Школьная вендетта по-добрянски

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Школьная вендетта по-добрянски

Если жалоба родителя стала причиной крупных неприятностей для директора, является ли это поводом преследовать ребёнка? Кажется этот страх, застрявший в головах родителей ещё с советских времен, не более чем миф. Не станет педагог оказывать давление на ребёнка, чтобы наказать мать. Не будет откровенно игнорировать требования закона об образовании. Не станет использовать все доступные и недоступные средства, чтобы выдавить неугодную семью из школы.

Как это ни поразительно, но временами эти фантастические истории происходят в реальности. Директор СОШ №5 г. Добрянка объявила настоящую вендетту родительнице, которая написала несколько жалоб на нарушения требований законодательства в школе. Администрацию школы привлекли к штрафу. Нелояльность школе оскорбила директора, учителей и родителей. А дальше была развернута широкомасштабная кампания по выдавливанию ребёнка из школы.

Класс начальной школы, в котором учится девочка, был расформирован, все были переведены в другие классы (всего 6 в параллели), все кроме одной. Директор принудительно, вопреки категорическим протестам матери, перевёл ребёнка на обучение по индивидуальному учебному плану. С ноября 2016 года девочка ходит в школу каждый день, занимается одна в пустом классе. Это сделано специально, хотя официальная позиция «потому что родители других детей не хотят, чтобы девочка училась в их классе». Накал страстей поддерживается на встречах с родителями. Директор обещает, что если пустить девочку в класс, её мать не даст спокойной жизни. К слову, девочка учится на 4 и 5, и к её поведению нет претензий.

В Службу поддержки участников образовательного процесса периодически поступают вопросы «в нашем классе хулиган, не учится, всех травмирует, сладу нет, куда написать, чтобы его перевели из нашего класса (выгнали из нашей школы)». Такие проблемы чаще возникают в начальной школе. Был даже случай, когда родители обратились с таким требованием в суд. Суд классифицировал жалобу родителей как злоупотребление правом. Ничто не может быть поводом для ограничения конституционного права человека на получение образования в той форме, которая выбрана родителями, ничто не может быть поводом для дискриминации. Администрации школ, возможно, и хотели бы отказаться обучать трудного ребенка, но закон этого не позволяет. 

Позиция директора не является новой: «Эта моя школа и я решаю, кто тут будет учиться, а кто нет». Но, благо, для этого есть контролирующие инстанции, которые следят за соблюдением закона. Нарушения прав ребенка очевидны. Мать пишет жалобу в прокуратуру, в Министерство образования Пермского края и в Государственную инспекцию по контролю за соблюдением законодательства.  И тут случается самое поразительное. Прокуратура отказывается рассматривать заявление и пересылает в Госинспекцию. Госинспекция и Министерство  образования Пермского края пишут отписки (ответы в приложении). Причём в качестве аргумента повторяют довод  директора «родители против обучения этого ребенка в их классе», не давая этому обстоятельству никакой оценки.  Фактически все инстанции встают на сторону директора, давая ему карт-бланш.

Особенно тревожит и пугает попытка директора оправдать свои решения пожеланиями родительской общественности. Одно дело, учитывать мнение родителей по вопросам, которые затрагивают их интересы. Другое – ограничивать права отдельно взятой ученицы, в ответ на пожелания этой самой общественности. Еще более пугает политика невмешательства уполномоченных органов. Не дай бог, создать такой прецедент. Если наделить родителей правом выбирать с кем они хотят учиться в одном классе и решать, кто не достоин, по мнению активного экзальтированного большинства, посещать их школу – с правом на образование можно будет попрощаться.

В январе мать написала жалобу в Управление образования Добрянки и предупредила директора о намерении обратиться за защитой прав в суд, если ситуация не изменится. В ответ директор написал жалобу в полицию с просьбой проверить, как мать соблюдает свои родительские обязанности.

История уже попала в СМИ, уже задействованы все возможные инстанции. И ничего не дает результата. Никто не считает нужным вторгнуться в вотчину директора школы и обязать его прекратить нарушения.  Надзорные органы, призванные контролировать соблюдение законодательства, молчат. Мать осталась один на один с ситуацией. Девочка третьеклассница продолжает находиться в искусственной изоляции за то одно, что мать «слишком часто жалуется».

Положение ребенка, оказавшегося заложником в разборках взрослых, которые пошли на принцип, не может не беспокоить. Тем не менее, нужно отдать должное матери, которая не отступилась. Судя по количеству присылаемых родителями историй, ситуация, когда школа вынуждает неугодных уйти из школы, используя моральное давление и создавая невозможные условия обучения, является распространенной. Большинство родителей выбирает моральное благополучие ребенка. Раз за разом повторяясь, произвол становится нормой. Стоит ли дальше учиться в этой школе? Есть о чем задуматься. Стоит ли отстоять свои нарушенные права? Безусловно!

Приложение 1.

Приложение 2.

Лера Перова,
Служба поддержки участников образовательного процесса