение гражданского контроля – достаточно сложные виды деятельности, требующие учёта многих факторов и проведения самых различных работ. Программа и план-график работ позволяют упорядочить во времени и в пространстве эту сложную и разнообразную деятельность.

Разработка самой технологии и инструментария контроля (разработка плана (стандарта) контроля (непосредственного наблюдения), инструкции для общественного наблюдателя, бланков протоколов, и т.п.).

Смотрите инструментарий к данной технологии. Данные документы – не догма. Догмой является обязательная разработка плана (стандарта) контроля (непосредственного наблюдения и обеспечивающих исполнение этого плана (стандарта) бланков протоколов наблюдения, опросных листов, таблиц, инструкции для общественного наблюдателя и т.п. Контроль основан на документальном доказательстве нарушений. Контроль живёт документами, он – бюрократическая процедура. Весь инструментарий должен быть максимально удобен для использования, заполнения, передачи и т.д.

Организационно-техническая подготовка контроля (тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, и т.д.).

У общественного наблюдателя всё необходимое должно быть в достатке и обеспечено инициатором контроля. Комфорт общественного наблюдателя во время контроля обеспечивается его полной «вооружённостью», он должен только наблюдать, не заботясь о мелочах. Например, все дежурство происходит «под открытым небом», исключительно стоя – заполнять бумаги в таком положении неудобно, поэтому все общественные наблюдатели должны быть обеспечены планшетами. В запасе у наблюдателей должны быть ручки, карандаши, запасные протоколы, чистые листы бумаги.

Максимальный «набор общественного наблюдателя»:

  • Паспорт.
  • «Удостоверение общественного наблюдателя».
  • Инструкция для общественного наблюдателя.
  • Бланки протоколов наблюдения и другие материалы для заполнения.
  • Шариковая ручка, карандаш, запасная ручка и карандаш.
  • Планшет (нечто, заменяющее его).
  • Листы чистой бумаги.
  • Часы.
  • Фотоаппарат с необходимыми комплектующими.
  • Сумка, удобная для ношения всего этого во время контроля.

Подбор и подготовка общественных наблюдателей

Важнейшая из подготовительных операций. Гражданский контроль не требует от общественных наблюдателей особых специальных знаний, но требует гражданской заинтересованности и минимального опыта общественной или профессиональной деятельности в сфере контроля.

Варианты привлечения общественных наблюдателей:

  • Члены, сотрудники, волонтеры организации-инициатора гражданского контроля (минимальный состав «бригады общественных наблюдателей» — 2 человека; одна остановка – одна бригада).
  • Члены, сотрудники, волонтёры нескольких партнёрских, дружественных общественных организаций, готовые присоединиться к контролю из соображений долговременного партнёрства, солидарности и т.п. (так обычно формируется «корпус общественных наблюдателей», когда инициатором контроля выступает Пермская гражданская палата).
  • Члены, сотрудники, волонтеры организаций, в той или иной степени заинтересованные в контроле – потребительские, ветеранские, инвалидные. Их необходимо убедить, предоставить соответствующие аргументы «выгодности» участия в контроле.
  • Представители органов территориального общественного самоуправления. Они могут быть привлечены к гражданскому контролю тех маршрутов, которые обслуживают их микрорайоны.
  • Иные инициативные группы и независимые активисты, существующие волонтёрские группы и инициативы.
  • Студенты (в Перми, например, существует практика привлечения студентов к тем или иным видам гражданского контроля в рамках учебной практики).

Все общественные наблюдатели в обязательном порядке должны пройти обучение технологии гражданского контроля и инструктаж. Организация этого обучения, инструктажа – обязанность инициатора контроля.

Непосредственное проведение гражданского контроля

Смотрите вариант инструкции, протоколов.

Обработка и оформление полученной информации

Протоколы, фотоматериалы систематизируются и архивируются.

Данные всех протоколов наблюдения и прочая полученная информация по контролируемым параметрам сводятся в единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа. Смотрите выше возможный перечень параметров.

Анализ и оценка полученной информации

Анализ и оценка производится с точки зрения соответствия полученной информации избранной системе критериев. Например: в какой степени соблюдаются те или иные права и интересы потребителей (пассажиров общественного транспорта) и т.д.

Разработка заключения (аналитического отчета) и рекомендаций

Заключение должно включать в себя:

  • «Паспорт гражданского контроля» – справка о том кто, где, когда, как и зачем контролировал, и краткое описание методики контроля.
  • Основные результаты контроля по контролируемым параметрам (возможно, в виде таблицы).
  • Выводы по результатам контроля (что плохо, что хорошо): выявленные закономерности, проблемы, типичные нарушения и т.д. Общая оценка работы городского общественного транспорта. Предположения о причинах проблем, возникающих в работе городского пассажирского транспорта.
  • Требования, предложения, рекомендации.

К заключению желательно приложить копии всех протоколов и сводных таблиц – получатели должны иметь возможность сделать собственные выводы по результатам контроля.

