Дмитрий Жебелев
Опыт гражданского контроля
качества дорожного покрытия в городе Перми
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»
2007-2010 годы
В середине 2000-х годов в Перми популярность приобрел Интернет-форум teron.ru, ветки дискуссий которого часто становились местами, где обсуждаются самые злободневные, важные и насущные проблемы города. К 2007 году на форуме выделилось сообщество автовладельцев, озабоченных и обеспокоенных качеством дорожного покрытия, количеством ям и выбоин на пермских дорогах. Весной 2007 года часть тероновских автовладельцев организовали и провели флешмоб «Мы скорбим по пермским дорогам»: активисты изготовили траурный венок, на котором была одноименная с названием самой акции надпись, затем активисты, пройдя коротким траурным маршем по центральной городской улице, возложили этот венок ко входу городской администрации. Кроме этого, активисты организовали автопробег и автомобильный митинг на одной из центральных площадей города, который собрал большое количество неравнодушных автовладельцев. Акции вызвали большой всплеск в городской жизни, все неравнодушные горожане только ее и обсуждали. Но от разговоров на форуме и флешмобов автомобилисты-активисты решили перейти к влиянию на изменение ситуации – провести гражданский контроль разбитых пермских дорог, акция получила название «Дорожный дозор Teron.ru» (ДДТ).
Оргкомитет акции контроля наметил проведение первого ДДТ на 19 мая 2007 года. В последствие повторные акции были проведены в октябре 2007 года, в 2008 году и в 2010 году. Цель акции – анализ состояния дорожных объектов в различных районах г. Перми и выявление дефектов, возникших в результате ненадлежащего ремонта со стороны соответствующих подрядных организаций. Городские дороги были разделены на 9 контрольных участков, охвативших все районы города. За всеми участками были закреплены ответственные оперативные группы, которые возглавляли члены оргкомитета. Вся полученная информация поступала в штабную группу организационного комитета для последующего анализа и передачи в средства массовой информации и администрацию г. Перми, а также для дальнейшего размещения на специальном информационном ресурсе виртуального сообщества в Интернете. Каждая оперативная группа состояла из нескольких (2-4) экипажей автомобилистов, каждый экипаж, в свою очередь, состоял минимум из двух активистов сообщества. Каждый экипаж на легковом автомобиле осуществлял контроль за состоянием дорог в закрепленном за ним районе методом патрулирования, замера и фиксирования дефектов дорожного полотна. Каждый экипаж для осуществления контроля должен был иметь возможность использовать легковой автомобиль, а также соответствующие инструменты и атрибуты акции контроля:
- Один фотоаппарат (не менее 2 мегапикселей) и USB шнурок для копирования фотографий.
- Одну рулетку (не менее 1.5 метров).
- Одну измерительную рейку (не менее 1.5 метров), инструкция по изготовлению была описана оргкомитетом на форуме teron.ru.
- Опознавательный стикер ДДТ под задним стеклом автомобиля.
- Опознавательные нарукавные повязки ДДТ.
- Образцы бланков дорожных дефектов.
Каждый экипаж был оснащен: рулеткой, ручкой, фотоаппаратом, папкой/фанеркой/книгой для заполнения бланков на весу, прямой рейкой с дециметровыми отметками для отметки уровня и оценки размеров ямы и тряпка для вытирания этой рейки перед укладкой ее в машину.
Экипажам нужно было на выделенном участке зафиксировать ямы, значительно превышающие допустимые ГОСТом, а именно: более 60см*15см*5см, люки колодцев, отличающиеся по уровню более 2 см и водостоки, отличающиеся по уровню более 3 см. И, конечно же, сфотографировать яму. Требования к фотографии были сформулированы следующим образом: задний план снимка должен однозначно идентифицировать место расположения ямы, на снимке должны присутствовать дата и, желательно, время, разрешение снимка должно позволить считать показания рулетки. В случае, когда невозможно обеспечить требуемое построение кадра, допускалось указать два кадра: с общим планом измерения, идентифицирующим место, и с крупным планом измерения ямы. Сразу после измерения или в процессе его, экипажам было необходимо заметить имя файла (номер) и внести его в бланк. И после осуществления контроля – все это (протоколы и фотографии) передавалось в оргкомитет акции.
