В Кудымкаре полиция задержала активистов и волонтёров Пермского «Мемориала», которые обустраивали местное кладбище

Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > дело пермского "Мемориала" > В Кудымкаре полиция задержала активистов и волонтёров Пермского «Мемориала», которые обустраивали местное кладбище

Активисты краевого отделения Международного общества «Мемориал» (руководитель Роберт Латыпов) и волонтёры из Литвы благоустраивали в Кудымкарском районе кладбище, на котором похоронены литовские и польские переселенцы. Однако закончить работу им не дали — их задержала полиция.

Напомним, в посёлке Галяшор Кудымкарского района есть заброшенное кладбище, где похоронены литовцы и поляки, сосланные в Парму в 1940-е года. Сведения обо всех захороненных – в архивах, у местных жителей и родственников ссыльных литовцев – в течение нескольких лет собирал Антанас Гуркшнис, чья семья тоже отбывала ссылку в этом посёлке. Отыскалось 88 фамилий. В августе 2016 года местные жители установили в память о репрессированных памятник. Позже власти Кудымкарского района приняли его на свой баланс, дав название монументу «Бэрья туй Галяшор» (в переводе с коми-пермяцкого языка звучит как «Последний путь Галяшор»).

Благоустройство территории кладбища проходило в рамках поисковой экспедиции «По рекам памяти» Пермского « Мемориала». Помимо уборки на кладбище, волонтёры планировали установить памятные знаки в посёлке Велва-База, где жили репрессированные жители Литвы. До поездки руководитель организации несколько раз уведомлял местных властей о предстоящей работе.

Сотрудники пермского «Мемориала» и волонтёры приехали в нежилой поселок Галяшор 6 августа. До 9 августа они приводили территорию в порядок и выезжали в жилые деревни, чтобы пообщаться с родственниками репресированных. Экспедиция должна была продлиться до 11 августа. Однако 10 августа к «мемориальцев» приехали сотрудники полиции. Научный сотрудник «Мемориала» Александр Чернышов рассказывает, что их допрашивали до двух часов ночи. По его предположению, кроме полиции на допросе присутствовали сотрудники миграционной службы, ФСБ и Минприроды.

«В этот день я работал в поселке Велва-База, брал у местных жителей интервью (это обычная практика общественной организации — во время экспедиции они берут интервью у репрессированных, их родственников или очевидцев тех событий и устанавливают памятные знаки — ред.). Когда вернулся в дом, где мы остановились, увидел полицейских. Их было человек 15, с оружием, — вспоминает он. — Конечно, меня это поразило. Нигде нас так ещё не встречали».

11 августа полицейские вновь приехали к «мемориальцам».

«Настроены полицейские были очень серьёзно. Вели речь о возбуждении уголовного дела. По-видимому, нам хотят вменить незаконную рубку леса, хотя лес мы не рубили», — рассказывает Роберт Латыпов.

И Роберт Латыпов, и Александр Чернышов говорят, что никогда за несколько десятков лет работы в экспедициях такого с ними не случалось. Напротив, местные власти идут на встречу и помогают волонтёрам в благоустройстве мест памяти.