Рекомендации по улучшению ситуации желательны, но не обязательны. Форму Заключения инициатор контроля выбирает сам. В Заключении необходимо выдержать правильный тон: «ничего личного», никакой вкусовщины, эмоциональных обвинений, обзывательств и т.п., под каждым тезисом – чёткая доказательная база, оценки – аргументированные и ясные, требования –   чёткие и реалистичные, рекомендации – конкретные.               

Внутреннее подведение итогов контроля (с приглашением всех общественных наблюдателей, с вручение всем участникам благодарственных грамот (писем), памятных сувениров, других поощрений).

Очень важная часть технологии, мотивирующая общественных наблюдателей на участие в следующих акциях гражданского контроля, в других сферах.

Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений (планирование действий инициатора контроля по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных и своевременных мер по результатам контроля).

Содействие устранению выявленных нарушений – важнейшая часть технологии гражданского контроля. Для устранения нарушений контроль и проводится. Опыт говорит о том, что сам факт выявления нарушений и информирования о них компетентных лиц не обеспечивает устранения этих нарушений. Устранения нарушений, как правило, надо добиваться: упорно и последовательно, при необходимости меняя методы воздействия на ответственных лиц. Гражданский контроль дискредитирует себя, если ограничивается только направлением Заключения в соответствующие органы и организации. Инициатор контроля должен заранее планировать свои действия по обеспечению устранения выявленных нарушений. Арсенал этих действий достаточно широк:

  • Направление Заключения с требованием устранить выявленные нарушения Администрации города,  в соответствующие ведомства. 
  • Проведение переговоров и иных согласительных процедур для разрешения спорных ситуаций, для разъяснения позиции инициатора контроля.
  • Создание совместных с полномочными органами комиссий по проверке нарушений, выявленных в ходе контроля.
  • Жалобы на непринятие мер в вышестоящие органы регионального и федерального уровня.
  • Обращения с требованием принятия мер в профильные надзорные органы.
  • Обращение к общественному мнению, широкое освещение информации о нарушениях и злоупотреблениях в средствах массовой информации (пресс-релизы, пресс-конференции, организация публикаций в СМИ и т.д.).
  • Проведение общественных акций и кампаний с требованием устранения выявленных нарушений (пикеты, сбор подписей, различные символические акции и т.д.).
  • Обращение в органы прокуратуры как с требованием устранения выявленных нарушений законодательства, так и с жалобой на непринятие должных мер со стороны полномочных органов.
  • Другое, на усмотрение инициатора контроля.

Желательно прибегать к этим мерам воздействия именно в такой последовательности: от мягких, информационных к всё более жёстким, принудительным.

Контроль устранения выявленных нарушений

Данный контроль предполагает: добиваться получения официальных ответов на все обращения по результатам гражданского контроля, регулярно обзванивать лиц, ответственных за устранение нарушений, повторные акции контроля и т.д.

Документация технологии

  • Программа гражданского контроля.
  • План-график мероприятий по подготовке и проведению гражданского контроля.
  • Заполненные протоколы наблюдения.
  • Инструкция для общественного наблюдателя.
  • «Удостоверение общественного наблюдателя».
  • Сводные таблицы с данными протоколов наблюдения.
  • Заключение (аналитический отчет) по результатам гражданского контроля.
  • Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации.
  • Жалобы, заявления обращения по результатам контроля.
  • Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам контроля.

— 

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль соблюдения графиков движения общественным транспортом города Перми

Инструментарий. Скачать

Гражданский контроль соблюдения графиков движения общественным транспортом города Перми

Отчёты. Скачать

Гражданский контроль комфортности перевозок общественным транспортом

Истории

Всеволод Бедерсон

Опыт гражданского контроля комфортности перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте

Пермская гражданская палата

2008-2015 годы

Опыт данного гражданского контроля основывается исключительно на учебных (пилотных) акциях контроля, проведенных специалистами Пермской гражданской палаты в течение 2014-2015 гг. в Кирове, Ижевске, Челябинске, Ульяновске и Владимире.

Участникам мероприятий было дано практическое задание – принять участие в акции гражданского контроля комфортности перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте. Участники разделялись на пары и отправлялись в город, чтобы провести контроль. Смысл работы каждой пары было проехать в любом транспорте (автобусе, трамвае или троллейбусе) 1-2 остановки, чтобы успеть отметить в протоколах необходимую информацию: наличие информации о перевозчике, объявляются ли остановки, курит ли водитель во время движения, разговаривает ли водитель во время движения по телефону и др. Разработанный протокол контроля подразумевает минимальное заполнение информации, что называется, «от руки», то есть участникам акции не пришлось много записывать, что вызвало бы подозрение у кондукторов или других пассажиров, вместо этого протокол заполняется с помощью надрывания в необходимых местах протокольного листа, в зависимости от необходимого ответа на тот или иной вопрос. Такая необычная и удобная форма протокола всем участникам учебных акций контроля понравилась и была взята на заметку для дальнейшего использования уже в «настоящих» акциях контроля.

