Всеволод Бедерсон
Опыт гражданского контроля уборки снега и безопасности тротуаров
на центральных улицах г. Перми
Пермская гражданская палата
2008 год
4 марта 2008 года всего лишь 10 человек из 3 общественных организаций провели гражданский контроль уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах Перми (Ленина, Большевистская, Компрос, Пушкина, Попова, Сибирская, Куйбышева, Луначарского – тротуары с обеих сторон, общая протяженность обследованных тротуаров составила 34 км). Сотрудники Пермской гражданской палаты, Центра ГРАНИ и Пермского регионального правозащитного центра стали на 3 часа общественными наблюдателями и проконтролировали закрепленный за каждым участок улицы. Контролировали то, насколько хорошо убран снег и лед (до асфальта или есть ледяные кочки и снежная каша), там, где есть лед – посыпан ли тротуар песком, есть или нет на тротуарах участки, где лежат огромные кучи снега, и т.п. И, к сожалению, результаты контроля стали подтверждением стереотипа сознания пермяков, что у нас самые грязные улицы:
- центральные улицы г. Перми почти сплошь покрыты снегом, льдом, грязью, «снежной кашей» в разном сочетании;
- передвижение пешеходов по тротуарам затруднено, доставляет массу неудобств, а иногда и опасно;
- городские власти бездействуют, или, как минимум, никаких видимых и эффективных мер для обеспечения нормального передвижения жителей по городу не предпринимают. Возможно, рассчитывая на продолжающееся потепление, муниципалитет ждёт, когда всё «само рассосётся».
Выяснилось также, что благоустройство и чистота большинства участков городских улиц – ни за кем не закреплены, т.е. нет ответственного, нет хозяина, нет того, кто обязан и с кого нужно требовать. В том числе из-за этого настолько кошмарными и оказались результаты контроля.
Результаты были представлены на пресс-конференции и затем озвучены пермскими СМИ для пермяков, а также представлены на первом Пермском гражданском собрании 17 марта 2008 года.
На этом гражданской контроль не закончился – ведь ужас ужасом, но надо что-то делать. Гражданская палата взяла на себя задачу добиться изменения ситуации. В организацию практически каждый день поступали звонки с жалобами от граждан, пострадавших от «ледяного спокойствия» городских властей, кто травмировался на снежно-ледовых пермских лицах. Однако важно заметить, что разбирательства по результатам контроля не затянулись на долгие годы, как обычно это случится. Уже в скором времени Управлением внешнего благоустройства Администрации г. Перми был принят стандарт содержания пермских улиц в зимнее и летнее время. В июне 2008 года Глава Администрации города Перми утвердил этот стандарт, по которому районные администрации обязаны содержать улицы в чистоте и порядке. Стандарт задает очень качественные образцы содержания не только улиц, но и городских парков, скверов и лесов, контейнерных площадок, площадей строительных объектов. Словом, гражданский контроль, которые длился всего 3 часа и в котором участвовали всего 10 человек, послужил отличным инструментом для того, чтобы повлиять на власть и доказать ей необходимость регулирования и стандартизации проблемных участков в жизнедеятельности города.
Источники:
Сайт Пермской гражданской палаты:
—
Контакты:
Пермская гражданская палата,
председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org
Алексей Чащин
Акция общественного контроля
качества уборки снега и безопасности тротуаров на улицах г. Глазова
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
Пермская гражданская палата,
2014 год
Предложение провести общественный контроль поступило от представителей Пермской гражданской палаты в конце ноября 2014 года. Тогда мы с коллегой-общественником, Золотарёвым Александром Александровичем, решили попробовать.
Акцию общественного контроля решили провести в феврале 2015 года силами активистов и членов Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова», руководителем которой является Ращепкин Константин Семёнович.
Первая переписка с координаторами будущей акции состоялась ещё в декабре 2014 года. Координаторами были Аверкиев Игорь Валерьевич – председатель Пермской гражданской палаты, и Бедерсон Всеволод Дмитриевич – член правления Пермской гражданской палаты.
