В целях развития форм семейного устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной защите, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г . № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», законом Пермской области от 6 октября 2000 г . № 1129-164 «О патронатном воспитании»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о семейных воспитательных группах при специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
2. Утвердить примерное штатное расписание семейной воспитательной группы и службы сопровождения семейной воспитательной группы (приложение 1).
3. Департаменту образования области совместно с комитетом социальной защиты населения области:
3.1. разработать механизм взаимодействия органов опеки и попечительства со специализированными учреждениями для несовершеннолетних при осуществлении контроля за деятельностью семейных воспитательных групп;
3.2. разработать механизм преобразования семейных воспитательных групп в патронатные, приемные семьи.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
4.1. активизировать деятельность по созданию и развитию семейных воспитательных групп;
4.2. при создании семейных воспитательных групп руководствоваться Положением о семейных воспитательных группах, утвержденным настоящим Указом;
4.3. обеспечивать выплату денежных средств на содержание детей из семейных воспитательных групп в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г . № 409 и от 14 мая 2001 г . № 374;
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителей губернатора области Т.И.Марголину и В.А.Сухих.
И.о. губернатора Пермской области О.А. Чиркунов
Положение о семейных воспитательных группах
при специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
1. Общие положения
1.1. Семейная воспитательная группа является структурным подразделением специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее именуется – специализированное учреждение), обеспечивающее условия семейного воспитания с целью социальной адаптации и реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
1.2. Семейная воспитательная группа (далее – семейная группа) осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ и Пермской области, настоящего Положения и Устава специализированного учреждения.
1.3. Основные понятия, используемые для целей настоящего положения:
Воспитатель семейной группы — работник специализированного учреждения, который осуществляет воспитание и уход за несовершеннолетними, переданными в семейную группу
Воспитанник специализированного учреждения — несовершеннолетний гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, принятый в установленном порядке в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Служба сопровождения семейной группы – служба по обеспечению деятельности семейных групп.
1.4. Семейная группа создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.
1.5. Семейная группа обеспечивает условия семейного воспитания — оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации воспитанника специализированного учреждения.
1.6. В семейную группу передаются воспитанники специализированного учреждения на период социальной реабилитации до решения вопроса об их дальнейшем устройстве, в порядке, предусмотренном законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей.
1.7. Срок пребывания ребенка, воспитанника специализированного учреждения в семейной группе определяется индивидуально. Пребывание в семейной группе ограничивается моментом возвращения в кровную семью или передачей несовершеннолетнего на иную форму воспитания в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Организация и порядок передачи несовершеннолетних на воспитание в семейную группу
2.1. Воспитателями с емейной группы могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• кровных родителей;
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
• лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
• лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.
2.2. Общее число детей, передаваемых на воспитание в с емейную группу , не должно превышать трех человек в возрасте от 3-х до 18 лет, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.
2.3. Семейная группа подбирается для каждого несовершеннолетнего индивидуально. Открытие с емейной группы возможно только после личного контакта кандидата в воспитатели с емейной воспитательной группы с воспитанником (посещение кандидатом в воспитатели ребенка в специализированном учреждении, при необходимости посещение ребенком семьи, где предполагается открытие с емейной воспитательной группы, в сопровождении специалиста специализированного учреждения).
2.4. Для открытия семейной группы кандидатом в воспитатели предоставляются:
• письменное заявление;
• медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в воспитатели и справку об отсутствии у совместно проживающих членов семьи заболеваний, препятствующих
• передаче ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью;
• сведения об отсутствии у проживающих членов семьи судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
• письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи кандидата в воспитатели, проживающих совместно с ним.
2.5. На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни кандидата в воспитатели, специализированное учреждение готовит заключение о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу. При подготовке заключения должны быть приняты во внимание личные качества кандидата в воспитатели в семейную группу, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ним, способность работать в сотрудничестве со специалистами учреждения, готовность обеспечить контакты ребенка (если это в его интересах) с его кровными родителями и родственниками.
2.6. Семейная группа открывается приказом директора специализированного учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем семейной группы в установленном законодательством порядке.
2.7. Передача ребенка в семейную воспитательную группу производится специализированным учреждением на основе:
• заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу, согласованного с органом опеки и попечительства по месту проживания кандидатов в воспитатели;
• трудового договора, заключаемого воспитателем семейной группы и специализированным учреждением. К трудовому договору прилагается акт передачи ребенка, содержащий обязательства об ответственности за жизнь и здоровье несовершеннолетнего.