Итоги акции гражданского контроля ДДТ были представлены оргкомитетом на пресс-конференции. По итогам акции было сформировано 136 заявок о нарушениях ГОСТа, которые незамедлительно были отправлены в управление внешнего благоустройства администрации Перми. Из этого списка был отфильтрован список улиц, которые в 2007 году должны были пойти под капитальную реконструкцию. Далее список был разбит на районы, и принимались заявки от посетителей форума для оценки больших ям на дорогах.
Результаты гражданского контроля произвели впечатление на городские власти, которые были вынуждены реагировать. Помимо прочего, был создан специализированный Интернет-портал dorogi.perm.ru, где были опубликованы результаты контроля, а в дальнейшем горожане могли оперативно сообщать о ямах или выбоинах на дорогах, на что власти должны оперативно реагировать. Также часть проблемных дорог была включена в график срочного ремонта и были отремонтированы в течение лета 2007 года. Администрацией города был создана общественная комиссия по надзору за строительством и финансированием дорог, в состав которой вошли около 10 представителей сообщества ДДТ. Была принята система гарантийного срока на ремонт дорог, новая система оплаты содержания дорог за состояние, а не объем выполненных подрядчиком работ и др. Кроме того, как уже отмечалось, повторные акции гражданского контроля проводились неоднократно в 2007-2010 годах, что способствовало ощутимому улучшению качества дорожного покрытия в Перми.
Источники:
Подфорум сообщества «Дорожный дозор Teron.ru:
—
Контакты:
Сообщество» Дорожный дозор Teron.ru»,
участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:
Гражданский контроль качества дорожного покрытия
Описание технологии
Гражданская технология
«Гражданский контроль качества дорожного покрытия»[1]
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»
2007-2010 годы.
Реконструкция технологии произведена Пермской гражданской палатой
в 2015 году
Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы повысить качество дорожного покрытия в городе и способствовать созданию системы открытого и качественного обслуживания и ремонта городских дорог.
Где и кого контролируем (объект контроля) – дорожное покрытие на улицах города (проезжие части, не тротуары).
Что контролируем (предмет контроля) – качество дорожного покрытия, наличие ям или выбоин.
Кто контролирует (субъект контроля) – общественные наблюдатели, группы не менее из 2-х человек.
Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – качественное дорожное покрытие городских проезжих частей, без ям и выбоин, со своевременным ремонтом.
Основные процедуры технологии
- Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
- Определение географии контроля (например, только центральные улицы ИЛИ все улицы города ИЛИ только улицы в отдаленных районах и т.д.).
- Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
- Разработка самой технологии и инструментария контроля.
- Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
- Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов и т.д., подготовка необходимого количество фотоаппаратов или смартфонов, с хорошей фотокамерой.
- Непосредственное проведение гражданского контроля.
- Обработка и оформление полученной информации.
- Анализ и оценка полученной информации.
- Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
- Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
- Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений.
- Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
- Контроль устранения выявленных нарушений.
Примерный стандарт гражданского контроля качества городского дорожного покрытия
1. Разделить городскую территорию на контрольные участки. За каждым контрольным участком закрепляется координатор из числа организаторов акции контроля и оперативные группа, состоящая из общественных наблюдателей. Оперативная группа должна состоять из 4-5 экипажей.
2. Подготовка общественных наблюдателей – экипажей контроля. Каждый экипаж контроля состоит не менее чем из 2 общественных наблюдателей и автомобиля. Каждый экипаж должен быть оснащен следующим набором инструментов:
- фотоаппарат (не менее 2 мегапикселей);
- рулетка (не менее 1.5 метров);
- измерительная рейка с дециметровыми отметками для отметки уровня и оценки размеров ямы (не менее 1.5 метров);
- протоколы контроля (1 экземпляр для 1 нарушения);
- канцелярский планшет.
3. Проведение контроля. Экипажи контроля на контрольном участке фиксируют все ямы, имеющиеся на проезжих частях путем замера ям и фотофиксации. Протокол должен содержать следующую информацию:
- ФИО состава экипажа;
- улица, на которой обнаружена яма;
- участок улицы, на которой обнаружена яма (например, около дома №4 или напротив магазина «Продукты» и т.п.);
- размеры ямы в трех измерениях (длина, ширина, глубина).
Один такой протокол заполняется на каждую обнаруженную яму.
4. Рекомендуемые правила измерения и фотофиксации ям.
Ямы, люки колодцев и водостоки. Нарушениями (см. п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93) являются:
- ямы более 60 см x 15 см x 5 см.;
- люки колодцев более 2 см.;
- водостоки более 3 см.
