Свиристелинг, или как создать городские арт-объекты собственными руками

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Гражданский PR и GR > Свиристелинг, или как создать городские арт-объекты собственными руками

Название проекта «Свиристелинг», успешно осуществленного в 2016 году активистами из Центра прикладного урбанизма в Хабаровске, произошло от названия птицы амурский свиристель, которая обитает на Дальнем Востоке. Именно для нее неравнодушные хабаровчане и начали строить домики-свиристельники, представляющие из себя подлинные арт-объекты. Целью же акции было узнать, интересует ли горожан возможность попробовать свои силы в проектах, где требуется работать руками и инструментами, а детям поучиться у своих родителей и сделать что-то полезное для города.

Инициаторы предлагают следующий алгоритм для осуществления проекта:

1. В качестве первого шага найти партнёра среди мастерских по изготовлению декора или изделий из дерева. Заключить договор о совместном проведении акции, можно устный. У мастерской необходимо попросить предоставить материалы (фанеру, гвозди, ножовки и прочее) для изготовления скворечников. Таким образом, мастерская за счет минимальных вложений получает возможность стать инфоповодом для новостных сюжетов.

2. Выбрать в городе одно здание, находящееся на центральной улице. При этом желательно, чтобы оно имело историческую ценность (его могут спроектировать студенты-архитекторы);

3. Изготовить скворечники-свиристельники с изображением выбранного здания, либо его части на уровне 2-3 верхних этажей (башня, купол или другая верхняя часть);

4. Найти необходимый инструмент для размещения скворечника на дереве: веревку, нож, стремянку и прочее;

5. Договориться с видеооператором или же взять с собой видеокамеру или другое средство записи видео;

6. По возможности договориться с кем-либо из местных краеведов или историком о совместном участии в акции. Он может рассказать прохожим интересные истории о выбранном здании.

7. В выбранный день, находясь рядом со зданием, провести опрос прохожих:

В каком городе находится здание, изображенное на скворечнике?
Что вы знаете про это здание?
Обернитесь и посмотрите выше, узнали?

8. Записать все собранные ответы на видео;

9. Закрепить скворечник на дереве напротив здания с помощью верёвок, не повреждая дерево, записать процесс на видео;

10. После акции стоит сделать короткий видеоролик (с минимальными трудозатратами на монтаж — чем быстрее видео попадёт в сеть, тем лучше) и разместить во всевозможных социальных сетях. Если у арендаторов здания есть свой инстаграм или способ выхода на активную аудиторию, стоит с ними также безвозмездно поделиться видеозаписью для большего охвата.

Если в течение некоторого времени с вами не выйдут на связь местные СМИ, сделать рассылку на открытые e-mail адреса с предложением поучаствовать в следующей подобной акции по размещению скворечников.

Ниже следует описание второй репетиции, с которым можно просто ознакомиться, а можно и провести на деле:

1. Выбрать ещё 3-4 известных городских здания и по договоренности с мастерской изготовить соответствующие скворечники;

2. Найти необходимый инструмент для размещения скворечника на дереве: веревка, нож, стремянка и прочее;

3. В этот раз стоит действительно договориться с каким-либо краеведом или историком об участии в акции. Провести данный этап необходимо по аналогии с предыдущим, каждый раз задавая вопросы прохожим и записывая это всё на телекамеры и диктофоны репортёров. Историк может дать некоторую ремарку по выбранным зданиям для СМИ;

4) Во время работы со СМИ будет хороший повод договориться об освещении в сюжете анонса проведения открытой мастерской;

5) В процессе размещения скворечников сделать фотоотчет;

6) После проведения события провести рефлексию среди участников, сделать пост с результатами во все социальные сети, разместить сделанные фотографии, пригласить всех на открытую мастерскую (при её планировании).

Вышеописанный этап необходим для привлечения внимания к акции. Всего в Хабаровске было проведено две мини-репетиции, в процессе которых были установлены стилизованные под известные здания города скворечники-свиристельники (название в каждом городе можно менять под местную птицу). Для местных СМИ и медиа это является интересным инфоповодом, а новости и посты в социальных сетях служат импульсом для участия горожан в открытых мастерских.

Хабаровские активисты поступили следующим образом:

— В четверг был повешен первый свиристельник;

— Вечером того же дня выложили посты (видео, фото) в сети;

— В пятницу на активистов уже вышли медиа с просьбой дать комментарий. Активисты ответили, что в тот же день будут повешены ещё 4 домика для птиц авторской работы;

— Журналисты приехали снимать установку свиристельников, и во время пресс-подхода активисты заявили, что в воскресенье на набережной развернётся открытая мастерская.

За два дня до проведения открытых мастерских на набережной города вышел сюжет на телеканале 6TV, а за день до события в интернете появилась афиша о том, когда и где состоится событие. Для установки свиристельника был приглашен историк, который рассказал жителям города о том, когда и как была построена башня ЦУМа. Затем был проведен небольшой опрос жителей — узнают ли они здание, под которое стилизован свиристельник? Оказалось, что молодое поколение почти ничего не знает о нем, а вот среди людей постарше нашлись даже те, кто имел в свое время отношение к его строительству.

Что касается организации открытой мастерской, то первым делом необходимо договориться с площадкой проведения акции. Ей может быть любое общественное пространство: парк, набережная, сквер, бульвар. В некоторых случаях необходимо договориться с администрацией территории (стадионы, парки), либо такой договор не потребуется (скверы, бульвары), но это зависит от особенностей города.

