В начале 2000-х годов российское правозащитное сообщество оказалось в системном кризисе: устарели традиционные способы продвижения и защиты прав человека, проявился кадровый, идеологический и финансовый дефицит, пошатнулась сама миссия сообщества. Новые правозащитные организации почти не создавались, старые претерпевали застой или переходили в другую гражданскую нишу, часть — прекратили свое существование. Серьезное напряжение возникло во взаимоотношениях с государством: жесткая конфронтационная стратегия оказалась неэффективной, поскольку правозащитники не обладали мощной общественной поддержкой.
При этом всем было очевидно, что в российском обществе начали стихийно появляться предпосылки для широкой народной правозащиты. На тот момент в обществе уже созрели материальные и нематериальные ресурсы, активизация которых могла привести к значительному повышению эффективности правозащитной деятельности. Речь идет о доверии населения, о привлечении в правозащиту средств населения, о широком вовлечении в правозащитную деятельность «новых неформалов».
В этих условиях Пермская гражданская палата запустила трехлетний большой исследовательский и социоинженерный проект «Будущее прав человека в России». Авторы проекта решили взять на себя ответственность за поиск и продвижение новых идей, новых стратегий, новых технологий, новых людей в сфере защиты прав человека, способных обеспечить кардинальное повышение эффективности правозащитной деятельности в России.
Всего было выбрано 8 направлений: судьба общественных правозащитных приёмных; неприкосновенность частной жизни; академическое сообщество как социальная база и ресурс правозащитной деятельности; увеличение общественного капитала правозащитного сообщества; возможности привлечения молодежи; привлечение средств населения в правозащитную деятельность; продвижение и защита права на доступ к информации и «точки правозащитного роста».
По каждому направлению велся мониторинг информационных источников, выявлялись сферы «стратегического и технологического дефицита» в российской правозащитной деятельности, велась разработка «пакетов предложений»: стратегии — технологии – стандарты, включая пилотное апробирование отдельных технологий проекта.
Руководителем проекта выступил И.В.Аверкиев, программным директором – С.Г.Маковецкая. Проект реализовывался силами 10 основных разработчиков и еще около 40 приглашенных экспертов из разных городов страны, при финансовой поддержке Фонда Форда и Фонда МакАртуров.
В результате было проведено более 100 исследований (соцопросы, фокус-группы, наблюдения, интервью и т.д.) подготовлено более 120 аналитических материалов и социоинженерных разработок. Было проведено пилотное апробирование стратегий и технологий в 10-ти правозащитных организациях в 5-ти регионах России. Создан специализированный Интернет-ресурс, изданы брошюры и компакт-диски, материалы проекта получили более 200 правозащитных организаций и более 150 юридических клиник по всей стране.
Отдельно необходимо упомянуть об альманахе «Будущее прав человека в России» – сборнике статей и эссе экспертов проекта на актуальные для правозащитников темы: продвижение прав человека в России, новые подходы к пониманию прав человека и их роли в обществе, перспективы российского правозащитного движения, «очеловечивание» правозащитного языка, правозащитная корпоративность и саморегулирование, актуальные правозащитные стратегии и практики и другие.
Проект «Будущее прав человека в России» является одним из самых масштабных исследований деятельности по защите прав человека в современной России. Его разработки актуальны и востребованы до сих пор сотнями правозащитных организаций и гражданских инициатив. Все материалы проекта Вы можете найти на сайте Пермской гражданской палаты: http://www.pgpalata.ru/reshr/index.shtml
Однако, главное не в исследованиях. «Будущее прав человека» стал первым в России «ценностным гражданским проектом», осознанной попыткой придать новые смыслы и импульсы устоявшимся, стагнирующим ценностям. Основные «послания» авторов проекта не были приняты «российским правозащитным сообществом», но широко обсуждались и до сих пор обсуждаются в самых различных и неожиданных контекстах. Проект положил конец духовной несамостоятельности российского гражданского сообщества.
Скачать примеры из каталога кратких описаний (резюме)
исследовательских и социоинженерных продуктов проекта можно ЗДЕСЬ.