Ввиду того, что данные акции контроля представляли собой учебные мероприятия, то и итоги контроля подводились только в учебных целях: собранная в ходе контроля информация и статистика не высылалась в профильные органы власти для принятия мер по устранению нарушений, а использовалась только с целью обучить участников мероприятий навыкам  составления итоговых отчетов или актов по результатам контроля.

  Источники:

Сайт Пермской гражданской палаты:

http://www.pgpalata.ru

— 

Контакты:

Пермская гражданская палата,

председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль комфортности перевозок общественным транспортом

Описание технологии

Гражданская технология «Гражданский контроль комфортности перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте»

Пермская гражданская палата

2014-2015 годы

Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы повысить качество обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте, повысить культуру перевозок в городском общественном транспорте.

Где и кого контролируем (объект контроля) – городской пассажирский транспорт.

Что контролируем (предмет контроля) – качество перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте.

Кто контролирует (субъект контроля) – общественные наблюдатели, группы не менее, чем из 2-х человек.

Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – качественное и своевременное обслуживание пассажиров в городском общественном транспорте, устранение выявленных нарушений.

Основные процедуры технологии

  • Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
  • Формулирование критериев для выборки транспортных единиц, необходимых для проведения контроля (Какой транспорт будет проконтролирован? Какие маршруты будут проконтролированы? Сколько транспортных единиц будут проконтролированы?).
  • Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
  • Разработка самой технологии и инструментария контроля.
  • Сбор контактной информации о собственниках маршрутов, которые будут проконтролированы: ФИО собственников, телефон, почтовый и электронный адреса.
  • Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
  • Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов и т.д.
  • Непосредственное проведение гражданского контроля.
  • Обработка и оформление полученной информации.
  • Анализ и оценка полученной информации.
  • Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
  • Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
  • Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений.
  • Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
  • Контроль устранения выявленных нарушений.

Примерный стандарт гражданского контроля качества перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте

Каждый протокол (протокольный лист) акции гражданского контроля качества перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте рассчитан на 1 транспортную единицу (1 протокол – это 1 автобус, троллейбус или трамвай).

Протокол акции гражданского контроля качества перевозок и обслуживания пассажиров в городском общественном транспорте надлежит заполнять двумя способами:

  1. Письменно общественным наблюдателям необходимо отметить в протоколе:
    1. дату гражданского контроля;
    2. время гражданского контроля конкретной транспортной единицы;
    3. ФИО общественных наблюдателей;
    4. номер маршрута конкретной транспортной единицы;
    5. государственный регистрационный номер конкретной транспортной единицы;
    6. ФИО собственника конкретной транспортной единицы;
    7. поставить свои подписи;
    8. заполнить поле «Дополнительная информация» при необходимости.
  2. Надорвав необходимый вариант ответа (ДА / НЕТ) по левой стороне протокольного листа, общественные наблюдатели должны отметить в протоколе:
    1. отметить наличие таблички с ФИО водителя;
    2. отметить наличие таблички с ФИО кондуктора;
    3. отметить наличие таблички с контактной информацией для связи с собственником;
    4. отметить наличие схемы движения общественного транспорта г. Перми;
    5. отметить наличие схемы движения конкретного маршрута;
    6. отметить, объявляются ли в транспорте остановки;
    7. отметить наличие специальных молотков для разбивания окон в случае аварии;
    8. отметить, играет ли громкая музыка в салоне транспортной единицы;
    9. отметить наличие таблички о запрете проезда с пивом;
    10. отметить, курит ли водитель или кондуктор в транспортном салоне;
    11. отметить, разговаривает ли водитель во время движения по телефону (аппарату, без использования дистанционных устройств).

Особенностью данного гражданского контроля то, что ключевым адресатом результатов акции являются не столько органы власти, сколько собственники транспорта, обслуживающие те или иные маршруты. В тех случаях (городах), где весь общественный транспорт является муниципальным, то ключевой адресат – только профильный орган власти городской администрации (комитет по транспорту, например). Если же транспорт обслуживается и частными перевозчиками, то организаторам следует заранее озаботиться сбором их контактов и, по итогам акции контроля, рассылки перевозчикам результатов контроля и предложений по устранению нарушений. Следует понимать, что стиль и тональность писем перевозчикам должна отличаться от стиля и тональности писем в органы власти. Бессмысленно что-либо требовать от перевозчиков, рекомендуется выстраивать коммуникацию таким образом, чтобы ее суть заключалась в попытке совместными усилиями улучшить качество городских перевозок и обслуживания в общественном транспорте.

В случае выявлении конкретных и, возможно, каких-либо грубых нарушений законодательства организаторам контроля следует обращаться и в муниципалитет и, в отдельных случаях, в надзорные органы (полицию, прокуратуру).

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

Гражданский контроль комфортности перевозок общественным транспортом

Инструментарий                                                                                   

Протокол гражданского контроля комфортности перевозок общественным  пассажирским транспортом г. Перми

Пермская гражданская палата

2008 год

Протокол заполняется посредством надрыва листа протокола напротив устраивающего варианта ответа.

Контакты:

Пермская гражданская палата,

эксперт – Бедерсон Всеволод Дмитриевич: palata@pgpalata.org

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.