Школа & Домашние обучение. Правовой разбор всех способов получения образования

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Школа & Домашние обучение. Правовой разбор всех способов получения образования

Как реализовать свое право выбора формы обучения и образования? Заочное обучение, семейное образование и обучение на дому — в чем разница? Как со всеми этими формами сочетается обучение по индивидуальному учебному плану и дистанционное обучение? Можно ли совмещать формы и способы обучения и образования?

Чтобы избежать путаницы разберем особенности каждого из вариантов. 

Закон «Об образовании в РФ» закрепляет за родителями право выбирать форму образования и формы обучения.

Форм образования две:

  • в образовательной организации
  • вне образовательной организации — в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) или самообразования (в 10-11 классах).

Ключевое различие между двумя этими формами заключается в том, кто несет ответственность за качество образования и за организацию процесса обучения. В первом случае условия определяет школа. В случае семейного образования за процесс обучения полностью отвечают родители. Нагрузка, методики обучения, место и время — все они решают сами.

И к родителям и к школе государство предъявляет одинаковые требования — ребенок должен как минимум освоить программу в пределах ФГОС. Дети на семейном образовании проходят промежуточную и итоговую аттестацию в школах, которые имеют государственную аккредитацию в качестве экстернов.

Права обучающихся и государственное финансирование распространяется на экстернов. Например, экстерн бесплатно пользуется учебниками, родители могут получать компенсацию. 

Право на ускоренное обучение

Независимо от формы получения образования учащиеся имеют право на ускоренное обучение. Ученик на семейном образовании имеет право проходить промежуточную аттестацию по мере готовности, досрочно. Такое же право есть у обычных школьников. Ученик может обратиться с заявлением о прохождении досрочной аттестации экстерном и пройти два года за год. Ускоренное обучение в рамках школы предполагает обучение по индивидуальному учебному плану.

Право выбора формы обучения

По закону и государственным стандартам образование может быть получено в очной, очно-заочной или заочной форме. Родители имеют право выбрать любую форму.

Очно-заочное и заочное обучение – предполагает больше времени для самостоятельной подготовки, меньший контакт учеников с учителем.

Для каждой формы обучения должен быть организован образовательный процесс, оформлена учебная документация (учебные планы, расписания занятий, журнал успеваемости, сведения по учебной нагрузке учителей по каждой форме и пр.), определены правила ведения документации. Обязательно должен быть принят локальный акт о формах обучения, который определяет особенности комплектования классов, требования к объему учебной нагрузки, порядок выбора родителями формы обучения, порядок организации образовательной деятельности.

В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?

Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.

Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.

Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям. Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.

Главное различие — за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители. Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации — это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам. Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение не является формой обучения, а является способом организации обучения.

Для детей, которые обучаются на дому и детей на очно-заочной и заочной форме обучения школа может организовать обучение с применением дистанционных технологий. Это возможно, если у школы и учащегося есть технические возможности и если у учащегося нет медицинских противопоказаний.

Обучение по индивидуальному учебному плану

Обучение по индивидуальному учебному плану — это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану — учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

Обучение по индивидуальному плану организуется:

  • для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
  • для детей, имеющих академическую задолженность
  • для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
  • по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)

Как воспользоваться правом обучения по индивидуальному учебному плану или правом выбора формы образования или обучения?

Уточнить принят ли в школе локальный акт, который утверждает порядок. Если локального акта нет, написать заявление в произвольной форме со ссылкой на норму закона.

Сочетание форм и способов обучения

Закон закрепляет возможность сочетания форм и способов обучения. По смыслу закона возможно учиться в школе и изучать отдельный предмет заочно или самостоятельно, и школа должна такую возможность предоставлять по требованию родителя.

Главные препятствия для того, чтобы реализовать законные права и возможности — особенности финансирования и отсутствие локальных актов. Иногда родителям бывает проще перейти в школу, в которой все вопросы решены, чем добиться от своей школы права выбора формы обучения.

Индивидуальный подход в обучении — это дополнительные часы работы педагогов, заочное обучение — это часы работы управленцев по созданию учебных планов и пакета документации. Никто не понимает, сколько должна получать школа на учащегося, который сочетает формы обучения и образования. Не все регионы четко определили особенности финансирования обучения учащихся по индивидуальному плану или в форме заочного обучения.

Все это рождает барьеры и активное сопротивление школы. Тем не менее, запрос со стороны родителей на индивидуализацию в образовании растет. Под давлением родителей школам приходится вводить разные формы обучения и продумывать варианты обучения по индивидуальному учебному плану. Много готовых решений и примеров доступно в интернете. И сегодня школам уже есть на что опереться.

Ольга Кочева, служба поддержки участников образовательного процесса в рамках проекта Школа и Право