Гражданский контроль в Пермском крае

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданская политика > Гражданский контроль в Пермском крае

Гражданскому контролю в Пермском крае 13 лет (первая организованная акция гражданского контроля состоялась в 1997 году – сотрудники Пермского регионального правозащитного центра посетили одну из чусовских колоний в связи с жалобами заключённых на избиения и плохие условия содержания). Это один из наиболее успешных, отработанных и массовых способов влияния граждан на власть в защиту общественных интересов. Гражданский контроль – это непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан. Политическая, административная и экономическая власть должны чувствовать, что всё тайное рано или поздно становится явным.

Гражданский контроль – очень гибкая технология, легко адаптирующаяся под конкретные нужды. Она может применяться в самых разных областях. Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ) с 1997 года проверил 82 исправительных учреждения и 54 спецучреждения системы МВД. Пермский «Мемориал» в 2002 году добился допуска общественных наблюдателей в воинские части и на призывные пункты. С января 2001 года Пермская гражданская палата и ПРПЦ регулярно стали проводить гражданский контроль в интернатных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения по всему региону. С 2001 года Пермское отделение Всероссийского общества инвалидов периодически проверяет доступность городской среды для инвалидов. В результате этих мер, произошла серьезная гуманизация отношений внутри закрытых учреждений.

А еще проводились акции народного контроля с привлечением большого количества горожан. В 2005 году был организован гражданский контроль за соблюдением запрета продажи несовершеннолетним алкоголя и сигарет. В результате контроля продажа водки подросткам снизилась в три раза, отказывать подросткам в продаже алкоголя стали в два раза чаще, чем в начале эксперимента. Гражданские активисты передали свои наработки и отработанные технологии краевой прокуратуре, и теперь она самостоятельно проводит подобные проверки.

Гражданский контроль чистоты и безопасности улиц, проведенный силами трех общественных организаций, привел к тому, что Управлением внешнего благоустройства Администрации г. Перми был принят стандарт содержания пермских улиц в зимнее и летнее время. В июне 2008 года Глава Администрации Перми утвердил этот стандарт, по которому районные администрации обязаны содержать улицы в чистоте и порядке.

По результатам гражданского контроля работы городского пассажирского транспорта пермский городской департамент дорог и транспорта разработал пакет мер, направленных на радикальную перестройку всей системы пермского общественного транспорта. Это серьезное достижение, хотя реформа пробуксовывает и работы ещё много.

А еще был гражданский контроль в школах, больницах, интернатных учреждениях, аптеках, органах исполнительной власти и много где еще. В 2009 году было разработано временное положение о проведении общественного контроля, в Перми прошло гражданское собрание из числа наиболее активных граждан, в ходе которого было выявлено около 60 направлений возможного гражданского контроля. В результате создано 12 групп инициативного контроля, которые работали по 12 направлениям.

Осуществлялось обучение общественных наблюдателей и контролеров. По итогам обучающих семинаров было отработано 4 технологии по общественному контролю, которые готовы для практического применения в других субъектах. Состоялось 2 обучающих семинара для муниципальных служащих, включая Главу администрации Перми А.Б. Каца.

Сегодня гражданский контроль в Перми основан на серьезной правовой базе: на ст. 11 Устава Пермского края, ст. 3 Закона Пермской области «Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики» и Распоряжении губернатора Пермского края № 132-р от 09.10.2007 г. Власть вынуждена считаться с результатами контроля.

Гражданский контроль – простая, гибкая и удобная форма влияния граждан на власть, доказавшая свою эффективность за десятилетие работы.

Календарь событий

13.01.2010 – на общегородском совещании представителей ТСЖ и ЖСК принято решение об общественном контроле процедуры распределения денег конкурсной комиссией при администрации Перми, на капитальный ремонт городского жилья.

24.04.2009 – с 22 марта по 10 апреля Кировским отделением краевого Совета ветеранов была проведена акция гражданского контроля обеспечения лекарственными средствами ветеранов по льготным рецептам.

24.04.2009 – второй информационно-консультативный семинар из цикла «Гражданский контроль, переговоры и другие формы взаимодействия общества и исполнительной власти» с руководителями функциональных органов администрации города.