Задний план снимка должен однозначно идентифицировать место расположения ямы, на снимке должны присутствовать дата и, желательно, время, разрешение снимка должно позволить считать показания рулетки. В случае, когда невозможно обеспечить требуемое построение кадра, допускалось указать два кадра: с общим планом измерения, идентифицирующим место, и с крупным планом измерения ямы. Сразу после измерения или в процессе его, экипажам необходимо заметить имя файла (номер) и внести его в протокол.
Рекомендуемая процедура измерения:
- Определить ракурс фотосъемки, обеспечивающий идентификацию места.
- Один член экипажа отходит против движения в данном месте и предупреждает движущиеся автомобили об объезде места проведения измерений (желательно использовать знак аварийной остановки, имеющийся в каждом автомобиле).
- Второй член экипажа определяет рулеткой точку максимальной глубины ямы, укладывает рейку поперек ямы и указывает глубину ямы относительно рейки, при этом рейка должна показывать размер ямы.
- Третий член экипажа делает фотографии, после чего экипаж возвращается в автомобиль, заполняет бланк и подписывает его.
В случае, когда в экипаже 2 человека, следует сперва выставить знак аварийной остановки, а затем провести измерение и фотографирование.
5. Рекомендуется также оформление заявлений в Госавтоинспекцию, в которой должно быть отражено:
- Описание нарушения ГОСТа (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93) – наличие ям, выбоин, колдобин и др.
- Указание адреса, обнаружения нарушения.
- Указание срока, в течение которого наблюдается нарушение (если возможно).
- В резолютивной части указать:
- Просьбу о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»).
- Просьбу о выдачи предписания о принятии мер по устранению указанных нарушений.
- В приложении добавить фотографии и/или схемы расположения ям.
6. Результаты акции гражданского контроля должны быть обработаны в виде статических данных о количестве ям, их измерительных характеристиках, и др. Кроме этого, итоговый документ по гражданского контроля (акт, отчет) должен содержать рекомендации организаторов контроля по устранению выявленных нарушений. Рекомендуется также визуализировать результаты контроля: обозначить выявленные ямы на карте города или что-то подобное.
—
Контакты:
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,
участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:
Гражданский контроль качества дорожного покрытия
Инструментарий
Форма описания ямы
Сообщество» Дорожный дозор Teron.ru»
2008 год
Акция Дорожный Дозор Терона___________________________________________________________________________________
Экипаж в составе: __________________________________________________________________
Ф.И.О.
__________________________________________________________________
телефон/e-mail
__________________________________________________________________
Ф.И.О.
__________________________________________________________________
телефон/e-mail
Обнаружил яму на улице:_____________________________________________________________
На участке от улицы:_________________________________________________________________
До улицы:___________________________________________________________________________
Напротив дома №_______; Фотографии №№____________________________________________
Ориентировочный размер ямы __________________х___________________х_________________
длина ширина глубина
—
Контакты:
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,
участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:
Образец заявления в ГИБДД
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»
2011 год
Начальнику Полиции
ГИБДД
Мотовилихинского РУВД г. Перми
подполковнику
С. Н. Макаренко
от гражданина
И.,
проживающего по адресу:
г. Пермь, ул. ______, __ — ___
ЗАЯВЛЕНИЕ
На улицах Аркадия Гайдара и Патриса Лумумбы мной уже более 10-ти дней наблюдается повреждение дорожного покрытия в виде многочисленных ям и колдобин, размеры которых превышают нормативно допустимые, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, и которые представляет явную опасность для дорожного движения.
В соответствии с вышеизложенным и на основании п. 11 Положения о ГИБДД МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711), ст. 12 Закона РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 г., ст.ст.28.1-3, 29.13-1 КоАП РФ
прошу
- Возбудить дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».
- Выдать предписание о принятии мер по устранению указанных причин и условии.
По существу моего заявления и о принятых мерах прошу Вас сообщить мне письменно в установленный Законом срок.
Приложение: Фотографии/схемы места расположения ям.
1 марта 2011 г.
Контакты:
Сообщество «Дорожный дозор Teron.ru»,
участник сообщества – Жебелев Дмитрий Геннадьевич:
[1] Технология основывается на опыте гражданского контроля дорожного покрытия, организованного Сообществом «Дорожный Дозор Teron.ru» в 2007-2010 гг. в Перми.
_______________________________________________________
Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015
Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.