Определились с предметом, объектами и тематикой общественного контроля. Целью акции общественного контроля было определение соответствия принимаемых мер по зимней уборке территорий г. Глазова требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Объектами общественного контроля являлись центральные улицы г. Глазова, пл. Свободы, стихийные места складирования снежных масс, сдвигаемых при уборке. Предметом общественного контроля являлись чистота тротуаров, их удобство и безопасность для пешеходов, а также объёмные показатели и своевременность вывоза снежных масс, образовавшихся при зимней чистке территорий города.
Для определения протяжённости наблюдаемых участков использовался интерактивный Интернет-инструмент Яндекс-карты, с его помощью были определены и просуммированы общие протяжённости обследованных улиц (4460 м) и тротуаров (11720 м).
В акции применялись заранее заготовленные Карты-Протоколы, фотоаппараты участников и специальные таблички с надписями («Опасный скат», «Снег возле дома» и др.) для указания на данное нарушение в данном месте. Эти таблички с соответствующими надписями при выборе фотографом нужного ракурса формировали кадр так, чтобы видно было и нарушение, и текст, указывающий на это нарушение. Акция проводилась в течение двух дней по 14-и маршрутам силами 17 активистов. Фотофиксация осуществлялась в соответствии с принципами «привязки» к местности и ко времени, было произведено свыше 400 кадров.
По результатам акции были выявлены многочисленные нарушения при уборке муниципальных территорий, несоответствие местных нормативных актов в части уборки улиц и территорий города федеральным нормам. Был сформирован пакет документов, который был размножен и направлен руководству Удмуртской Республики, руководству города Глазова, в Глазовскую городскую Думу и в надзорные органы – в общей сложности шести адресатам. Ключевые моменты, а также некоторые результаты акции были опубликованы в местной прессе.
Некачественно очищенные тротуары вдоль улиц стали очищаться в спешном порядке и с применением спецтехники сразу же после получения жалоб со стороны общественников. На поданные обращения были получены ответы, что ситуация по очистке муниципальных территорий взята надзорными органами на особый контроль.
Что ж, будем продолжать вести наблюдения за выполнением обязанностей со стороны должностных лиц. Ещё будут снежные зимы, будет работа и для общественных активистов. Надеемся на конструктивное сотрудничество со всеми заинтересованными лицами.
—
Контакты:
Общественной организации потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
заместитель руководителя – Чащин Алексей Владимирович: mkdglazov@ya.ru
Гражданский контроль качества уборки тротуаров в зимний период
Описание технологии
Гражданская технология
«Гражданский контроль уборки снега и безопасности тротуаров
на центральных улицах Перми»
Пермская гражданская палата
2008 год
Технология «Гражданский контроль уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах города» предназначена для тех, кто ценит своё здоровье и уважает свой город.
Кто контролирует? (субъект контроля) – общественные организации содействуют повышению качества уборки тротуаров.
Кого, где и когда контролируем? (объект контроля):
- подрядчики чистят не все тротуары от грязи, не вывозят и не посыпают песком лёд, не используют технику, чиновники не контролируют качество работы подрядчиков;
- центральные улицы города (например, в Перми – Комсомольский проспект, ул. Большевистская, Коммунистическая, Куйбышева, Ленина, Попова, Пушкина, Сибирская и др.);
- март (когда воздух прогреется до 0° С, снег и лёд растают; 1 день, светлое время суток, 3-4 часа).
Что контролируем? (предмет контроля) – чистоту и безопасность тротуаров.
Зачем контролируем? (цель контроля) – чтобы повысить качество уборки: чистые улицы позволяют оставаться здоровым (ноги не промокают в грязных лужах, нет травм после падения о ледяной «каток»), одежда и обувь не портятся (не появляются дыры и пятна), на тротуары приятно смотреть (отсутствуют снежные кочки и большие сугробы), наконец улучшается имидж города (становится привлекательным для инвесторов, артистов, гостей).
Как с помощью контроля хотим добиться цели? (задачи контроля):
- осмотреть тротуары на центральных улицах города;
- занести данные в Протокол наблюдения;
- составить отчёт;
- разработать пакет требований и предложений в адрес Администрации города.
