Как защититься от коллекторов

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Как защититься от коллекторов

Если вы не являетесь поручителем или не вступили в наследство , где имелся чужой долг, а являетесь родственником или знакомым должника – вы не обязаны погашать чужие долги!

1. Если вам позвонили коллекторы

Если вы не являетесь поручителем или не вступили в наследство , где имелся чужой долг, а являетесь родственником или знакомым должника – вы не обязаны погашать чужие долги! По российскому законодательству ни родители, ни дети, ни братья-сестры не отвечают по кредитным обязательствам других людей! Даже супругов обязать отвечать по обязательствам друг друга может принудить только суд. Поэтому, если коллекторы звонят вам по чужому долгу, смело заявляйте им, что не имеете отношения к данному кредиту и выплачивать его не собираетесь. На этом разговор с коллекторами стоит прекратить, поместив номер коллекторов в черный список. Кроме того, напишите заявления в правоохранительные органы (прокуратуру или полицию) о нарушении правил обработки и хранения персональных данных (законом предусмотрена административная ответственность), а также о вымогательстве. После того, как эти заявления поступят в надлежащие органы, коллекторы, скорее всего, от вас отстанут. Если этого не произойдет, обращайтесь в полицию по каждому факту общения с коллекторами.

Большинство методов по выбиванию долгов незаконно. Например, звонки после 23:00 можно квалифицировать как хулиганство, требование денег – вымогательство. Представители коллекторов прекрасно это понимают, и ориентируются на тех, кто не знает своих прав. Чтобы повернуть разговор в свою пользу, вам достаточно придерживаться следующих правил:

Как только вы поняли, что вам звонит коллектор, скажите собеседнику: «Подождите минуту, я включу запись разговора». Большинство современных мобильников имеют функцию диктофона (постарайтесь заранее изучить свой телефон), но даже если у вас такой возможности нет – ничего страшного. Просто скажите коллектору, что вы включили аудиозапись и можете продолжить разговор; этого будет достаточно, чтобы собеседник вел себя более корректно.

Как правило, коллекторы не скрывают информацию о себе, но сообщают ее только в том случае, если вы сами зададите нужные вопросы. Выясните и запишите следующие детали:

•  ФИО и должность человека, который звонит;

•  полное название компании, которую он представляет;

•  почтовый и юридический адрес этой компании;

•  контактные телефоны.

Даже если вы не собираетесь платить, желательно прояснить ситуацию. Уточните, какое отношение звонящий имеет к банку-кредитору, какой договор заключен между банком и коллектором. Выясните, чего от вас хочет коллектор, какую сумму и на каких условиях он требует. При этом нужно помнить, что сказанное по телефону – это только справочная информация, на которую нельзя полагаться с юридической точки зрения.

Для самого себя определите стратегию: готовы ли вы заплатить, как того требует коллектор, или не готовы. Если вам необходимо собрать дополнительную информацию, чтобы взвесить все плюсы и минусы, так и скажите: «Мне нужно подумать, перезвоните завтра». Как правило, выплачивать долги на условиях коллектора невыгодно, и наиболее частой является стратегия «не платить».

Итак, если вы не собираетесь платить на условиях коллектора, то продолжать телефонный разговор не имеет смысла. Вы можете просто положить трубку, но лучше четко обозначить свою позицию: «Я не согласен с вашими условиями. Дальнейшее общение – только через суд. Если вы будете меня беспокоить, я напишу заявления в полицию, прокуратуру и центробанк».

 

2. Если пришли к вам домой

Вы можете вызвать полицию. Помните, что прийти к вам домой (а тем более описывать имущество!) могут только судебные приставы-исполнители и только на основании исполнительного листа или судебного приказа ! Если же коллекторы не уходят, начинают звонить в дверь соседям или шуметь, то вызывайте сотрудников полиции, указав, что неизвестные люди пытаются проникнуть в ваше жилище, и вы опасаетесь за свою жизнь и здоровье.

Итак, жалоба в прокуратуру должна содержать следующие элементы:

•  ФИО, телефон и адрес регистрации заявителя, а также (при их различии) адрес, по которому с заявителем можно связаться.

•  Конкретные фактические обстоятельства или действия, которыми по разумению заявителя нарушаются его законные права и интересы.

•  Примерная квалификация этих действий в соответствии с законодательством.

•  Просьбу разобраться в данной ситуации, провести прокурорскую проверку и сообщить вам о ее результатах.

•  Приложения, которые подтверждают фактические обстоятельства, изложенные в заявлении.

Что делать?

Написать заявление на отзыв персональных данных и жалобу в прокуратуру по месту жительства.

Заявление об отзыве персональных данных нужно направлять как на юридический, так и на фактический адрес банка заказным письмом. Если вас беспокоят коллекторы, то еще одну копию заявления нужно дополнительно направить в коллекторское агентство.

Не забудьте приложить к заявлению об отзыве персональных данных у банка копию вашего кредитного договора и копию паспорта. Это поможет банку сразу найти ваше кредитное дело и внести в него соответствующие изменения. Если у вас на руках нет кредитного договора – не беда, прикладывайте только копию паспорта и посылайте заявление.

Жалоба в прокуратуру пишется в произвольной форме. В жалобе обязательно укажите суть и свои контакты. Можно приложить любые доказательства. В течение месяца вы должны получить письменный ответ.

Смотреть Образцы заявлений.