Недолюбленная Россия

Мою недолюбленную Родину, начиная с 2012 года, любят все, кому не лень. Однако светлое чувство приводит многих граждан, в том числе чиновников и депутатов, к странным действиям: они громят выставки, доносят на спектакли, запрещают фильмы, катят разнообразные бочки на режиссеров и писателей. Даже сажают людей в тюрьму за оскорбление чувств верующих и пикеты. А еще создают таинственные комитеты «В защиту культурного наследия» и не менее таинственные «Зрительские коллегии», и это не говоря о казаках, православных байкерах и прочих энтузиастах патриотического дела. Но не только люди искусства и ревнители нравственности ведут себя щекотливо – странности набирают обороты и в кругу простых граждан. На смену родственному равнодушию пришла горячая ненависть, когда сын против присоединения Крыма, а отец – категорически «за». Иными словами – общество раскололось, и раскололось, как ему кажется, по очень важному вопросу – как правильно любить Отечество? Такие темы, как война на Украине, православие, западные ценности, Сталин, репрессии и т.п. служат лишь маркерами, по которым судят – правильно ли ты любишь Россию?

Священная война «поцреотов» и «либерастов», «православнутых» и безбожников, «вольных театралов» и «поборников морали» есть не что иное, как война любовей. Каждая из сторон пытается заставить противоположную любить Родину, людей, искусство и т.д. по своему образу и подобию. Но на этом странности не исчерпываются. Ведь утверждение, адресованное другому – ты неправильно любишь Родину! - крайне редко выливается в вопрос к самому себе – а правильно ли люблю её я? Более того, этот вопрос тоже не должен бы являться конечным, потому что за ним, подчиняясь логике, должно последовать горькое – а не занимаюсь ли я херней? В том смысле, что, не принимаю ли я слишком близко к сердцу явления, в общем-то, эфемерные, от меня далекие, зачастую вполне безобидные, и, как правило, лежащие за пределами моей воли и компетенции. Однако горький вопрос не раздается в глубине, и доморощенные политологи, кухонные геополитики, ветреные пуритане, войнолюбивые христиане, случайные идеологи и цензоры из подворотен царят в общественном пространстве. Здесь интересен нюанс – чем невежественней эти люди, тем они серьезней. И вот эта жуткая серьезность, с которой автослесарь размышляет о стратегических успехах в Сирии, а вчерашний выпускник училища оскорбляется на «безнравственный» спектакль, является главным идиотообразующим чувством. Метафизическим фундаментом современной России. Причины такой серьезности, с одной стороны и на уровне интуиции – банальны, с другой – плохо выговариваемы.

По большому счету, ответ коренится в двух человеческих потребностях: принадлежать великому, будучи ничтожным, и хоть как-то присутствовать в общественном пространстве, не довольствуясь пребыванием только в частной плоскости. Получается, что принадлежность к той или иной группировке, не важно, «поцреоты» это, «либерасты» или, к примеру, «Суть времени», является для человека прорывом из обыденности, выходом в эмпиреи, существованием за пределами собственного мирка. Сама же потребность подобного исхода, вернее, выбора именно этой лазейки, говорит о ничтожности как мирка, так и человека. Понятно, что спасти положение могли бы думающие люди, предложив менее думающим гражданам приличные лазейки для ублажения этих двух потребностей, однако думающим недосуг – они заняты священной войной. Тем временем, жизнь на поле боя, в которое превратилась Россия, всё обременительней и смешней. Тяжесть легла на лица и исказила их, словно в кривых зеркалах. Легкое, ироничное, пустоватое отношение к «важным» общественным темам кажется теперь вершиной добродетели, а отсутствие позиции по злободневным вопросам все больше напоминает святость. И если раньше пребывание только в частной плоскости говорило о незрелости человека, то теперь в таком существовании видеться мудрость. Вменяемые люди уходят из общественного пространства, им слишком смешно и грустно за ним наблюдать. В результате общественное пространство остается на откуп солдатами священной войны. Если они не залюбят Россию до смерти, то уж точно научат других любить ее правильно. И то ли нужно биться головой о стену, участвуя в священных войнах, то ли смело уходить в частную жизнь, то ли…

Павел Селуков

2016-11-15 12:31:00

мнение история
Пермская гражданская палата

Использование любых материалов с сайта Пермской гражданской палаты с целью их дальнейшего распространения допускается при условии указания в качестве источника информации сайт ПГП.


Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17.
Консультации проводятся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а.
Запись по телефону: +7 (342) 233-40-63. E-mail: palata@pgpalata.org

Главная \ О нас \ Контакты

18+

Яндекс.Метрика