Описание технологии
Условия реализации
- наличие в городе* инициатора общественного контроля (такой организации следует иметь опыт гражданского влияния);
- муниципальные власти должны терпимо относиться к независимым гражданским инициативам;
- общественной организации необходимо подготовить наблюдателей;
- финансовые затраты связаны с тиражированием Инструкции и Протоколами наблюдения, приобретением шариковых ручек, планшетов.
Основные процедуры
- первый этап: наличие проблемы (грязные тротуары), инициатор принимает решение о проведении гражданского контроля («уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах города»);
- второй этап: составление программы контроля (цель, задачи**; основные параметры:
а) чем покрыт тротуар – снегом, льдом, грязью или очищен до асфальта,
б) есть или нет снежно-ледяные кочки, ухабы, сугробы,
в) средняя толщина снежно-ледяного покрова,
г) как производилась «лоскутная» очистка тротуаров,
д) сколько людей заняты уборкой тротуаров, как они делали это,
е) отметить участки «наиболее опасные для пешеходов», «наиболее затрудняющие передвижение пешеходов»);
- третий этап: разработка и тиражирование Инструкции, Протокола наблюдения; приобретение шариковых ручек, планшетов;
- четвёртый этап: подготовка общественных наблюдателей (по 1 на улицу);
- пятый этап: непосредственное проведение гражданского контроля;
- шестой этап: обработка, оформление (в таблицы) и анализ данных (определённые выводы);
- седьмой этап: написание Отчёта и Рекомендаций (для компетентных органов), контроль устранения выявленных нарушений.
Результаты применения технологии
- устранение выявленных нарушений (улицы чистые и безопасные для пешеходов);
- за ухудшение качества уборки тротуаров подрядчики и чиновники наказаны (см. ч. 1).
—
Контакты:
Пермская гражданская палата,
председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич palata@pgpalata.org
Гражданская технология
«Гражданский контроль качества уборки снега и безопасности тротуаров
в зимний период» (Глазов)[1]
Общественной организации потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
Пермская гражданская палата
2015 год
Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы повысить качество уборки и безопасности для пешеходов городских улиц.
Где и кого контролируем (объект контроля) – тротуары городских улиц.
Что контролируем (предмет контроля) – качество уборки от снега и льда городских тротуаров.
Кто контролирует (субъект контроля) – общественные наблюдатели, группы не менее из 2-х человек.
Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – качественная и своевременная очистка тротуаров от снега и льда, соответствующие нормативам содержание городских тротуаров.
Основные процедуры технологии
- Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
- Определение географии контроля (например, только центральные улицы ИЛИ все улицы города ИЛИ только улицы в отдаленных районах и т.д.).
- Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
- Разработка самой технологии и инструментария контроля.
- Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
- Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов и т.д., подготовка необходимого количество фотоаппаратов или смартфонов, с хорошей фотокамерой.
- Непосредственное проведение гражданского контроля.
- Обработка и оформление полученной информации.
- Анализ и оценка полученной информации.
- Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
- Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
- Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений.
- Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
- Контроль устранения выявленных нарушений.
Примерный стандарт
гражданского контроля качества уборки снега и безопасности тротуаров в зимний период
Подготовка
Подготовка инструментария гражданского контроля представляет собой отбор улиц (тротуаров) для обследования. Рекомендуется, в качестве тротуаров для контроля выбирать центральные улицы города. Кроме этого, подготовительный этап подразумевает корректное оформление протоколов контроля, которые представляют собой копию карты всей выбранной для контроля улицы или ее участка с помощью инструмента Яндекс.Карты (maps.yandex.ru), в опции «Слои» необходимо выбрать «Схема» и сделать максимальное приближение. Копия участка или всей улицы вставляется в документ, на котором также обозначено, что это за участок, что это за улица, дата контроля, место для записи ФИО общественных наблюдателей и подписей общественных наблюдателей.
На подготовительном этапе следует также разработать условные обозначения для параметров контроля. Данные обозначениями будут руководствоваться общественные наблюдатели во время акции контроля. Ниже представлены рекомендуемые условные обозначения:
Данные обозначения общественные наблюдатели должны наносить на копию карты участка или всей улицы, выбранной для обследования.
