Принято считать, что гражданская активность недалеко ушла от самодеятельности. Главное, чтобы хоть что-то делалось и уже хорошо, а вопрос качества стоит на втором-третьем месте. Также предполагается, что общественные организации занимаются в основном «социалкой», благотворительностью и прочими богоугодными делами, далекими от решения системных проблем. Словом, занимаются следствиями, а не причинами, да еще и делают это непрофессионально.
С первых дней своего существования Пермская гражданская палата сделала ставку на профессионализм и высокую деловую культуру – это главное видимое отличие Гражданской палаты от других общественных организаций. Профессиональный подход к гражданской деятельности позволяет добиваться результатов, недоступных другим. Например, в сфере законотворчества.
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но и требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. «Общественное законотворчество» — просто уникальное явление. Много ли специалистов в рядах НКО, которые смогут написать региональный закон, касающийся нескольких миллионов человек? Соотнестись с действующей нормативной базой, пройти через все минные юридические поля, написать обоснование законопроекта и добиться его принятия?
На счету юристов Пермской гражданской палаты разработка более 15 проектов нормативных актов, в том числе 5 законопроектов, из них 4 приобрели статус региональных законов: «Об уполномоченном по правам человека в Пермской области» (принят Законодательным Собранием в ноябре 2000 года); «О социальной защите населения на территории Пермской области» (принят Законодательным Собранием осенью 1997 года); «О государственном социальном заказе в Пермской области» (принят в сентябре 2000 года); «О благотворительной деятельности на территории Пермской области» (с большими изменениями принят в 2003 году).
По инициативе Гражданской палаты вносились поправки в Устав Пермского городского округа и Устав Пермского края. Готовились проекты Указов губернатора Пермского края «О службах по устройству детей на воспитание в семьи», «Об организации семейных воспитательных групп в Пермской области», а также «Об эксперименте по организации общественного контроля интернатных, социально-реабилитационных учреждений и домов ребенка города Перми и Пермского района». Помимо собственных разработок, Гражданская палата провела общественную экспертизу более 30 законопроектов федерального, региональных и местного уровней с публичным представлением обоснованного заключения и рекомендациями для лиц, принимающих решения. Постоянные авторы всех нормотворческих инициатив ПГП — юрист-консультант Палаты С.В. Максимов и председатель Палаты И.В. Аверкиев.
Таких успехов удалось добиться за счет долгой и системной работы с органами власти. Этот опыт позволил председателю ПГП И.В. Аверкиеву в 2004 году сформулировать некоторые принципы конструктивного взаимодействия: «Как работать с властью. Пермские правила поведения». Чтобы убедить в чем-либо конкретного чиновника, необходимо понять его реальные интересы и найти к ним дорогу. Никто никому ничего не должен, всего нужно добиваться. Обо всем нужно договариваться. Просителей никто не любит, поэтому свою просьбу надо оформлять как «предложение, от которого нельзя отказаться». Работа с властью – это рынок, обмен ресурсами. Никогда не стоит забывать, что «бесплатного сыра» не бывает, равно как не стоит верить устным обещаниям. Не оскорбляйте и будьте признательными за добрые дела, но не панибратствуйте с властью. Если хотите быть понятыми — говорите с властью на ее языке. Компетентность — самый простой способ выступать «с позиции силы» — силы знания. И, наконец, помните о миссии своей организации.
Разработка законопроектов
• «О социальной защите населения на территории Пермской области» (принят Законодательным Собранием Пермской области осенью 1997 года)
• «Об уполномоченном по правам человека в Пермской области» (отклонен Законодательным Собранием осенью 1998 года, весной 2000 года вновь принят к рассмотрению новым составом Законодательного Собрания, в ноябре 2000 года принят Законодательным Собранием)
• «О благотворительной деятельности на территории Пермской области» (отклонен Законодательным Собранием осенью 1999 года, принят в 2003 году)
• «О государственном социальном заказе в Пермской области» (принят Законодательным Собранием Пермской области в сентябре 2000 года)
• «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина государственными и муниципальными служащими Пермской области» (проект от 05.03.2001)
• Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области «Об уполномоченном по правам человека в Пермской области» в связи с введением должности Уполномоченного по правам ребенка в Пермской области
• Предложения в Устав Пермского городского округа
• Предложения в Устав Пермского края были внесены: Уполномоченным по правам человека в Пермской области, Пермской гражданской палатой, Центром гражданского образования и прав человека, Обществом развития предпринимательских инициатив, Пермским отделением Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос».
Гражданская экспертиза
По просьбам комитетов Государственной Думы, Отдела социального развития Администрации Пермской области, Комитета социальной защиты населения Пермской области, Отдела социальной помощи семье Комитета социальной защиты населения Пермской области, Комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области, гражданских организаций других регионов подготовлено 28 экспертных заключений по законопроектам федерального, региональных и местного уровней.
Гражданская экспертиза Правил содержания животных на улицах г. Перми
Правила предполагали уничтожение бездомных животных. По итогам экспертизы и почти двухлетних споров с Администрацией г. Перми Прокуратурой Пермской области было внесено представление в Пермскую городскую Думу об отмене данного Положения.
Оценка ущерба, нанесенного здоровью жителей поселка Юго-Камский в результате аварии трубопровода «Пермь-Альметьевск», принадлежащего ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»
Инициирование проведения общественной экологической экспертизы утилизации на территории г. Перми твердотопливных ракет стратегического назначения. Правовое консультирование инициативной группы граждан, выступающих против утилизации ракет на территории города Перми.