Экологические итоги губернаторства Максима Решетникова — «полнейший провал»

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Мнения и взгляды > Экологические итоги губернаторства Максима Решетникова — «полнейший провал»

По примеру Дениса Галицкого решил подвести итоги по экологической повестке для М.Г. Решетникова. В марте 2017 года Пермская зеленая коалиция направила в адрес исполняющего обязанности губернатора Пермского края перечень первоочередных мер по охране окружающей среды. Тогда мы говорили о том, что решение экологических проблем в Пермском крае должно стать одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Дальше разберем наши предложения и их реализацию по пунктам.

1. Воссоздание самостоятельного природоохранного правительственного органа, приоритетом которого станут вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Не выполнено. Краевое управление по охране окружающей среды по-прежнему является структурным подразделением Минприроды ПК, главная цель которого – пополнение бюджета за счет использования природных ресурсов. Кстати, в большинстве соседних регионов такое самостоятельное министерство создано.

2. В целях повышения эффективности системы экологического контроля и надзора необходимо выделение дополнительных полномочий муниципалитетам.
Не выполнено.

3. Разработка и утверждение концепции основных направлений деятельности по совершенствованию системы экологического контроля и надзора.
Не выполнено.

4. Разработка и принятие Закона «О региональном государственном экологическом надзоре», в котором важно предусмотреть не только полномочия регионального органа исполнительной власти, но и порядок проведения надзора, выделить несколько категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, установить четкую взаимосвязь между уровнем проведения надзора и нормирования, чтобы минимизировать дублирование в деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровня.
Не выполнено.

5. Разработка и принятие постановления Правительства Пермского края по детализации требований к производственному экологическому контролю.
Не выполнено, но изменилось федеральное законодательство.

6. Восстановление муниципального экологического контроля путем наделения отдельными полномочиями в сфере охраны окружающей среды муниципальные образования.
Не выполнено.

7. Создание условий для привлечения населения и общественных групп к проведению мероприятий по общественному экологическому контролю.
Изменилось федеральное законодательство, что послужило к появлению общественных экологических инспекторов.

8. Увеличение численности инспекторов, совершенствование материально-технической базы.
Не выполнено.

9. Совершенствование системы сбора данных о состоянии окружающей среды для предоставления населению и органам государственной и муниципальной власти достоверной информации о загрязнении и других видах негативного воздействия на окружающую среду.
Наиболее важное предложение! Тут полнейший провал.

10. Создание и внедрение экономических стимулов для предприятий, совершенствующих технологии, устанавливающих очистные сооружения, а также для повышения энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии.
Существенных изменений не отмечено.

11. Разработка и реализация комплексного плана развития, содержания и охраны особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Пермского края.
Не выполнено.

12. Организация новых особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.
ООПТ федерального и регионального значения не созданы, за исключением природного парка «Пермский».

13. Создание ГКУ «Дирекция ООПТ Пермского края» для контроля за соблюдением режима таких территорий, а также их природоохранного обустройства.
Не выполнено.

14. Корректировка постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 64-п «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края, за исключением биологических охотничьих заказников» для исправления ошибок в описании границ охраняемых территорий, площади и для ужесточения режима охраны ООПТ.
Выполнено частично.

15. Создание природных парков регионального значения в долинах рек Чусовая, Усьва, Вишера, управляемых ГКУ «Дирекция природных парков Пермского края», для эффективной охраны уникальных природных объектов и организованного туризма на наиболее посещаемых территориях.
Выполнено! Главная заслуга М.Г. Решетникова состоит в том, что он не стал рубить подготовленные до его прихода документы и обоснования. Тема функционирования созданного природного парка заслуживает отдельного разбора.

16. Подготовка документов для постановки на кадастровый учет береговых полос, водоохранных зон и других охраняемых территорий.
Частично выполнено.

17. Организация ООПТ регионального значения в долинах малых рек Перми, имеющих высокое значение для сохранения биологического разнообразия, а также представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность.
Не выполнено! Хотя здесь на нового губернатора возлагалась большая надежда.

18. Повышение эффективности государственной охраны лесов, в том числе обеспечив полную открытость и доступность информации.
Подробная информация по государственной охране лесов так и не доступна для широкого круга лиц.

19. Для регулирования отношений в сфере охраны, рационального использования, восстановления почвенного покрова и для обеспечения выполнения почвами экологических функций необходима разработка и принятие регионального Закона «Об охране почв».
Не выполнено.

20. Принятие регионального Закона «Об ответственном отношении с животными».
Принят некий аналог закона, передающий полномочия муниципалитетам. Проблема продолжает быть не урегулированной, как на федеральном уровне, так и на региональном.

21. Разработка и принятие программы выявления, инвентаризации и сноса всех строений, возведенных с нарушением законодательства в природоохранных зонах и в границах береговых полос водных объектов.
Не выполнено.

22. Принятие регионального правового акта о зеленых насаждениях в населенных пунктах Пермского края, в котором определить основные принципы охраны зелёных насаждений и установить минимально допустимые нормы по озеленению населённых пунктов.
Наиболее важное предложение! Тут полнейший провал.

23. Переход к раздельному сбору и переработке мусора, ликвидация нелегальных свалок.
Наиболее важное предложение! Тут полнейший провал.

24. Развитие экологического образования и просвещения.
Выполняется частично.

Фактически выполнено только одно из предложений. Да и то заслуга в этом М.Г. Решетникова не велика. Справедливости ради стоит отметить, что по многим пунктам нам сразу ответили, что их выполнять нецелесообразно. С этим я, конечно, никак не могу согласиться.

В общем, у нас готовы предложения по природоохранной повестке будущему губернатору!

Дмитрий Андреев, кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