Наконец, последним важным пунктом подготовительного этапа следует считать техническое обеспечение общественных наблюдателей фотоаппаратами или смартфонами с хорошего качества фотокамерой. Фотофиксация в данном гражданском контроле имеет принципиальное значение, поскольку будет наглядно демонстрировать выявленные нарушения в уборке снега и льда с тротуаров. Необходимо убедиться, что при фотографировании в аппаратах настроена опция привязки к верной дате (дате контроля в дальнейшем) или даже привязки к месту, если речь идет о современных смартфонах.
Проведение гражданского контроля
Группы общественных наблюдателей из 2-х человек обходят свои маршруты, фиксируют в протоколах с помощью условных обозначений состояние тротуаров и качество их уборки. Общественные наблюдатели также фотографируют все участки своего маршрута так, чтобы было четко видно, что это за участок, какая проблема на нем обозначается и что это за улица.
В конце контроля общественные наблюдатели сдают свои протоколы и фотографии организаторам акции.
Подведение итогов и продвижение результатов
По результатам гражданского контроля организаторы составляют итоговый отчет (акт), где обозначается суть и причины контроля, его инструментарий, ключевые результаты (статистические и аналитические), а также рекомендации по устранению выявленных нарушений. Кроме этого, организаторам рекомендуется оформить карту города (тех улиц, которые были проконтролированы), где разные соответствующими цветами будет обозначены проблемные и благоприятные участки тротуаров, где опасно ходить, а где снег и лед очищены.
Отчет направляется в профильные органы власти, а также презентуется на пресс-конференции для широкой городской общественности.
—
Контакты:
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
заместитель руководителя – Чащин Алексей Владимирович: mkdglazov@ya.ru
Гражданский контроль качества уборки тротуаров в зимний период
Инструментарий
Общественный контроль уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах г. Перми
Протокол наблюдения (Пермь)
Пермская гражданская палата
2008 год
г. Пермь, 4 марта 2008 г.
Общественный наблюдатель: Н.Н., тел. 233-40-63
Время наблюдения: 13.30 – 15.00.
Обследовались оба тротуара улицы Большевистская на отрезке от улицы Борчанинова до улицы 25 октября – 1 900 м.
Почти на всём протяжении обследуемый участок покрыт снегом, льдом или снежной кашей.
Толщина снежно-ледяного покрова на тротуарах в большинстве случаев составляет 10-15 см., иногда достигая 30-35 см.
Примерно 40% тротуаров обследованного участка покрыты снежно-ледяными кочками, ухабами.
Около 15% тротуаров обследованного участка покрыты мокрым льдом и часто более напоминают каток, чем тротуар.
Лоскутная очистка тротуаров производится лишь около отдельных подъездов, фирм и учреждений и занимает не более 2-3% обследованной части улицы.
Особенно неудобны и даже опасны для пешеходов следующие участки:
- Перед рестораном «Боб» и «Виват-буфет» по Большевистской превращен в каток, лёд даже не посыпается песком.
- Перед фирмой «Перспектива» по ул. Большевистской – очень скользко и снежная каша.
- На отрезке между ул. Газеты «Звезда» и Комсомольским проспектом со стороны противоположной музыкальному училищу – в снежно-ледяном покрове глубокие ямы и ухабы, всюду снежно-водяная каша.
- Под строительными навесами в районе ТЮЗа и между ул. Куйбышева и ул. Попова – узкие проходы, скользко, ледяные ухабы.
Снег убран до асфальта (и не только у подъезда, входа):
- Перед магазином «Спорт-мода» по ул. Большевистской.
- Перед домом по ул. Большевистской, д. 55.
- Перед мужским клубом «Яма» по ул. Большевистской.
- Перед отделением для корпоративных клиентов «Экопромбанка» по ул. Большевистской, но совершенно не чищено перед отделением для частных лиц.
- Частично очищен тротуар (или большей частью снег растаял сам) перед главным корпусом Политехнического университета.
