Практически в любом крупном городе сейчас без труда можно найти несколько электронных форумов, на которых горожане обсуждают повседневные проблемы. Пермь в этом смысле не исключение, здесь давно действует форум Teron.ru. Исключением стала деятельность виртуального сообщества автомобилистов, которые от электронного общения перешли к конкретным действиям в своем городе.
Каждую весну дороги Перми превращались в страшный сон для автомобилиста – сплошные ямы, рытвины, трещины и ухабы. Помимо прямого ущерба автотранспорту, резко возрастала аварийность. Страдали как частные автолюбители, так и грузовые и пассажирские перевозчики. И вот весной 2007 года виртуальное обсуждение пробитых колес и бесконечных ям на дорогах переросло в идею провести масштабную городскую акцию.
Был сформирован организационный Комитет виртуального сообщества Teron.ru, который обозначил цели акции, определил дату, время и место проведения акции, подготовил уведомление в администрацию города, разработал макеты стикеров и листовок. Особо стоит отметить, что акция изначально планировалась как не политическая, а сугубо гражданская. В своем обращении представители комитета подчеркивали, что акция преследует исключительно мирные и конструктивные цели, не направленные против действующих муниципальных и краевых властей. Комитет требовал включить представителей общественности в комиссии по приемке объектов дорожного строительства и контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, автомобилисты рассчитывали призвать власти Перми и Пермского края обратить внимание на ежегодное состояние дорожного покрытия автодорог города Перми и края после зимнего периода эксплуатации, обратить внимание на бездействие подрядных организаций отвечающих за надлежащее состояние автомобильных дорог в части ликвидации ям и ухабов, наличие которых приводит к снижению пропускной способности автодорог края, образованию «пробок» и т.д.
Акция была подготовлена грамотно, можно даже сказать профессионально, несмотря на то, что это был первый подобный опыт. Водителям раздавались образцы заявлений (жалоб) в ГИБДД и прокуратуру на неудовлетворительное состояние дорог и безответственность контролирующих инстанций. Был организован сбор подписей пермских автовладельцев под обращением к губернатору Пермского края, централизовано распространялись листовки и плакаты.
За несколько дней до акции, один из соорганизаторов президент ОСА (Общества Содействия Автолюбителей) г-н Коновалов отказался от участия, сославшись на достигнутые договоренности с мэром. Известие об этом вызвало возмущение как членов организационного комитета, так и рядовых участников. В результате экстренного совещания было принято решение, что акция все равно состоится в форме пикета. За день до начала акции молодежное отделение «Единой России» – движение «Молодая гвардия» попыталось перехватить инициативу, организовав свой митинг, однако он не получил широкой поддержки у горожан.
7 апреля 2007 года состоялся автопробег по центру города. У крыльца городской администрации был возложен траурный венок из пробитой шины, украшенный цветами, лентами и еловыми ветками. Как заявленные участники на акцию выехали около двухсот автомобилистов, однако ГИБДД насчитала более 700 машин, предъявив затем обвинение одному из организаторов Игорю Артемьеву в превышении числа заявленных участников. Завершилась акция концертом группы «Мельница» в ДК Солдатова, которая поддержала пермяков в этой акции.
В результате действий автолюбителей, им было предложено участвовать в контроле за ходом дорожного строительства в Перми. С этой целью администрация города создала общественную комиссию при мэре города, в которую помимо автолюбителей вошли представители органов территориального общественного самоуправления города, лидеры НКО, представители ГИБДД. Начиная с 2007 года, постоянно проводились общественные контрольные рейды, по выявлению выбоин на дорожном полотне. Затем эта информация передавалась в управление внешнего благоустройства и использовалась дорожными службами при формировании планов текущего ремонта. Более того, автомобилисты также принимали участие в работе приемочной комиссии по строительству и реконструкции автомобильных дорог, заслушивали отчеты чиновников и выезжая на контрольные объекты. Подобный пермский опыт в дальнейшем получил широкое распространение по всей России. Решение дорожной проблемы в Перми было сдвинуто с мёртвой точки, а строительство современных с гарантированным качеством дорог стало одним краеугольных направлений деятельности краевой администрации.