Краевые власти взяли курс на ликвидацию органов местного самоуправления в пермских сёлах и посёлках

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Краевые власти взяли курс на ликвидацию органов местного самоуправления в пермских сёлах и посёлках

При завершении административной реорганизации местного самоуправления в Пермском крае такое явление как сельское местное самоуправление в Прикамье не останется. Оно будет ликвидировано, а вертикаль власти уткнётся в глав новообразованных городских округов. К такому выводу пришли участники пермских общественных слушаний, посвящённых кампании краевых властей по объединению сельских поселений в городские округа.

Об этих и других рисках реформы на публичных слушаниях «Местное самоуправление в Пермском крае: угрозы и перспективы» говорили жители пяти сельских поселений Пермского края, чьи органы местного самоуправления уже фактически ликвидированы, а сами поселения включены в новые городские округа: Оханска, Полазны, Верещагино, Горнозаводска, Октябрьского. Подобная участь ждёт ещё десятки пермских сёл и посёлков. Напомним, в течение последних двух лет в большинстве районов края, которых коснулась реформа, недовольные ею местные жители собирали подписи, проводили митинги, обращались в суды, однако повлиять на ход событий так и не смогли. Эксперты полагают, что это связано исключительно с политической волей руководства региона, а никак не с потребностями самих объединяемых территорий и их жителей.

«Пермский край – всего лишь один из 85 субъектов федерации. Возникает вопрос, насколько процессы, о которых мы сегодня говорим, характерны для страны в целом? За последние три года наблюдается общая, казалось бы, тенденция по стране в преобразования муниципальных районов в городские округа. Примерно 60 районов ликвидировано по стране в целом. Но, если начать изучать отдельные регионы, то ситуация оказывается гораздо интереснее. Из 85 субъектов РФ за последние девять лет в 66 субъектах вообще не было никаких преобразований. Мы говорим о ликвидации сельских поселений, когда муниципальный район превращается в городской округ – это означает ликвидацию сельских поселений. Так вот подавляющее число регионов России не используют эти инструменты. То есть это далеко не общероссийский тренд», – анализирует Пётр Панов, политолог, доктор политических наук, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН.

«Пермский губернатор и краевое правительство задались целью лишить пермские деревни, сёла и посёлки права иметь свои собственные органы местного самоуправления, – комментирует Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты. – Целью этой квази-реформы региональные власти называют оптимизацию управленческих структур (под управленческими структурами они подразумевают и органы местного самоуправления, как это ни странно), экономию бюджетных средств и сокращение одного из двух начальников в районных центрах (мол, два управленца это уже политика, а политика в местном самоуправлении региональным властям не нужна. Они должны быть единственными политиками в крае). Но у самих местных самоуправлений нужды во всём этом нет, у них совсем другие нужды».

«Надо признать, что на самом деле происходит не объединение, а ликвидация поселений. Так говорить более правильно: объединение путём ликвидации. Этой ликвидацией завершается построение вертикали власти, про которую много говорили. Ведь на самом деле главами наших районов управляет губернатор», – расставляет точки над «i» Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития и поддержки общественных инициатив.

«Может ли в принципе выглядеть иначе Пермский край сейчас, учитывая масштабы происходящих процессов? – задаётся вопросом Константин Сулимов, кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедры политологии ПГНИУ и приходит к выводу, что нет.Есть совсем наглядный пример – государственная программа Пермского края «Региональная политика и развитие территорий». Это ключевая программа с точки зрения того, о чём мы с вами сегодня говорим. В этом тексте поселения не упоминаются в принципе. Слово «поселение» отсутствует, есть только «районы» и «городские округа». То есть с точки зрения государства (имеется в виду Пермского края), поселений не должно быть».

При этом, как отметил профессор, в государственной политике существуют способы, инструменты и технологии, которые позволяют изменять систему и структуру органов местного самоуправления на территории края более цивилизованным способом. Без рисков и той напряжённости, которыми сегодня отмечены объединительные процессы в Прикамье.

«Предположим, что существует некий план и этот план учитывает необходимости снятия тех проблем, о которых уже говорили: слабая бюджетная обеспеченность территорий, низкая активность граждан, невысокое качество управления, бюджетная задолженность, – перечисляет основные проблемы территорий Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ. – Но существуют ли такие механизмы снятия рисков в случае, если решения об объединении будут не оправданы или будут проводиться несвоевременно, или будут проводиться не в том направлении?.. Сама система, в которой сейчас проводится это преобразование, серьёзно вредит и тащит за собой дополнительные риски: инвестиционные риски, политические риски, инфраструктурные риски. Каким образом решаются эти проблемы – пока непонятно. Хотя бы на переходный период должны были быть какие-то дорожные карты, элементы внешнего управления».

Проанализировав происходящие события, ведущие пермские эксперты в области местного самоуправления и региональной политики, участвовавшие в слушаниях, наметили возможные решения возникших на территории Пермского края проблем. Они дали оценку «ускоренной административной реорганизации МСУ в виде фактической ликвидации поселенческого уровня власти» и обсудили перечень «оздоравливающих» мер по исправлению сложившейся ситуации.

В качестве первого шага в этом направлении участники слушаний предлагают региональным властям «Приостановить объединение сельских и городских поселений в городские округа до выяснения всего круга негативных последствий для местных жителей, их тщательного анализа и разработки конкретных мер, минимизирующих их воздействие». Помимо самого списка возможных конкретных мер в Заявление участников общественных слушаний включён призыв к Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «провести в Перми выездное заседание на тему «Укрепление институтов местного самоуправления и обеспечение права граждан на участие в местном самоуправлении Пермского края в ходе проводимой реорганизации МСУ».

Итоговый текст Заявления будет направлен главе региона, краевому Правительству и Законодательному Собранию Пермского края. Заявление подписали: Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты; Пётр Панов, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН; Константин Сулимов, кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедры политологии ПГНИУ; Виталий Ковин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН; Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ»; Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития и поддержки общественных инициатив; Александр Минкович, юрист, политконсультант и другие.

Организаторами слушаний выступили Пермская гражданская палата (председатель Игорь Аверкиев), Пермский экспертный клуб «Выборы» (руководитель Виталий Ковин), Центр «ГРАНИ» (директор Светлана Маковецкая, эксперт Константин Сулимов). Слушания состоялись 19 февраля 2019 года.