В плане медиа-подготовки к проведению мастерской сперва надо назначить дату проведения события, после чего необходимо разместить анонсы в различных социальных сетях. Следует напомнить потенциальным участникам о необходимости брать с собой чай/пироги и инструмент (молоток и перчатки). Приветствуется и крайне одобряется прибытие горожан семьями в полном составе: чем больше поколений участвует в проекте, тем интереснее. Также настоятельно рекомендуется создать беседку организаторов в Telegram, VK или еще где-нибудь. Необходимо также пригласить представителей СМИ на событие и, по возможности, видеооператора для создания отчетного видеоролика.

В назначенный день работы мастерской команде организаторов желательно запастись собственным чаем для желающих и необходимым инструментом для изготовления и крепления скворечников.

Далее совместно с жителями изготавливаются скворечники в максимально возможном количестве. Во время события необходимо вести статистику: сколько пришло человек, сколько сделано скворечников и так далее. Делаются фотографии, участникам предлагается чай. Курировать процесс работы над скворечниками (в качестве альтернативы проведения, можно воспользоваться методичкой «городского выходного». Изготовленные скворечники размещаются на деревьях на выбранной территории. Между всеми участниками события производится опрос на тему, что понравилось, а что — нет, со сбором предложений по улучшению процесса проведения подобных событий впредь.

Процесс происходит наиболее эффективно, если разные поколения семей будут сообща работать и давать советы друг другу. Можно стимулировать знакомство между пришедшими людьми, а также вовлекать в процесс заинтересованных прохожих. Жителям разрешается забирать с собой скворечники для размещения на собственных дачных участках или во дворах. В Хабаровске данный процесс оказался настолько интересным, что помимо людей, специально пришедших на событие, оказалось много прохожих, присоединившихся к процессу на несколько часов.

Для производства необходимы следующие материалы: пила, перчатки, молоток, стремянка, веревки, гвозди, кисти, краски, термос, чай, пирог, инструкции по созданию скворечников. Верстаки делаются из деревянных поддонов (европаллетов).

Для промособытия изготавливаются сложные варианты скворечников. В Хабаровске, например, на них изображены известные здания города. На самой открытой мастерской изготавливают уже простой вариант (обычный скворечник), а свиристельником он становится только за счет стараний дизайнерского блока мастерской.

В принципе, лучше делать скворечники, которые пригодятся птицам. Лучше заранее узнать, какие размеры должны быть у летка (дырочки-входа), что понадобится жителям внутри и какого размера должен быть дом. У разных птиц разных регионов разные пожелания к этим параметрам.

Культурным кодом проекта стал амурский свиристель, подвид свиристеля, который обитает на Дальнем Востоке — птица, отличающаяся умом, сообразительностью, обжорством и любовью к забродившим ягодам. Под этот характер и переделывались скворечники.

Для работы мастерской необходимы мусорки, вода, аптечка, шишки и прочие декоративные элементы, паллеты, доски, пилы, молотки, гвозди, кисти, краски, что-нибудь, что можно расстелить на земле и поставить на это краски, перчатки, веревки, схемы сборки скворечника. Всё для декора свиристельников приносили городские дизайнеры и художники. Материалы активистам предоставило руководство набережной. Всего у хабаровских урбанистов оказалось около двух десятков досок, чего было более чем достаточно для создания 36 скворечников.

При проведении события были задействованы колонки и микрофоны, предоставленные руководством набережной. Ведущих не нанимали, с коммуникацией и координацией мероприятия организаторы справлялись сами. Пришедшие люди разбивались на команды — по 3-5 человек на создание одного свиристельника. Организаторы нашли в интернете аудиозапись пения птиц, подключили мобильник и вывели эти звуки на колонки, что создало соответствующую атмосферу.

Как выяснилось, такие открытые мастерские могут использоваться для вовлечения людей в создание уникальных атрибутов площадки и ее идентификации, что в какой-то степени создает брендинг места. В Хабаровске люди создали «свиристельный лес» на набережной и наполнили его своими эмоциями. Данное событие позволяет привлечь целевой трафик на определенную локацию; работы же участников открытых мастерских можно использовать для наполнения локации продукцией, которая будет вновь и вновь привлекать людей.

В результате работы мастерской с 15 до 19 часов было собрано и окрашено в разные цвета 36 свиристельников, 26 из которых было развешано на деревья набережной с помощью веревок, а остальные несколько свиристельников горожане забрали с собой, чтобы повесить у себя на даче или во дворе. Возраст активных участников варьировался от 3-х до 60 лет, но самыми активными и заинтересованными были, конечно, дети. Несмотря на прохладную погоду, ветер и временами поливавший дождь, на событие собралось более 100 участников, среди которых были 3, а то и 4 поколения одной семьи.

Событие вскрыло два запроса: во-первых, мужчины сегодня ставят свои машины на стоянках или во дворах. В итоге размыто понятие «отцовский гараж» именно как мастерская, место, где отец учит ребёнка забивать гвозди, стругать, пилить. Сегодня, когда ребёнку скучно, родители дают ему не ящик с инструментами, а телефон или планшет. В городе нет (или очень мало) мест, где взрослые могут учить детей работать руками. На открытой мастерской дети были счастливы.

Во-вторых, на акцию много людей приехали на велосипедах, и в итоге велосипедов образовалось две кучи. Вывод: на набережной Хабаровска не хватает велопарковок.

Организаторы также рекомендуют сделать резюмирующий пост в социальных сетях с указанием некоторых статистических данных, прикреплением фотографий или видео с процесса проведения события. Следует провести и рефлексию внутри команды организаторов события: сбор комментариев, фотоотчетов, аналитика, эмоции участников, реакцию окружающих и т.п.

Источник: Gosvopros.ru