Что делать до, во время и после получения займа в микрофинансовой организации (МФО)?

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Разное > Что делать до, во время и после получения займа в микрофинансовой организации (МФО)?

Где взять деньги?

Не берите микрозайм. Попробуйте решить временные финансовые трудности иным путём. Так будет гораздо спокойнее вам, вашим знакомым и родным. Если всё же есть острая необходимость в займе, постарайтесь взять кредит или оформить кредитную карту в любом действующем банке, а не в МФО.

Не берите микрозаймы спонтанно. Изучите в интернете историю и отзывы об МФО, в котором собираетесь брать займ. Если есть возможность, соберите предложения сразу у нескольких МФО и дома, в спокойной обстановке, оцените их. Самый лучший вариант – обсудить условия предоставления займа с независимым кредитным специалистом, знакомым с банковским делом другом или более-менее сведущим в финансовых делах коллегой.

Не берите микрозайм, если не понимаете условий договора. Внимательно изучите предложения (договор) МФО. Есть общее правило: чем проще получить займ, тем невыгоднее его условия и тем больше переплата. Не всё, что записано в договоре, может быть законно. Особое внимание заслуживают прописанные в договоре меры, применяемые в случае задержки или невыплаты долга. Если после изучения всех условий так и не появилось понимание, как возвращать займ, куда его возвращать и какие могут быть последствия в случае невозврата – не берите займ.

Как брать деньги?

Не рассчитывайте на порядочность сотрудника МФО. Его зарплата напрямую зависит от количества выданных займов. Многие подобные заведения специально обучают своих сотрудников на тему «как ввести в заблуждение клиента, не нарушив при этом закон», поэтому никогда не полагайтесь на рекомендации такого специалиста. Его задача – принести выгоду своему работодателю, а не вам.

Не торопитесь оформлять займ. Прежде чем подписать договор или любые другие документы, задайте в МФО вопросы и выясните для себя:

•  можно ли ознакомиться с текстом договора до заполнения анкеты (т.е. до внесения ваших паспортных и других данных в базу данных клиентов);

•  условия досрочного погашения займа;

•  какой процент вам придётся оплатить за пользование займом (годовой процент);

•  в какой офис МФО можно вернуть деньги и время его работы;

•  какой документ будет выдан после возврата денег о погашении микрозайма;

•  что грозит в случае несвоевременного возврата займа;

•  что грозит в случае невозрата микрозайма.

Не передавайте чужие персональные данные. Как показывает практика, до одобрения займа во всех МФО просят указать ФИО и номера телефонов близких родственников, друзей, знакомых и коллег по работе. Эти сведения якобы подтверждают вашу надёжность. Между тем, те, кого вы назовёте, автоматически попадут в базу данных МФО, даже при отсутствии их согласия на обработку персональных данных и вопреки российскому законодательству. Если необходимость в займе всё же велика, подстрахуйтесь – предупредите знакомых о возможных звонках и заведите для них целевые sim -карты.

Не соглашайтесь на дополнительные услуги. Если помимо займа вам навязывают ещё какие-либо услуги, подумайте, нужны ли они вам. Многие МФО предлагают клиентам разные виды страхований за дополнительную оплату. Пусть вам чётко объяснят порядок отказа от этих услуг и можно ли взять заём без них. Помните, по Закону о защите прав потребителей, нельзя обуславливать приобретение одних услуг приобретением других. Навязывание услуг – запрещено!

 

Когда отдавать деньги? Доконфликтный период

Возвращайте деньги вовремя. Держите на контроле дату погашения микрозайма и не пропустите её. Не каждая микрофинансовая организация напоминает о необходимости вернуть долг (хотя по закону обязаны).

Проверьте закрывающий документ о погашении микрозайма. В документе, как минимум, должны быть обозначены сумма, дата и ваши ФИО.

Напишите заявление на отзыв ваших персональных данных. Можно в свободной форме: часто сотрудники МФО ссылаются, что специальных бланков для заявлений у них нет. Напишите отзыв в двух экземплярах, одну копию заверьте и оставьте себе.

Если не возвращать деньги? Конфликтный период

Если вы не смогли соблюсти сроки платежей и начались проблемы с выплатой микрозайма, запаситесь терпением и спокойствием. Очень скоро вас начнут беспокоить представители МФО, называющие себя коллекторами. Нужно понимать, что официально зарегистрированные коллекторские агентства занимаются долгами в том случае, если речь идёт о внушительных суммах. Нередко те, кто угрожает заёмщикам, — работники самих МФО. Поэтому:

Спрашивайте. Как правило, коллекторы не скрывают информацию о себе, но сообщают её только в том случае, если вы сами зададите нужные вопросы: ФИО и должность человека, полное название коллекторской компании, почтовый и юридический адрес компании, контактные телефоны.

Думайте и предупреждайте. Даже если вы не можете вернуть займ, выясните, чего от вас хочет коллектор, какую сумму требует и на каких условиях. Если после этого вы всё же не готовы решить возможность оплаты требуемого долга, скажите так: «Мне нужно подумать, перезвоните завтра» . Если же вы не собираетесь платить на условиях коллектора, продолжать телефонный разговор не имеет смысла. Лучше сразу чётко обозначить свою позицию: «Я не согласен с вашими условиями. Дальнейшее общение – только через суд. Если будете меня беспокоить, я напишу заявление в полицию, прокуратуру и Роскомнадзор».

Фиксируйте. Сохраняйте все угрозы со стороны представителей МФО любыми возможными способами: распечатки звонков, скриншоты (фото) СМС, показания свидетелей, диктофонные записи и фотографии – всё это может стать поводом обращения в полицию. Кстати, звонки после 23 часов можно квалифицировать как хулиганство, а требование денег (при определённых условиях) – как вымогательство.

Пишите. Если вы заёмщик: напишите заявление в правоохранительные органы (прокуратуру и полицию) о вымогательстве. После этого коллекторы, скорее всего, от вас отстанут. Если этого не произойдет, обращайтесь в полицию по каждому факту общения с вымогателями.

Если вы родственник или знакомый заёмщика, которому постоянно звонят представители МФО: напишите заявление в правоохранительные органы (прокуратуру и полицию) о нарушении правил обработки и хранении персональных данных (предусмотрена административная отвественность), а также о вымогательстве.

Составлено по рекомендациям

юриста Пермской гражданской палаты Оксаны Борисенко

и руководителя регионального офиса юридической компании «Эскалат»

в г. Березники Романа Коротаева