Две бутылки водки + «чекушка» в подарок

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Две бутылки водки + «чекушка» в подарок

Трепещите, пермские продавцы разных мастей и калибров, от «ларечников» до «супермаркетчиков», молодые и не очень, те, кто в форме, с бейджиком и без оных! С таким воинственным настроем мы отправлялись испытывать вас на добросовестность и законопослушность вместе с подростками-добровольцами. Выходили в сгущающиеся зимние сумерки при полной экипировке: со специальными бланками, с маршрутным листом и фотокамерой.

«Самое главное — быть уверенными. Смело заходите в магазин и берите водку, пиво и сигареты. Чек не забывайте. И еще обратите внимание на имя продавца и на то, есть ли наклейка о запрете продажи алкоголя и табака. Спросят возраст, отвечайте, что уже достигли 18 лет», — напутствую перед акцией своих ребят.

Первый раз мы выходим на «дело» 3 ноября. В моей команде две худенькие девчонки и рослый парень — всем по 14. Спокойные донельзя, хотя чувствую, волнуются немного. Делятся, что сами ни разу не покупали ничего алкогольно-табачного. Видели только, как это делают их знакомые. С непроницаемыми лицами приступаем к контролю на Сибирской. Но прежде, коль ввязались в игру, делаем ставки. По нашей прикидке, в половине, то есть, примерно, в 7 магазинах, нам что-нибудь да продадут.

В первом магазинчике что-то не срастается, ребята говорят, будто одна покупательница, почувствовав неладное, дает продавцу знак, и та упирается. Ребята выходят ни с чем. Зато после этого промаха следует череда «удач». В винном бутике «Бурбон-элит» на Советской подростки без оговорок и замечаний берут пиво и сигареты, на запредельные по цене вино и водку не покушаются — возможны подозрения со стороны персонала, мол, откуда у школьников такие деньги на крепкие напитки. Чек на товар им не отбивают, видимо, здесь подобные бумажные «излишества» не приняты. По пути заруливаем в киоски, пополняем сумку пивом и сигаретами. Водка и вино у мелких торговцев не в чести.

У «Нормана» на Сибирской, 12 юные «контролеры» заметно нервничают, предчувствуют строгий отказ и суровую выволочку. Но… тем более их радость, когда удается беспрепятственно купить водку, пиво и сигареты и получить все это в упакованном виде — в фирменном пакете «Норман». Зорко глядевший на нашего покупателя охранник остался недвижимым. Воодушевившись «победой», решаем отправить в тот же магазин девочку, выглядит та от силы на 12 лет. Покупает и она, с довольным лицом и бутылкой пива выходит из дверей, спешит поделиться «опытом». Как оказалось, продавец по имени Яна усомнилась, что перед ней уже совершеннолетняя, и попросила предъявить документы. После отказа продавец заметила, что в следующий раз лучше взять с собой паспорт, потому как (ключевой момент!) возможна проверка. Не обманула ее женская интуиция.

Гладко проходят «контрольные закупки» и во всех остальных магазинах этого маршрута. Во втором «Бурбоне» на Сибирской нас тоже «не огорчили»: очень доброжелательно продали водку, пиво и сигареты. И при этом не отбили чек. Традиция? Скорее уже корпоративные правила. В «Семье» странная продавщица Ольга отказала в продаже водки и сигарет, но продала пиво. И ладно бы, если безалгольное, но нет, классическое, «Сибирская корона», будто сок вишневый отпустила. Кстати, прогнозы наши, в смысле, ставки, не сбылись. Недооценили мы пермских продавцов: без проблем купили мы алкоголь или табак, либо то и другое вместе в 10 магазинах из 13. То был новый, еще не исхоженный контролерами маршрут.

…В следующий раз выходим 9 ноября, правда, в чуть измененном составе: двое юношей и одна девочка, инспектируем магазины на улице Куйбышева. Часть торговых точек входила в маршрут уже вторично, часть дебютировала в акции. Ребята, наловчившись во время первого похода, сейчас действовали несравнимо быстрее и хладнокровнее — ни следа волнения, только у одного новенького. В первом же магазине нашим юношам продали водку и сигареты и дали совет «быстрее всё убрать с глаз». Они совету последовали — набили «запретными плодами» карманы куртки. На свет плоды все же пришлось вытаскивать — для документальной фотографии «Мы и результаты контроля на фоне магазина-нарушителя».

Радость сменилась унынием, когда один за другим посыпались отказы в продаже водки или вина. Утешало лишь то, что на пиво и сигареты подобного табу не было. Продавцы на сей раз активно интересовались возрастом покупателей и документальным его подтверждением, иногда открывали нам удивительные вещи, например, о том, что продажа алкоголя разрешена только с 21 года, хотя в «Правилах продажи алкогольной продукции» чётко определено, что алкоголь можно продавать с 18 лет. Похоже, советское (или американское?) право дает о себе знать. Либо продавцы не находят иного способа отказать подросткам в продаже крепких спиртных напитков. Из 24 магазинов водку удалось купить только в одном. В голове возник клубок вопросов: «Неужели хоть как-то подействовало? Увещевательные письма? Или все-таки общественное порицание? Надолго ли?»

Последний поход — по улице Ленина — состоялся в первый день декабря. Это был заключительный и самый серьезный этап. Маршрут относился к числу «протоптанных», но осложнялась задача тем, что все магазины на центральной улице города — крупные и стараются по возможности сохранять свое доброе имя и деловую репутацию. Не оставалось ничего другого, как выставить против них самых «возрастных» ребят — 16 и 17 лет.