2.8. Ребенок, проживающий в семейной группе, числится в составе воспитанников специализированного учреждения.
3. Права и обязанности воспитателя семейной группы
3.1. Воспитатель семейной группы в соответствии с возложенными на него обязанностями, несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение принятого на воспитание в семью ребенка согласно действующему законодательству.
3.2. Воспитатель семейной группы имеет право:
• получать информацию о состоянии здоровья, причинах помещения в специализированное учреждение, особенностях личности и поведения несовершеннолетнего и другие необходимые для работы сведения;
• в соответствии с рекомендациями специалистов специализированного учреждения самостоятельно определять распорядок дня, режим питания, порядок обучения и иные условия жизнедеятельности воспитанников;
• запрашивать и получать от специализированного учреждения медико-психологические, педагогические консультации, экстренную и систематическую помощь в решении социальных проблем воспитанника;
• участвовать в регулярных проверках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостояния и развития воспитанника;
• предпринимать меры по защите прав и интересов воспитанника;
• рекомендовать учреждению изменить формы и методы реабилитационной работы с воспитанником специализированного учреждения;
• обжаловать в органе опеки и попечительства действия сторон, участвующих в реабилитации воспитанника специализированного учреждения;
• повышать свою квалификацию и проходить аттестацию в установленном порядке.
3.3. Воспитатель обязан:
• обеспечивать реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка, разработанной специализированным учреждением;
• содействовать общению воспитанника с родственниками, если это не противоречит его интересам, с обязательным извещением администрации специализированного учреждения;
• учитывать рекомендации службы сопровождения семейной группы, касающиеся оздоровления воспитанника, программы его дальнейшей реабилитации, поддержания контактов с родственниками;
• ставить специализированное учреждение в известность о состоянии здоровья воспитанника, динамике его развития, незамедлительно сообщать администрации специализированного учреждения о болезни, несчастном случае или незапланированном уходе воспитанника из семейной группы;
• незамедлительно сообщать о временном отъезде и перемене места жительства;
• уважать и соблюдать иные права и свободы, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и действующим на территории РФ законодательством.
4. Права воспитанника специализированного учреждения, переданного на воспитание в семейную группу
4.1. Передача в семейную группу ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.
4.2. Воспитанник специализированного учреждения, переданного на воспитание в семейную группу, имеет право на сохранение связей с кровными родителями и родственниками, на поддержание личных контактов с ними при условии, что это не противоречит его интересам, нормальному развитию и воспитанию.
4.3. Ребенок, проживающий в семейной группе, пользуется всеми правами воспитанника специализированного учреждения. При желании он может заниматься в спортивном комплексе, различных кружках, участвовать в социально-психологических тренингах, праздниках, работать в мастерских, пользоваться библиотекой, выезжать вместе с воспитанниками в места отдыха, участвовать в других мероприятия для воспитанников специализированного учреждения.
4.4. Воспитанник специализированного учреждения, переданный на воспитание в семейную группу, имеет право на переход в другую семейную группу или возвращение в специализированное учреждение.
5. Права и обязанности специализированного учреждении
5.1. Специализированное учреждение имеет право:
• проводить проверки и совещания по оценке социально-бытовых условий проживания воспитанников, их психологического состояния, состояния здоровья;
• осуществлять контроль за исполнением воспитателем семейной группы своих обязанностей по отношению к воспитаннику и рекомендаций специалистов специализированного учреждения;
• осуществлять контроль правильности расходования воспитателем денежных средств на содержание воспитанников;
• прекратить трудовые отношения с воспитателем семейной группы в установленном законодательством и настоящим положением порядке.
5.2. Специализированное учреждение обязано:
• организовать подготовку (обучение) воспитателей и кандидатов в воспитатели семейных групп, ориентированную на повышение их психолого-педагогической компетентности;
• разработать индивидуальную программу реабилитации ребенка при передаче в семейную группу;
• осуществлять постоянный медико-психологический и социальный патронаж над воспитанником, проживающим в семейной группе;
• выплачивать воспитателю семейной группы в полном объеме заработную плату и пособие на содержание ребенка в соответствии с трудовым законодательством.
