Создание гражданами произведения совместным творческим трудом признается соавторством независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, соавторство при создании какого-либо произведения признается, если

  • в результате создано единое коллективное произведение. Например, роман (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев») или кинокартина (законодательство признает право авторство на аудиовизуальное произведение сразу за тремя лицами: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор). То есть в результате должна появиться не просто сборка научных статей, как в сборнике по итогам проведения научно-практической конференции. Необходима такая взаимная увязка внутренней формы и содержания всех частей произведения, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Например, писателя и художника в редких случаях признают соавторами повести, романа или рассказа, поскольку изъятие иллюстраций из текста, как правило, не влияет на художественные достоинства литературной основы. Напротив, исключение из текста романа отдельных глав, подготовленных другим писателем, не может не сказаться на его эмоционально-чувственном восприятии.

 

  • произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц. Соавторы могут работать над произведением вместе или каждый из них работает над отдельной частью произведения. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

 

  • соавторство носит творческий характер. Верховный Суд неоднократно указывал, что «не дает оснований для признания соавторства оказание автору или соавторам технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)». Поэтому при разрешении споров о соавторстве одним из главных вопросов, стоящих перед судом, является установление характера труда, вложенного в произведение каждым из его создателей.

 

  • между соавторами было достигнуто соглашение о возникновении соавторства. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав. Правда, в законодательстве это требование отсутствует. Необходимость соглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановлении от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникших из авторских правоотношений». Верховный Суд указал, что по смыслу закона «соавторство двух или более лиц на произведение науки, литературы и искусства возникает в случаях, когда каждый из них по взаимному согласию внес в это произведение свой творческий вклад. Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любой стадии создания коллективного произведения или после его завершения. В силу закона соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии такого соглашения». И хотя законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к данного рода соглашениям. Лучше, чтобы оно имело письменную форму или, в крайнем случае, чтобы условия этого соглашения оговаривались в присутствии третьих лиц. Подтверждением этого соглашения могут стать черновики работы над произведением (например, рукописный вариант статьи, рассказа, романа одного из соавторов с правками, внесенными другим соавтором). В противном случае судебная практика не признает в качестве подтверждения соавторства гипотетических ссылок на предоставление материалов (фактов, идей, историй), на совместное обсуждение конкретного произведение, если отсутствует документальное подтверждение участия каждого из соавторов в создании системы художественных образов, внутренней структуры произведения. Так, например, судебная практика не признает в качестве соавтора произведения:
    — лиц, у которых бралось интервью;
    — лиц, чья биография стала основой для создания ее литературной обработки;
    — лиц, чьи творческие идеи тем или иным образом повлияли на доработку произведения.