«Виват» в ТЦ «Айсберг» «порадовал»: наши юноши приобрели здесь водку, пиво и сигареты. Неопытные, они тут же торопятся скрыться подальше от места продажи, их не оставляет страх того, что камеры видеонаблюдения запечатлеют их лица. А потом мало ли чего… Уходим в сторонку, тщательно фиксируем в бланке адрес магазина, имя продавца, время продажи, результат закупки, поведение продавца — в последней графе пишем «без замечаний». Идем дальше. Ребята чего-то ведут себя суетливо, беспокойно. Стараюсь снять напряжение историями бывалого контролера. К «Норману» на Ленина подходим уже уверенным шагом. Но уверенный шаг и соответствующее выражение лица — не аргумент для продавца Марины. Не увидев паспорта покупателей, она вслух высказывает обеспокоенность: «Меня же могут оштрафовать!» Это она о водке — пиво же и сигареты отпустить не пугается. В «Семье» на Борчанинова путь к водке преграждает работник торгового зала — пожилая женщина предупреждает, что подросткам здесь алкоголь не продадут. Они и не нарываются, покупают лишь пиво и пару алкогольных коктейлей, благо барьеров никаких. Наоборот, ребята отмечают, что происходило все это при доброжелательном отношении продавца-кассира Елены.

Сверкающими огнями встретил нас ТЦ «Пирамида». В здешнем «Вивате» юные контролеры попадают в трагикомичную ситуацию. Очутившись в цепких лапах промоутера «Уралалко», они решаются поучаствовать в акции этой компании — «Купи две бутылки водки «Государевый заказ» и получи подарок!» В качестве бонуса юношам вручают «чекушку» и фирменный брелок. Кстати, продавец Ирина к возрасту ребят безразлична не осталась, спросила: «Вам точно есть 18?». И услышав от них: «Точно!», даже ещё раз строго удостоверилась: «Точно? Ну, смотрите…»

Соседние павильоны опять пополнили наши авоськи вином и водкой, пивом и сигаретами. Подростки по возможности импровизировали. Чтобы «развести» продавца павильона у остановки «Драмтеатр», они невинно интересовались: «Посоветуйте, пожалуйста, какое вино на стол поставить не стыдно». И, — чтобы вы думали? — получили с вином ещё и требуемую консультацию.

В «Черном докторе» в прошлый раз (имеется в виду, в июле) подросткам продали вино, но в этот вечер все сложилось иначе. Поначалу консультант Александр, выполняя пожелание наших юношей, порекомендовал им самое недорогое и неплохое вино, но потом на стадии оплаты кассир Наталья ребят «завернула». Мотив отказа — недостижение пресловутого 21 года. В итоге магазин они покинули с одинокой пачкой сигарет. Подобная ситуация сложилась и в «Вивате» на Ленина, 81. Когда в водке пацанам категорически отказали, те решили отстоять хотя бы пиво и сигареты и приступили к уговорам. Сердце продавца растаяло, совесть и законопослушность улетучились. Точку поставили в продуктовом магазине на Хохрякова, 6-а, где без единого словечка и чека несовершеннолетним продали весь «джентльменский набор»: водка, пиво, сигареты.

Итого, во всех магазинах последнего маршрута нам опять чего-нибудь да продали. Чаще пиво и сигареты. Почему? Потому что это норма. Потому что никто это явление не порицает. По крайней мере, ни в одном из 57 магазинов, которые мы охватили акцией гражданского контроля, не наблюдалось хотя бы мало-мальское возмущение стоящих по соседству взрослых. Полная отчужденность — незнакомый подросток и его здоровье не трогают душу. Ощущение безнаказанности — проверки редки, еще реже административные наказания. Русское «авось пронесет». Кроме этого, менеджмент магазинов не ориентирован на формирование у персонала установки, что деловая репутация и имя в разы важнее сиюминутной прибыли. По этой причине, видимо, ни один даже самый крупный супермаркет не входит в состав Гильдии добросовестных предприятий города.

В связи со всем вспоминаю недавний эпизод. Покупаю в одном из наших кинотеатров билет на фильм. В афише обращаю внимание на пометку «Запрещается смотреть до 16 лет». Без задней мысли протягиваю в окошечко деньги и натыкаюсь на неожиданный вопрос: «Вы действительно достигли 16-летия?» Неожиданный, потому что этот порог я перешагнула больше 5 лет назад. Но формальности соблюдаю, демонстрирую студенческий билет. «Просто так требуют правила», — объясняют мне за окошком. «Что вы, так и должно быть!» — ответствую я. Пермские продавцы, берите пример, с пермских билетеров!

Александра Анохина,
координатор акции гражданского контроля

Итоги гражданского контроля за соблюдением торговыми предприятиями Перми запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции.
Гражданский контроль торговых предприятий осуществлялся силами Пермской гражданской палаты и молодежного интеллектуального клуба «IGC». Рейды гражданского контроля проводились в два этапа: в июле и ноябре 2005 года. После первого этапа контроля Пермская гражданская палата реализовала широкую программу просветительских мероприятий, непосредственно направленных на продавцов, менеджеров и владельцев торговых предприятий Перми. Было решено ограничиться именно просвещением и не использовать полученную информацию для привлечения к административной ответственности нарушителей запрета. Рейды второго этапа были призваны выявить, насколько эффективны меры гражданского контроля и гражданские просветительские мероприятия с точки зрения стимулирования персонала торговых предприятий к соблюдению правил, запрещающих продажу алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним.
По итогам второго этапа гражданского контроля было зафиксировано снижение продажи несовершеннолетним «крепких алкогольных напитков» на 55% (т.е. число случаев продажи водки и вина подросткам сократилось в 3 раза: с 82% до 27%).
Соб.инф.

Пресс-служба Пермской гражданской палаты