История наступления на Черняевский лес

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > История наступления на Черняевский лес

«Зоопарк спасёт лес», «Лес не для стройки, а для мишки Борьки», «Продажный эколог выбирает дома вместо ёлок» – эти и другие лозунги с пикета сторонников переноса пермского зоопарка в Черняевский лес подтолкнули нас вспомнить историю Черняевского леса и вырубки его части под строительство жилищного комплекса «Галактика». Того самого комплекса, рядом с которым был организован пикет при непосредственном участии властных лиц из правительства Пермского края.

77 лет назад… Название Черняевского леса в историю города Перми вписано в тридцатых годах XX века. Тогда на территории современного микрорайона «Железнодорожный» Дзержинского района города Перми началось строительство рабочего посёлка при станции Пермь-II. Строительство вёл кооператив железнодорожников, председателем которого был стрелочник Степан Черняев. Посёлок и близлежащий лесной массив стали называть Черняевским. В 1937 году Степан Черняев был репрессирован, жилищно-строительное общество – ликвидировано, а его средства – конфискованы. Лес, в отличие от людей, и в годы репрессий и в последующие десятки лет жил спокойной размеренной жизнью.

В 1981 году решением исполкома Пермского областного Совета народных депутатов Пермский городской лесопарк «Черняевский лес» был объявлен ботаническим памятником природы. Своим решение советские власти указывали, что в лесу есть уникальные деревья и виды растений, которые относятся к научным, культурно-просветительским, эстетическим и историческим ценностям. Такие ботанические парки считались народным достоянием и брались под охрану государства.

Пришедшая на смену советской новая власть тоже озаботилась важностью бережного отношения к Черняевскому лесу. В начале 90-х все вся территория леса была отнесена к категории особо охраняемой природной территории (сокращёно – ООПТ) и включена в государственный лесной фонд (как и все российские леса площадью свыше 50 га). Тогда же изменилось название лесного массива и стало звучать так – «Балатовский пригородный лесной парк «Черняевский лес».

14 лет назад… Первая серьёзная угроза над лесом нависла летом 2000 года. Указом исполняющего обязанности губернатора Пермской области Г.П. Тушнолобова региональный статус ООПТ с леса был снят. Вместо этого краевые власти рекомендовали администрации города Перми создать так называемый «Черняевский лесопарк г. Перми», утвердив границы охраняемой природной территории и правовой режим. Казалось бы – всё просто, край передаёт лес городу, в черте которого этот лес расположен, и просит позаботиться о дальнейшей его сохранности. Исполняя поступившие свыше указания, городские думцы вынесли решение о создании ООПТ местного значения, а городские чиновники разработали под это ООПТ специальное Положение о лесопарке.

Однако нюансы российского законодательства того времени оказались таковы, что Черняевский лес не мог стать ООПТ местного значения. К ООПТ местного значения могли быть отнесены только лечебно-оздоровительные местности и курорты, а Черняевский лес курортом никогда не был. И даже будучи переименованным с длинного названия «Балатовский пригородный лесной парк «Черняевский лес» на покороче в «Черняевский лесопарк г. Перми» собственностью муниципалитета формально лес не стал. То есть, наделив орган местного самоуправления правом создания городского лесопарка, Тушнолобов, не мог и не предоставлял муниципалитету права изменения границ земельных участков уже созданной особо охраняемой и входящей в федеральную собственность природной территории.

7 лет назад… Шли годы. Менялась власть. Отношения чиновников к природе и экологии тоже трансформировались. Теперь вместо охраны природного парка городские власти взялись за уменьшение его границ. В 2007 году Пермская городская дума исключила из «Черняевского лесопарка г. Перми» 3,89 га из 689,86 га общей площади лесопарка, и рекомендовала местной администрации внести изменения в утверждённый проект границ особо охраняемой природной территории. Границ, которые по п. 32 ст. 81 Лесного кодекса РФ, устанавливать и менять местные власти никак не могли.

