Игорь Аверкиев: Кошмарное чудо резни

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Мнения и взгляды > Игорь Аверкиев > Игорь Аверкиев: Кошмарное чудо резни

Чудо (если без мистики) – это редчайшее, почти невероятное стечение реальных обстоятельств. Если чудеса касаются людей, то тогда чудеса можно поделить на хорошие и плохие. То, что произошло в мотовилихинской школе – это плохое чудо, кошмарное. Глупо искать социальные, политические, культурные и прочие закономерности в этом редчайшем стечении личностей, мотивов и обстоятельств. Точнее, это плохое чудо можно объяснить хоть чем. Всё плохое, что есть в нашем обществе и во всём мире, годится для объяснения этой резни. И что? Мы будем исправлять мир? Страну?

Точно знаю: всё, что будет ВЫЯВЛЕНО в это несчастной школе, будет присуще большинству других пермских, свердловских, самарских, иркутских и прочих школ. Но ведь в них ничего такого не было и не будет, хотя все выявленные условия будут на лицо. В этом и суть любой случайности – при разматывании причинно-следственных связей она кажется закономерностью, однако в миллионе других мест эти причинно-следственные связи почему-то в таком же порядке не складываются. Но никто так думать не будет. Все будут думать совершенно по-другому.

Маховик уже запущен. Сейчас и общество и власти из этого редчайшего СЛУЧАЯ будут делать социальный ФЕНОМЕН – они иначе не могут, потому что боятся повторения, а чтобы предотвратить повторение, нужно выявить причины, закономерности, условия. Вот они и будут превращать случайное в закономерное. Только в отношении закономерного можно принять меры; только приняв меры, можно избавиться от страха.

После этой резни, что бы мы не делали, – город точно лучше не сделаем, но хуже сделать можем.

Главное:

Огораживание школ решётками, с настоящими КПП; превращение их в закрытые режимные учреждения, с настоящей охраной; ежедневный досмотр личных вещей детей; ужесточение полицейского контроля за неблагополучными подростками и многое другое, что способны выдумать особо тревожные родители и особо старательные чиновники — всё это не стоит фантомного, абсолютно иллюзорного страха перед повторением случившегося. Такие и подобные им кошмарные чудеса дважды не случаются, как минимум в одном и том же городе. Рассчитывать на их повторение — мракобесие какое-то.

Подростки, будучи в социально-нравственном плане фактически полулюдьми, естественно и нередко проявляют безжалостность и аморальность, в любой стране, в любые времена. Но рассчитывать на то, что многие из них способны на такую резню, – величайшая не правда и глупость. А для тех единиц на миллионы, которые способны на это, глупо перестраивать школьную жизнь всех остальных.

Школа, превращённая в казарму, погружённая в страх и в бесконечные бюрократические перестраховки по поводу безопасности, – худшее, что можно сделать со школой и с детьми в ней.