Общие замечания:
- Особенно опасны для пешеходов покрытые льдом скаты с тротуаров на проезжую часть.
- На всем протяжении маршрута только дважды были замечены люди и техника, занятые очисткой тротуара ото льда и снега.
- Везде не вывезенные кучи снега, иногда очень большие, в основном оставшиеся после очистки проезжей части.
Н.Н. ___________________________________________________(подпись общественного наблюдателя)
—
Контакты:
Пермская гражданская палата,
председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org
Гражданский контроль качества уборки тротуаров в зимний период
Отчёты
Отчёт по результатам общественного контроля
уборки снега и безопасности тротуаров на центральных улицах г. Перми
Пермская гражданская палата
2008 год
Время проведения общественного контроля: 4 марта 2008 года, 13.00 – 16.00.
Организатор общественного контроля: Пермская гражданская палата
Общественные наблюдатели: сотрудники и добровольцы Пермской гражданской палаты, Центра ГРАНИ и Пермского регионального правозащитного центра. Всего – 10 общественных наблюдателей на 11 контрольных маршрутов.
Объект общественного контроля: центральные улицы г. Перми:
- ул. Ленина: от ул. Хохрякова до ул. 25 октября
- Комсомольский проспект: от ул. Советской до ул. Белинского
- ул. Сибирская: от ул. Орджоникидзе до ул. Революции
- ул. Большевистская: от ул. Борчанинова до ул. 25 октября
- ул. Пушкина: от ул. Попова до ул. 25 октября
- ул. Коммунистическая: от ул. Куйбышева до ул. Сибирской
- ул. Попова: от ул. Советской до ул. Пушкина
- ул. Луначарского: от ул. Борчанинова до ул. 25 октября
Протяженность обследованных улиц – 17 км.
Общая протяженность обследованных тротуаров – 34 км.
Предмет общественного контроля: чистота тротуаров, их удобство и безопасность для пешеходов.
Общий вывод:
Центральные улицы г. Перми почти сплошь покрыты снегом, льдом, грязью, «снежной кашей» в разном сочетании.
Передвижение пешеходов по тротуарам затруднено, доставляет массу неудобств, а иногда и опасно.
Городские власти бездействуют, или, как минимум, никаких видимых и эффективных мер для обеспечения нормального передвижения жителей по городу не предпринимают. Возможно, рассчитывая на продолжающееся потепление, муниципалитет ждёт, когда всё «само рассосётся».
***
27 из 34 километров обследованных тротуаров (80%) покрыты снегом, льдом или «снежной кашей».
Средняя глубина снежно-ледяного покрова 5-15 см, в отдельных местах – до 30 см.
Примерно 35% тротуаров покрыты снежно-ледяными кочками, ухабами.
Около 10% тротуаров обследованных улиц покрыты мокрым укатанным льдом и часто более напоминают каток, чем тротуар.
На всех 11 контрольных маршрутах только 5 раз были замечены люди, занятые очисткой тротуаров ото льда и снега, в двух случаях они делали это с помощью техники.
Более или менее регулярно производится лоскутная очистка тротуаров вокруг подъездов или входов в отдельные магазины, фирмы, учреждения. Лишь очень немногие из них производят очистку тротуара вдоль всего фасада занимаемого здания. В целом лоскутная очистка покрывает не более 5-10% обследованных тротуаров.
Повсюду общественные наблюдатели наталкивались на не вывезенные кучи снега и льда, иногда очень большие, в основном оставшиеся после очистки проезжей части.
***
Наиболее опасные для пешеходов участки (на 4 марта 2008 г.):
- Обледенелые спуски с тротуаров на проезжую часть в районе перекрестков и остановочных комплексов по улицам Куйбышева, Пушкина, Большевистская.
- Обледенелые тротуары вокруг Клуба УВД на углу ул. Сибирской и ул. Луначарского, ресторана Боб и «Виват-буфета» на ул. Большевистской, перед домами 36, 38 по ул. Ленина, перед Педагогическим университетом на ул. Пушкина, перед риэлтерской фирмой «Перспектива» на ул. Большевистской, перед Городской поликлиникой № 1 по ул. Сибирской и Кирова, на чётной стороне ул. Большевистская между Комсомольским проспектом и ул. Газеты «Звезда» и др.