Чёрт скрылся от пермских депутатов и чиновников в деталях законодательства. А может, в этих деталях они хотели скрыться от народа – того самого, чьим достоянием изначально считался Черняевский лес. Не удалось. Как только застройщики ЖК «Галактика» приступили к работам в лесу напротив «Гознака», пермские экологи – Валентина Оглоблина, Роман Юшков из «Зелёной Эйкумены» и группа инициативных жителей Перми стали обращаться в суды и природоохранные ведомства. Длительные переписки и судебные заседания заморозили начало стройки. Успехом в борьбе общества с властями за сохранение леса стало признание судом решение пермских депутатов об исключении почти 4 га из ООПТ «Черняевский лесопарка г. Перми» недействительным, а действия чиновников в отношении изменения границ леса – неправомочными.

Информацию о результатах судебных разбирательств власти опубликовали в официальном бюллетене муниципалитета – решение суда было исполнено. Но через пару лет в очередном из бюллетеней неожиданно для защитников леса появилась схема Черняевского лесопарка без участка, отданного властями под застройку жилищного комплекса. А ещё через два года, в 2012 году, на выкроенном из леса участке началась массовая вырубка деревьев…

Как выяснилось, сразу после судебных разбирательств 2008 года, краевые и городские чиновники принялись совершенствовать природоохранное законодательство. Правительство Пермского края утвердило особенный порядок организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения, заодно прописав, что к ООПТ местного значения могут относиться различные охраняемые ландшафты историко-природных комплексов и территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства. Этот порядок позволял пермским депутатам и чиновникам с лёгкостью создать на территории Черняевского леса ООПТ местного значения. Причём не только создать, но и поставить на кадастровый учёт, как участок территории города Перми. А такая постановка земли на учёт, напомним, разрешает собственнику совершать любые сделки: продавать, сдавать в аренду и дарить. Нужно было только снять с леса защитный статус. Впрочем, с этой трудностью пермские депутаты и чиновники справились: организовали особо охраняемую природную территорию местного значения – охраняемый природный ландшафт «Черняевский лес» площадью 685,97 га. Вместо 689,86 га, которые ранее считались территорией Черняевского леса.

Наши дни… Начиная с 2012 года пермские власти регулярно отчитываются на официальном сайте главы города Перми о ходе строительства нового жилищного комплекса «Галактика». В СМИ пишут, что эта часть леса выведена из лесного фонда решением Пермской городской думы ещё несколько лет назад. А чиновники в комментариях заявляют, что деревья под застройку были вырублены на основании акта комиссионного обследования, выданного администрацией Дзержинского района и согласованного с местным управлением по экологии и природопользованию – оно подписывается под любыми вырубками. Кроме того, вырубка под «Галактику» была согласована с ТОСом «Светлый». Возглавляет, кстати, этот ТОС небезызвестный пермякам Михаил Амбражевич, исполнитель любых административных заказов по изъятию городских земель из ООПТ. Сегодня Амбражевич – главной поставщик «народного мнения» в губернаторской кампании по строительству зоопарка в Черняевском лесу.

Так часть Черняевского леса на пересечении улиц Шоссе Космонавтов и Малкова волшебным образом стала собственностью застройщика ООО «Парма-КС-Финанс».

На этом пермские власти не останавливаются. Сейчас они пытаются отдать под застройку ещё одну часть Черняевского леса – «лес за ДКЖ». Муниципальный охранный статус с участка площадью чуть меньше 30 гектаров пермские депутаты уже сняли (остался федеральный охранный статус), официальной причиной называя срочную необходимость переноса пермского зоопарка.

На этом фоне забавно звучат заявления губернатора Пермского края Виктора Басаргина и его команды о том, что именно зоопарк спасёт лес от застройки. Но во всех случаях именно пермские власти санкционировали изъятие лесных участков и их застройку. По-настоящему самовольно, вне рамок договорённостей с властями, бизнесмены не смогли бы строить в лесу. Именно городские и региональные власти, коррумпированные заинтересованным бизнесом, проводили тонкие многоходовые операции по лишению нужных территорий статуса ООПТ. Получается, что в деле охраны леса пермская власть не может справиться сама с собой и чтобы избавится от соблазна, предпочла отдать лес под зоопарк. Типа, не будет леса, не будет взяток, не придётся их отрабатывать. Очевидно, что, губернатор либо хитрит, представляя себя «защитником леса от застройки», либо на виду у всего города расписывается в собственной беспомощности перед коррумпированностью пермских бюрократов и депутатов (все решения в отношении Черняевского леса готовятся администрацией Перми и принимаются пермской городской Думой).

Ирина Ковбасюк