Ускользающий гопник

Год назад я побывал на дискуссии про гопников. Там говорили об их образе в массовой культуре и сравнивали пацанчиков с древним воинским отрядом. В общении принимали участие образованные люди, и потому оно показалось мне сказочным и воздушным, вроде рассуждений домохозяек о тюрьме и ее обитателях. Желание утяжелить тему и набросать земельки от сохи осело во мне долгим послевкусием. Однако, по причине слишком близкого знакомства с предметом, сформулировать свои мысли у меня не выходило. Главная проблема заключалась в том, что было совершенно непонятно, кого считать гопником. В результате мои размышления вылились в череду пространных тезисов, основанных на банальном наблюдении: гопники – это люди, чье детство пришлось на расхристанные девяностые годы, когда родителям, занятым выживанием, некогда было воспитывать детей.

Гопник – это распутье, то состояние, из которого делается выбор. Когда молодой человек из спального района, воспитанный улицей и околоуголовными понятиями либо уходит в криминальный мир, либо социализируется, устраивается на работу, обзаводится семьей и т.д.

Гопник – человек без качеств. Если хипстер находит смысл и опору в стиле, привычках, моде относительно высокого порядка, то гопник черпает уверенность в равнении на их низовые эквиваленты. Отсюда сакрализация кожаной куртки и шансона в девяностые и нулевые, и узких спортивных штанов и русского рэпа в наше время. По сути, вне этой моды, вне этого контекста, гопник существовать не может. Он – приложение к ним.

Гопник – человек неприкаянный. Пик гопничества приходится на возраст от 14 до 20 лет. Подростки вообще разнесчастные люди, ведь они уже не дети, но еще не взрослые. Привилегии первых исчезли, привилегии вторых пока не появились. Однако взрослые желания уже имеются. Плюс - юношеский максимализм, обостренное чувство справедливости, агрессивная тональность "понятий". Отсюда увлечение алкоголем, сигаретами, наркотиками. Тоска по "взрослой" жизни.

Гопники не любят учиться. Им этого просто не привили. Поэтому у них есть масса свободного времени, ведь о продуктивной самозанятости речи быть не может – работать негде, родители кормят. С той же неотвратимостью, с какой труд сделал из обезьяны человека, безделье делает с ними ровно противоположное.

Гопник – человек одинокий. Хождение по "пятакам", подъездам и гипермаркетам – это его попытка жить общественной жизнью, выходить в публичное пространство. Интерпретация на тему светской жизни.

Гопник - человек романтически-корыстный. Деньги - это всё. Деньги - это возможность быть свободным, самостоятельным, уверенным в себе. Гопники считают, что им недодали. Восполнить этот пробел они пытаются за счет более слабых и благополучных ровесников или случайных прохожих на большой дороге.

Гопник – человек антикультурный и бестактный. Грубость и мат служат гопнику защитным средством, вроде яркой окраски у некоторых насекомых. Низкая способность к эмпатии и рефлексии усугубляют эти поведенческие черты.

Мир гопника - мир черно-белый. Там нет многообразия, сложности, вариативности. Благодаря "понятиям" гопник хранит свою целостность. При этом последняя носит характер искусственный, вроде целостности монаха, сбежавшего в однозначный мир монастыря. Любая попытка большого мира нарушить эту целостность, любое отклонение от черно-белой палитры воспринимается гопником как покушение на истину. Поэтому гопник враг всякой инаковости и разнообразия.

Гопничество недолговечно. Большинство гопников становятся рабочими, некоторые уходят в криминал, и только немногие продолжают оставаться ими до конца жизни.

Гопничество - это братство ровно до тех пор, пока один из "братьев" не отступил от "понятий". Написал заявление в полицию (замусорился), поцеловался с девушкой, о которой известно, что она практиковала минет (защеканка), пожал руку гомосексуалу (замастился), бросил товарища в драке (сдал заднюю), украл у "брата" что угодно (крысятничество), был замечен в распускании слухов (интриговал), устроился на работу в обслуживающий персонал (холуй), не следил за речью (моросил), был уличен в сексуальных извращениях (мастурбация, куннилингус), пообещал, но не сделал (не отвечал за базар, гонсил). Любой из этих проступков может привести к остракизму, одиночеству и небезопасной жизни. Поэтому «понятия» нарушаются редко, как правило - исподволь.

Гопник – это власть авторитета. Известная фраза Хомякова: «Авторитет от истины, а не истина от авторитета» – здесь неуместна. За авторитет идет вечная и неугасимая борьба. Большим авторитетом пользуется тот, кто инициативен, удачлив, имеет высокие бойцовские навыки, умеет хорошо излагать мысль (мести метлой) и ловко трактовать «понятия». При этом фундаментом этих качеств должен выступать дух – способность действовать жестко, стремительно и в полном соответствии с собственной волей и моментом.

Можно сказать - рассвет гопничества позади. Во-первых, благополучные нулевые дали родителям возможность заняться воспитанием детей. Конечно, не всем и не везде, но у подростков, по крайней мере, появились карманные деньги и хоть какие-то возможности. Во-вторых, поменялась атмосфера в стране. Она стала более затхлой, но в тоже время менее беспокойной и подзуживающей. В-третьих - интернет стал доступен практически каждому. Сложно жить в черно-белом и маленьком мире и игнорировать мир разноцветный и большой, когда у тебя есть возможность причаститься к нему, просто включив телефон. Благодаря доступности интернета гопники изменились, стали менее «ортодоксальными», более терпимыми. Их понимание нормы значительно расширилось. Правда, существует вероятность, что мы живем накануне новой гопоты, ведь обнищание страны, которое происходит на наших глазах, способно повернуть историю вспять. Просто потому, что в тяжелые времена взрослым снова станет не до детей.

Павел Селуков

2017-03-30 15:49:00

общество Пермь мнение
Пермская гражданская палата

Использование любых материалов с сайта Пермской гражданской палаты с целью их дальнейшего распространения допускается при условии указания в качестве источника информации сайт ПГП.


Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17.
Консультации проводятся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а.
Запись по телефону: +7 (342) 233-40-63. E-mail: palata@pgpalata.org

Главная \ О нас \ Контакты

18+

Яндекс.Метрика