Участки, наиболее затрудняющие передвижение пешеходов (на 4 марта 2008 г.):
Улица Пушкина
- строительный переход на участке от Сибирской до улицы Газеты Звезда
- перекресток Компроса с Пушкина
- нечетная сторона улицы от Комсомольского проспекта до улицы Куйбышева
- участок у Педагогического университета
- дома по Компросу, 33 и Куйбышева, 48 со стороны Пушкина
Улица Куйбышева
- перед магазином «Петропавловский» по Куйбышева, 36 и далее весь квартал до ул. Луначарского
- перед магазином «Модные люди» по ул. Куйбышева, 10
- отрезок между ул. Луначарского и Пушкина
- отрезок между ул. Пушкина и Революции
- боковая сторона торгового центра «Колизей-Атриум»
- противоположная сторона от торгового центра «Колизей-Атриум»
Улица Коммунистическая
- квартал от улицы Куйбышева до Тополевого переулка
- квартал от Тополевого переулка до Комсомольского проспекта
- квартал от улицы газеты Звезда до улицы Сибирская
- квартал от улицы газеты Звезда до Комсомольского проспекта
Улица Ленина
- кварталы от ул. Хохрякова до ул. Крисанова (движение со стороны станции Пермь-2)
- кварталы от ул. Крисанова до ул. Хохрякова (движение со стороны драмтеатра) за исключением убранного снега у входов в магазины и организации
- участок от ул. Куйбышева до Комсомольского пр-та
- участок от здания на ул. Ленина, 50 до ул. Газеты Звезда
- около зданий на Ленина 36, 38 в квартале между ул. Газеты Звезда и ул. Сибирской
- отрезок между ул. Газеты «Звезда» и ул. 25 Октября около здания по адресу: ул. Ленина, 27
- отрезок от ЦУМа до ул. Куйбышева
- промежуток от улицы Попова до улицы Борчанинова
- промежуток от улицы Попова до улицы Крисанова
- промежуток от здания банка Урал ФД до ТЦ Айсберг
Улица Попова
- покрытые льдом скаты с тротуаров на проезжую часть на перекрестках Попова и Коммунистической, Попова и Пушкина, Попова и Большевистской
Комсомольский проспект
- квартал от улицы Швецова до улицы 1-я Красноармейская по обеим сторонам
- на протяжении квартала от улицы Революции до улицы Краснова, со стороны к/р «Октябрь»
- от улицы Кирова до улицы Большевистской – со стороны гостиницы «Прикамье»
- от улицы Пушкина до улицы Краснова
- частично очищен тротуар (или большей частью снег растаял сам) перед главным корпусом Политехнического университета
Улица Большевистская
- перед рестораном «Боб» и «Виват-буфета» по Большевистской
- перед фирмой «Перспектива» по Большевистской
- отрезок между ул. Газеты Звезда и Комсомольским проспектом со стороны противоположной музыкальному училищу
- под строительными навесами в районе ТЮЗа и между ул. Куйбышева и Попова
Улица Сибирская
- у домов № 8, 10, 27
- нечетная сторона от улицы Кирова до Ленина
- перекресток с улицей Кирова, например участок перед Городской поликлиникой №1
- участок от улицы Советской до Орджоникидзе
Участки, очищенные до асфальта (на 4 марта 2008 г.):
Улица Пушкина
- у мехового салона «Пигмалион»
- пересечение Пушкина с Комсомольским проспектом и улицей Сибирской
на перекрестке с улицей Попова со стороны центрального рынка
Улица Коммунистическая
- квартал от Комсомольского проспекта до улицы газеты Звезда (напротив здания медицинского центра Медлайф и компании Уралгазсервис)
Улица Ленина
- перед зданием «ЛУКОЙЛ — ПЕРМЬ» (ул. Ленина, 62).
