Уголовное дело против жителя Кудымкарского района, поселившего в своём доме пермских и литовских волонтёров

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > дело пермского "Мемориала" > Уголовное дело против жителя Кудымкарского района, поселившего в своём доме пермских и литовских волонтёров

Уголовное дело по статье «Фиктивная постановка на учёт иностранных граждан» (322.3 УК РФ) было возбуждено в отношении Леонида Ладанова, жителя посёлка Велва-База Кудымкарского района, у которого летом останавливались участники международной волонтёрской группы из России, Литвы и Италии, которые занимались благоустройством заброшенного кладбища, на котором были захоронены репрессированные литовцы и поляки.

По версии следствия, иностранные граждане были зарегистрированы не по тому адресу, где проживали на самом деле.

Напомним, экспедиция волонтёров в заброшенные посёлки Кудымкарского района  проходила с 5 по 11 августа. Один из участников экспедиции – литовец Генюс Балюкевичус – родился в посёлке Галяшор, куда в 1940-х годах отправили на поселение его маму, попавшую под репрессии. Леонид Ладанов тоже родился в Галяшоре. Они росли вместе с Генюсом, дружили в детстве, дружат и сейчас. Поэтому приехав в Кудымкарский район пермяки, литовцы и итальянец разместились у Леонида Ладанова. По этому же адресу были зарегистрированы все иностранные волонтёры. Однако 14 августа Леонида Ладанова вызвали в местную полицию, где он узнал о возбуждении против него уголовного дела по факту якобы «фиктивной постановки на учёт иностранных граждан». Началось следствие.

В конце октября предварительное следствие было закончено, Леониду Ладанову было предъявлено для ознакомления обвинительное заключение, в котором он признавался виновным в «фиктивной постановке на учёт иностранных граждан». Уголовное дело было передано в прокуратуру. Однако прокурор вернул дело следователю для проведения  дополнительных следственных действий.

Защита в свою очередь подала ходатайство о прекращении уголовного дела. По словам адвоката Эдуарда Асатряна, для привлечения к уголовной ответственности по данной статье необходим изначальный злой умысел о фиктивной постановке иностранных граждан на учёт: «Ни у моего подзащитного, ни у иностранных граждан такого умысла не было. Ладанов предоставил им помещение, они там расположились, оставляли их личные вещи, предметы, предметы личной гигиены».

Отметим, что нарушение уголовного кодекса по статье «Фиктивная регистрация иностранных граждан» наказывается штрафом размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет. Штраф так же может быть заменён принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Комментарий Игоря Аверкиева:

«Во всём большом «деле пермского «Мемориала» уголовные обвинения предъявлены только одному человеку – 68-летнему Леониду Ладанову. Именно он находится сегодня в максимальной опасности, причём по абсолютно надуманному, даже смехотворному поводу. Он всё сделал по правилам: сходил в регистрационную службу, поставил на учёт иностранцев в своём доме на 7 дней. Они жили у него, столовались, ночевали. Но полицейские буквально рыскали, в поисках хоть каких-то зацепок для предъявления хоть каких-нибудь обвинений неугодным гостям Кудымкарского района и всем, кто им помогал. Так была придумана «незаконная рубка леса», «захват участков», а в случае с Ладановым – аж целая «фиктивная регистрация иностранных граждан». Обвинения в «фиктивной регистрации» действительно смехотворны и основываются на том, что в последнюю(!) ночь кто-то из иностранцев ночевал якобы не в доме Ладанова, а в соседнем доме. По-моему с помощью «дела Ладанова» местные власти просто пытаются запугать местных жителей, чтобы они ни в коем случае не помогали мемориальцам и европейским волонтёрам благоустраивать местные кладбище репрессированных. «Дело пермского «Мемориала», помимо прочего, обнажило истинную цель кудымкарского и краевого начальства в реализации Государственной программы увековечения памяти жертв политических репрессий – кладбища репрессированных должны зарасти и забыться».