6. Служба сопровождения семейной группы
6.1. Служба сопровождения семейной группы может создаваться на базе специализированного учреждения или входить в состав Уполномоченной службы. В штат службы сопровождения семейной группы включаются специалисты в соответствии с примерным штатным расписанием (приложение № 1).
6.2. К направлениям деятельности службы сопровождения относится:
• работа по привлечению кандидатов в воспитатели семейной группы, проведение их подготовки и обучения;
• осуществление диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание в семейную группу;
• проведение поиска родственников детей, способных принять ребенка на воспитание в семейную группу ;
• подбор для ребенка совместимой с ним семьи из числа официальных кандидатов в воспитатели или действующих воспитателей
• подготовка заключения о возможности передачи воспитанника специализированного учреждения в семейную группу;
• подготовка и утверждение индивидуальной программы реабилитации ребенка, внесение в него изменений и дополнений;
• социальное, медицинское и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, проживающего в семейной группе;
• организация взаимодействия между кровной семьей и семейной группой;
• информационно-правовое обеспечение семейной группы;
• осуществление контроля и наблюдения за семейной группой.
7. Материальное обеспечение семейной группы
7.1. Специализированное учреждение обеспечивает несовершеннолетнего, проживающего в семейной группе, пособием на содержание ребенка.
7.2. Пособие выплачивается ежемесячно на основании трудового договора с воспитателем семейной группы.
7.3. Пособие включает расходы на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, медикаментов, канцелярских товаров, игр, игрушек, книг, на культурно-массовые мероприятия, на дополнительное образование и другие нужды по уходу за ребенком.
7.4. Размер пособия, выделяемого на ребенка, переданного на воспитание в семейную группу, определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Размер выделяемого пособия должен быть не менее средней величины прожиточного минимума на ребенка по Пермской области.
7.5. Пособие на содержание ребенка в семейной воспитательной группе устанавливается ежегодно с учетом изменения прожиточного минимума.
7.6. Выплата пособия на содержание ребенка в семейной группе производится специализированным учреждением путем перечисления средств на личный счет воспитателя семейного группы, либо в натуральной форме.
7.7. Основанием для прекращения выплаты пособия на содержание ребенка является закрытие семейной воспитательной группы.
7.8. На период нахождения ребенка в санатории или лечебном учреждении пособие на содержание ребенка в семейной воспитательной группе не выплачивается.
8. Оплата труда воспитателя семейной группы
8.1. Воспитатель семейной группы зачисляется в штат учреждения с оплатой труда не ниже 12 размера ЕТС с учетом надбавок, установленных в учреждении и из расчета 1 ставка на 3-х детей.
8.2. Воспитатель семейной группы имеет право на получение льгот и надбавок, установленных действующим законодательством для патронатных воспитателей.
8.3. Оплата отпусков воспитателей семейных групп производится на общих основаниях, предусмотренных трудовым законодательством, для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
9. Закрытие семейных групп
9.1. Семейная группа может быть закрыта приказом директора специализированного учреждения.
9.2. Основаниями для закрытия семейной группы являются:
• заявление воспитателя семейной группы;
• прекращение трудового договора в соответствии с действующим законодательством;
• акт комиссии специалистов специализированного учреждения о несоответствии воспитателя семейной группы занимаемой должности;
• достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
• заключение психолого-медико-педагогической комиссии о невозможности дальнейшего пребывания ребенка в семейной группе;
• прекращении правовых оснований для нахождения несовершеннолетнего в специализированном учреждении (возвращении ребенка в кровную семью, передаче несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, усыновлении и другое).
9.3. Составление акта о несоответствии воспитателя семейной группы занимаемой должности влечет за собой немедленное возвращение ребенка в специализированное учреждение. По данному факту издается приказ директора о закрытии семейной группы как подразделения специализированного учреждения.
Приложение № 1
к указу Губернатора
Пермской области
Примерное штатное расписание семейной воспитательной группы
Должность | Количество ставок |
Воспитатель | 1,0 на группу из 3 воспитанников |
Примерное штатное расписание службы сопровождения семейных воспитательных групп (на 20 групп)
Должность | Количество ставок |
1. Руководитель | 1,0 |
2. Специалист по социальной работе | 1,0 |
3. Психолог, специализация «семейная психология и психотерапия» | 1,0 |
4. Медицинская сестра | 0,5 |
6. Юрист | 0,5 |