- на протяжении здания Уралсвязьинформа
- на протяжении здания библиотеки им. Горького
- от Комсомольского пр-та до Ленина, 50
- участок от ул. Газеты Звезда до Сибирской
- участок от ул. Сибирской до ул. 25 Октября
- участок от ул. 25 Октября до ул. Газеты Звезда
- угол на пересечении Комсомольского пр-та и ул. Ленина и площадь перед ЦУМом
- на протяжении здания ТЦ Колизея
Улица Попова
- подход к рынку, между ул. Ленина и ул. Советской
Комсомольский проспект
- квартал от улицы Луначарского до улицы Большевистской
- квартал от улицы Революции до улицы Краснова, напротив к/р «Октябрь»
- от улицы Кирова до улицы Большевистской, напротив отеля «Прикамье»
- от улицы Луначарского до улицы Пушкина – со стороны «Прометея»
- от Пушкина до Дома профсоюзов
- от П. Осипенко до магазина «Семья»
Улица Большевистская
- перед магазином «Спорт-мода»
- перед домом по Большевистской, 55
- перед мужским клубом «Яма»
- перед отделением для корпоративных клиентов «Экопромбанка»
Улица Куйбышева
- перед торговым центром «Алмаз» по ул. Куйбышева, 37, и далее, перед зданием ПГМА по улице Куйбышева, 39
- перед торговым центром «Колизей-Синема» по ул. Куйбышева, 16
- весь квартал между улицами Кирова и Большевистской
***
В настоящий момент организации-участники общественного контроля разрабатывают пакет требований и предложений в адрес Администрации г. Перми.
Аверкиев И.В.
председатель
Пермской гражданской палаты
—
Контакты:
Пермская гражданская палата,
председатель – Аверкиев Игорь Валерьевич: palata@pgpalata.org
Протокол
по итогам акции общественного контроля качества уборки снега
и безопасности тротуаров на улицах г. Глазова
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»
2015 год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Организатор акции общественного контроля: Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова» (далее по тексту – «Общественная организация»).
Исполнители акции общественного контроля: члены Общественной организации и добровольцы – жители г. Глазова, всего – 17 активистов.
Количество маршрутов: 14.
Дополнительные сведения: велась фотофиксация наблюдаемых участков автомобильных дорог, тротуаров и площадей (в общей сумме было получено свыше 400 кадров).
Дата (и время) наблюдений: 15.02.2015 (12.00-13.00); 19.02.2015 (12.00-14.00).
Координаторы акции
Аверкиев Игорь Валерьевич – председатель Пермской гражданской палаты, член правления Пермской гражданской палаты, член Пермского регионального правозащитного центра.
Бедерсон Всеволод Дмитриевич – член правления Пермской гражданской палаты, ассистент кафедры политических наук Пермского Государственного Университета, аспирант Института философии и права УрО РАН, сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=44772
Закон УР от 13.10.2011 N 57-РЗ (ред. от 10.12.2014) «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (принят Государственным Советом УР 27.09.2011), ссылка: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW053;n=69758;from=47457-0;rnd=0.3914266310091341
Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (в ред. от 31.07.2014 № 461), утверждённые Решением Глазовской городской Думы от « 28 » ноября 2012 № 258, ссылка: http://glazov-gov.ru/official/docs/duma_decree/docview?node=1325840151
ГОСТ Р 50597-93 (Автомобильные дороги и улицы), ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135855
ОДМ 218.8.002-2010 (Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог …), ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=489247
ЦЕЛЬ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ
Цель акции общественного контроля: определение соответствия принимаемых мер по зимней уборке территорий г. Глазова (Удмуртская Республика) требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Объектом общественного контроля являлись: центральные улицы г. Глазова и часть примыкающих к ним дорог, пл. Свободы, стихийные места складирования снежных масс, сдвигаемых при уборке.
Предметом общественного контроля являлись: чистота тротуаров, их удобство и безопасность для пешеходов, а также объёмные показатели и своевременность вывоза снежных масс, образовавшихся при зимней чистке территорий города.
