Краевые власти взяли курс на ликвидацию органов местного самоуправления в пермских сёлах и посёлках

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Краевые власти взяли курс на ликвидацию органов местного самоуправления в пермских сёлах и посёлках

При завершении административной реорганизации местного самоуправления в Пермском крае такое явление как сельское местное самоуправление в Прикамье не останется. Оно будет ликвидировано, а вертикаль власти уткнётся в глав новообразованных городских округов. К такому выводу пришли участники пермских общественных слушаний, посвящённых кампании краевых властей по объединению сельских поселений в городские округа.

Об этих и других рисках реформы на публичных слушаниях «Местное самоуправление в Пермском крае: угрозы и перспективы» говорили жители пяти сельских поселений Пермского края, чьи органы местного самоуправления уже фактически ликвидированы, а сами поселения включены в новые городские округа: Оханска, Полазны, Верещагино, Горнозаводска, Октябрьского. Подобная участь ждёт ещё десятки пермских сёл и посёлков. Напомним, в течение последних двух лет в большинстве районов края, которых коснулась реформа, недовольные ею местные жители собирали подписи, проводили митинги, обращались в суды, однако повлиять на ход событий так и не смогли. Эксперты полагают, что это связано исключительно с политической волей руководства региона, а никак не с потребностями самих объединяемых территорий и их жителей.

«Пермский край – всего лишь один из 85 субъектов федерации. Возникает вопрос, насколько процессы, о которых мы сегодня говорим, характерны для страны в целом? За последние три года наблюдается общая, казалось бы, тенденция по стране в преобразования муниципальных районов в городские округа. Примерно 60 районов ликвидировано по стране в целом. Но, если начать изучать отдельные регионы, то ситуация оказывается гораздо интереснее. Из 85 субъектов РФ за последние девять лет в 66 субъектах вообще не было никаких преобразований. Мы говорим о ликвидации сельских поселений, когда муниципальный район превращается в городской округ – это означает ликвидацию сельских поселений. Так вот подавляющее число регионов России не используют эти инструменты. То есть это далеко не общероссийский тренд», – анализирует Пётр Панов, политолог, доктор политических наук, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН.

«Пермский губернатор и краевое правительство задались целью лишить пермские деревни, сёла и посёлки права иметь свои собственные органы местного самоуправления, – комментирует Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты. – Целью этой квази-реформы региональные власти называют оптимизацию управленческих структур (под управленческими структурами они подразумевают и органы местного самоуправления, как это ни странно), экономию бюджетных средств и сокращение одного из двух начальников в районных центрах (мол, два управленца это уже политика, а политика в местном самоуправлении региональным властям не нужна. Они должны быть единственными политиками в крае). Но у самих местных самоуправлений нужды во всём этом нет, у них совсем другие нужды».

«Надо признать, что на самом деле происходит не объединение, а ликвидация поселений. Так говорить более правильно: объединение путём ликвидации. Этой ликвидацией завершается построение вертикали власти, про которую много говорили. Ведь на самом деле главами наших районов управляет губернатор», – расставляет точки над «i» Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития и поддержки общественных инициатив.

«Может ли в принципе выглядеть иначе Пермский край сейчас, учитывая масштабы происходящих процессов? – задаётся вопросом Константин Сулимов, кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедры политологии ПГНИУ и приходит к выводу, что нет.Есть совсем наглядный пример – государственная программа Пермского края «Региональная политика и развитие территорий». Это ключевая программа с точки зрения того, о чём мы с вами сегодня говорим. В этом тексте поселения не упоминаются в принципе. Слово «поселение» отсутствует, есть только «районы» и «городские округа». То есть с точки зрения государства (имеется в виду Пермского края), поселений не должно быть».

При этом, как отметил профессор, в государственной политике существуют способы, инструменты и технологии, которые позволяют изменять систему и структуру органов местного самоуправления на территории края более цивилизованным способом. Без рисков и той напряжённости, которыми сегодня отмечены объединительные процессы в Прикамье.

«Предположим, что существует некий план и этот план учитывает необходимости снятия тех проблем, о которых уже говорили: слабая бюджетная обеспеченность территорий, низкая активность граждан, невысокое качество управления, бюджетная задолженность, – перечисляет основные проблемы территорий Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ. – Но существуют ли такие механизмы снятия рисков в случае, если решения об объединении будут не оправданы или будут проводиться несвоевременно, или будут проводиться не в том направлении?.. Сама система, в которой сейчас проводится это преобразование, серьёзно вредит и тащит за собой дополнительные риски: инвестиционные риски, политические риски, инфраструктурные риски. Каким образом решаются эти проблемы – пока непонятно. Хотя бы на переходный период должны были быть какие-то дорожные карты, элементы внешнего управления».

Проанализировав происходящие события, ведущие пермские эксперты в области местного самоуправления и региональной политики, участвовавшие в слушаниях, наметили возможные решения возникших на территории Пермского края проблем. Они дали оценку «ускоренной административной реорганизации МСУ в виде фактической ликвидации поселенческого уровня власти» и обсудили перечень «оздоравливающих» мер по исправлению сложившейся ситуации.

В качестве первого шага в этом направлении участники слушаний предлагают региональным властям «Приостановить объединение сельских и городских поселений в городские округа до выяснения всего круга негативных последствий для местных жителей, их тщательного анализа и разработки конкретных мер, минимизирующих их воздействие». Помимо самого списка возможных конкретных мер в Заявление участников общественных слушаний включён призыв к Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «провести в Перми выездное заседание на тему «Укрепление институтов местного самоуправления и обеспечение права граждан на участие в местном самоуправлении Пермского края в ходе проводимой реорганизации МСУ».

Итоговый текст Заявления будет направлен главе региона, краевому Правительству и Законодательному Собранию Пермского края. Заявление подписали: Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты; Пётр Панов, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН; Константин Сулимов, кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедры политологии ПГНИУ; Виталий Ковин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела политических исследований ПФИЦ УрО РАН; Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ»; Олег Хараськин, руководитель Института регионального муниципального развития и поддержки общественных инициатив; Александр Минкович, юрист, политконсультант и другие.

Организаторами слушаний выступили Пермская гражданская палата (председатель Игорь Аверкиев), Пермский экспертный клуб «Выборы» (руководитель Виталий Ковин), Центр «ГРАНИ» (директор Светлана Маковецкая, эксперт Константин Сулимов). Слушания состоялись 19 февраля 2019 года.

Ирина Ковбасюк