Раскол и «боярышник»

Размышляя о жизни, я набрёл на любопытную подробность – россияне мало приспособлены к ролевому поведению. Вопрос «как дела?» может подтолкнуть их к исповеди, необходимость вызвать полицию – к самоуправству, потребность же выразить соболезнования и вовсе опрокидывает русского человека в карикатурность. Возможно, это объясняется цельностью натуры, когда сама мысль играть по правилам и будто бы кривить душой, невыносима. Хотя, заранее оговоренная заданность психических реакций на то или иное событие, происшествие, ситуацию, в известной степени и делает общество обществом. И чем больше этих «запротоколированных» поведенческих моделей в социуме, тем сложнее его раздробить на части. Мы же не только не создаем этих сберегающих образчиков поведения, но и люто бунтуем против них. Однако вернемся к выражению скорби. Здесь показательна реакция на гибель семидесяти шести человек в Иркутске.

Коротко напомню – иркутяне отравились метанолом, который оказался в средстве для ванн под названием «Боярышник». Там полагалось быть этиловому спирту - ради него, собственно, люди и пили бытовую жидкость. Причины попадания туда метанола до сих пор загадочны – то ли его использовали случайно, то ли для удешевления производства, то ли (романтическая версия), чтобы избавить мир от маргиналов. Но любопытно здесь другое - разделение, которое случилось в обществе после трагедии. Прогрессивные россияне размежевалась на три лагеря: скорбящих безутешно, циничных правдорубов и тех, кто увидел в гибели иркутян доказательство немощи путинского режима. В результате граждане скрестили шпаги.

В качестве арены выступили социальные сети Facebook и Вконтакте, где «скорбящие» топорно фехтовали капслуком – ЛЮДИ ПОГИБЛИ! ВЫ ПОНИМАЕТЕ? ЛЮДИ! Циничные правдорубы орудовали мелким шрифтом и беспощадной логикой – нормальный человек средство для ванн пить не будет, нечего их жалеть, за что боролись, на то и напоролись. Путиноборцы же просто ликовали – довели едросы страну до ручки! Что характерно, все три лагеря роднит одно – неспособность выразить элементарные соболезнования, приличествующие моменту и этикету. Сермяжная неадекватность первому и восприятие второго как черствости и лицемерия, превратили интеллигентных людей в монстров, легко не замечающих конкретного человека. Попытки, с одной стороны, быть более душевными, чем того требуют обстоятельства, а с другой – отреагировать честно и самобытно, привели к абсурду, наблюдая который в голову лезет фраза: «Чума на оба ваших дома!». Иными словами, крикливая карикатурность всего происходящего оставила мало шансов тихому сочувствию, которого, на самом-то деле, и не хватало.

Теперь – о причинах, породивших эту неадекватность. Мне видится следующее. Раньше правила публичного поведения в изрядной степени задавались государством. Однако с исчезновением Советского союза этот порядок канул в Лету. Общество встало перед необходимостью самостоятельно определять и формулировать правила жизни в публичном пространстве. Долгий и непростой процесс вылился как в творчество, так и в недовольство. Не всем россиянам свобода пришлась по вкусу. Именно эти люди приветствовали усиление государства, а затем и его попытки вернуть себе исключительное право задавать тон. Так общество раскололось на две неравные части – поборников самостоятельности и ярых государственников. Первые настойчиво отказываются следовать модным поведенческим примерам, льющимся с экранов, вторые копируют их с радостью, и с тем же чувством ненавидят вольнодумцев. Из этого большого раскола вытекают расколы поменьше.

Сопротивляясь государственной стандартизации, самостоятельные люди вынуждены определять правильность и неправильность своего публичного поведения «внутренним мерилом», которое у всех разное. Отсюда возникают склоки уже в среде вольнодумцев, дробя и без того небольшой пласт населения на тусовки и субкультуры. Также масло в огонь подливает естественное человеческое желание выделиться на общем фоне. Собственно, поэтому одни говорят неуместную правду, другие впадают в пароксизм, а третьи и вовсе помещают всякое событие в контекст излюбленной темы, отыскивая между ними только им видимые связи. В результате, сообщество поборников государственности выглядит единым и монолитным, тогда как общество людей самостоятельных кажется разрозненным и не способным к дружному житию. Последнее особенно действует на людей неопределившихся – они вертят головами, смотрят на тех и других, и, как правило, выбирают монолитность. Понимание, что оно заемное, дутое и порабощающее, попросту не успевает к ним прийти. Можно сказать, в России происходит борьба, напоминающая перетягивание каната, в роли которого выступают уже упомянутые неопределившиеся граждане. С одной стороны за этот канат ухватились поклонники государственной стандартизации, с другой – любители самостоятельности. Государственники тянут слабовато и монотонно, вольнодумцы – то не тянут вовсе, то орудуют рывками. Народ же бултыхается на месте, глядит на тех и других как на идиотов, и продолжает жить своей частной жизнью, чураясь публичного пространства, в котором черт ногу сломит – как себя правильно вести.

У этой борьбы возможно два исхода: либо государство окончательно закабалит общество, либо верх возьмет самостоятельность. В любом случае, в публичном пространстве воцарится ясность. И только тогда в него потянутся простые люди, проклюнувшись из кокона частной жизни. Другое дело, что канат можно перетягивать очень долго, и даже победа вольнодумцев не упразднит желание государства совершать все новые и новые попытки наложить на общество лапу. Хотя, без банального умения договариваться и понимания, что людям надо служить, победы самостоятельности не случится вовсе. Более того, риск обессилеть в борьбе всех против всех и сдаться на милость государству, с течением времени для вольнодумцев будет только возрастать. Получается, что сейчас все мы находимся в переходном состоянии борьбы и раскола, а реакция на трагедию в Иркутске лишь яркая тому иллюстрация.

Павел Селуков

2017-02-22 13:06:00

мнение общество СМИ
Пермская гражданская палата

Использование любых материалов с сайта Пермской гражданской палаты с целью их дальнейшего распространения допускается при условии указания в качестве источника информации сайт ПГП.


Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17.
Консультации проводятся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а.
Запись по телефону: +7 (342) 233-40-63. E-mail: palata@pgpalata.org

Главная \ О нас \ Контакты

18+

Яндекс.Метрика