3.04.2009 – информационно-консультативный семинар «Гражданский контроль, переговоры и другие формы взаимодействия общества и исполнительной власти», в котором приняли участие глава администрации Перми А.Б. Кац и его заместители, а также руководители управлений аппарата администрации города.

18.12.2008 – общественная презентация по результатам III этапа гражданского контроля работы городского общественного транспорта.

20.11.2008 – III этап гражданского контроля работы общественного транспорта Перми, в котором приняли участие 65 общественных наблюдателей. Контролю подверглись 40 автобусных, 6 троллейбусных, 5 трамвайных маршрутов.

26.06.2008 – в Перми состоялся II этап гражданского контроля общественного транспорта. Приняли участие 60 человек. В ходе акции были проконтролированы 60 автобусных маршрутов, 11 троллейбусных и 10 трамвайных.

03.06.2008 – состоялся семинар для общественных наблюдателей «Гражданский контроль за оказанием «административных услуг».

28.05.2008 – состоялся проблемный семинар «Гражданский контроль медицинских учреждений».

22.05.2008 – прошли занятия в рамках специального курса «Гражданский контроль образовательных учреждений».

15.05.2008 – были проведены занятия по специальному курсу «Гражданский контроль воинских частей и военкоматов».

14.04.2008 – вводный семинар по теории гражданского контроля для общественных наблюдателей.

17.03.2008 – состоялось Городское гражданское собрание, посвященное развитию гражданского контроля в Пермском крае. В нем приняло участие 115 гражданских активистов, представителей власти и журналистов.

13.03.2008 – прошла первая из запланированных акций гражданского контроля работы общественного транспорта Перми. В контроле приняло 65 общественных наблюдателей из 10 общественных организаций. Всего проконтролировано: 59 автобусных, 12 троллейбусных и 10 трамвайных маршрутов.

04.03.2008 – проведена акция общественного контроля уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах города Перми. Общественный контроль осуществляли 10 общественных наблюдателей на 11 контрольных маршрутах.

09.10.2007 – принято распоряжение губернатора Пермского края «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края». Создан проект временного положения о гражданском контроле в органах государственной власти и местного самоуправления.

2006 год – проведение акции «Окно в Европу»: исследование торгово-развлекательных комплексов, частных медицинских клиник, остановочных комплексов и т.д. на предмет их доступности для инвалидов-колясочников.

03.11–09.11.2005 – II этап гражданского контроля за соблюдением торговыми предприятиями Перми запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции.

29.08.2005 – круглый стол «О взаимодействии органов власти и гражданских организаций по защите прав военнослужащих» на котором принята резолюция о введении гражданского контроля над соблюдением прав военнослужащих и призывников с участием правозащитных организаций и других НКО.

27.06.2005 – I этап гражданского контроля за соблюдением торговыми предприятиями Перми запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции.

В 2004 году были проконтролированы 15 исправительных учреждений и 4 следственных изолятора ГУИН Министерства Юстиции РФ по Пермской области. Также общественные контролеры посетили 15 специальных учреждений, среди них 10 изоляторов временного содержания, 2 медицинских вытрезвителя, 2 приемника-распределителя и специальный приемник для административно-задержанных.

Декабрь 2003г. – заключен договор между Правозащитным центром и ГУИН МЮ РФ по Пермской области о внедрении элементов общественного контроля исправительных учреждений.

В 2003 году представители Пермского «Мемориала» и Совета родителей военнослужащих провели 5 посещений воинских частей.

С июля по декабрь 2003 года 11 общественных инспекторов из 7 организаций посетили 29 интернатных учреждений Перми и Пермского района.

02.07.2003 – Распоряжением губернатора Пермской области запущен «эксперимент по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района».

В 2002 году была создана общественная комиссия по проверке условий содержания призывников в психиатрических больницах, проходящих обследование по направлению военкоматов.

В 2001 году Пермское отделение «Всероссийского общества инвалидов» провело исследование доступности для инвалидов социально-значимых объектов города Перми.

Июль 1997г. – первая проверка Правозащитным центром жалоб осужденных на условия содержания в исправительной колонии УТ-389/37 (г. Чусовой).