Были обследованы участки автомобильных дорог и тротуаров по следующим улицам и территориям:
- ул. Кирова, ул. Толстого, ул. М. Гвардии, ул. Ленина, ул. 2-ая Набережная (и часть прилегающих к ним улиц: ул. Школьная, ул. Комсомольская, ул. Короленко, ул. К. Маркса, ул. Республиканская, ул. Дзержинского, ул. Т. Барамзиной и ул. Пр. Монтажников);
- площадь Свободы, парковочное место и тротуары в непосредственной близости к зданию Администрации МО «Город Глазов», входы в подземный переход (ул. Короленко), двор (ул. Толстого, д.40), стихийно образованное хранилище снега на берегу р. Чепца в районе Ликёроводочного завода (ул.2-ая Набережная, д.13) и сам берег реки возле этого завода.
Для определения протяжённости наблюдаемых участков использовался интерактивный Интернет-инструмент Яндекс-карты, с его помощью были определены и просуммированы общие протяжённости обследованных улиц и тротуаров. Были определены и вычислены следующие данные:
- общая протяженность обследованных улиц – 4460 м;
- общая протяженность обследованных тротуаров – 11720 м.
Контроль проводился по следующим критериям:
- наличие на обследуемом участке снежных валов и куч, их объёмы;
- наличие на обследуемом участке снежных валов и куч, снижающих обзор проезжей части автомобильной дороги при выезде с дворовых территорий или на перекрёстках;
- наличие на обследуемом участке снежных валов и куч, складируемых продолжительное время в ненадлежащих местах;
- наличие на обследуемом участке опасных скатов, скользких и травмоопасных поверхностей;
- наличие на обследуемом участке домов и зданий, у которых отмостки покрыты толщей снега;
- наличие на обследуемом участке снежно-солевой «каши», гололёда и их сочетания;
- наличие на обследуемом участке зауженного тротуара.
В акции применялся следующий инструментарий:
- заранее заготовленные Карты-Протоколы и специальные таблички с надписями («Автомобиль из-за кучи не видно», «Высота более 1 м.», «Кучи снега, это берег реки», «Опасный скат», «Очень скользко. Опасно!», «Складирование снега, это берег реки», «Складирование снега, позади здание Администрации г.Глазова», «Снег возле дома», «Снегосолевая ‘каша’», «Толща более 30 см.»);
- ручки, карандаши, планшеты, бумага писчая;
- измерительные рулетки, бур строительный для перфоратора (использовался как щуп-глубиномер снега);
- фотоаппараты (Canon EOS 500D, Kodak M380, Olympus digital camera, Fujifilm finepix HS25, Canon EOS 700D, Canon powershot A570).
Наблюдатели для проведения акции получили следующие инструкции. Необходимо было:
- фиксировать наличие на контролируемом участке того или иного наблюдаемого явления путём нанесения на Карты-Протоколы знаков в соответствии с принятыми условными обозначениями (Таблица 1);
Таблица 1. Условные обозначения, используемые для оформления Карт-Протоколов.
* – Рядом с условным символом может стоять цифра, обозначающая его порядковый номер (является вспомогательным элементом наблюдателя)
- осуществлять фотофиксацию наличия на контролируемом участке того или иного наблюдаемого явления с применением заготовленных табличек с соответствующими надписями («Опасный скат», «Снег возле дома» и др.);
- в процессе фотофиксации придерживаться принципов «привязки» к местности и ко времени (при наличии возможности);
- по завершению наблюдений подготовить описание заполненной Карты-Протокола в виде Протокола наблюдений с указанием увиденного и своих замечаний по результатам наблюдений;
- в завершение своей работы сдать организаторам акции общественного контроля Карты-Протоколы и Протоколы наблюдений для анализа полученных сведений и составления итогового Протокола.
Общие замечания по результатам общественного контроля
4,4 из 4,4 километров обследованных улиц (100%) покрыты утоптанным снегом, льдом или «снежно-солевой кашей» в различных сочетаниях, то есть имеют нарекания к качеству зимней расчистки. Повсюду общественные наблюдатели наталкивались на невывезенные снежные валы, кучи снега и льда, иногда очень большие, в основном оставшиеся после расчистки проезжей части.
Около 70% от числа тротуаров обследованных улиц более напоминают каток, чем тротуар.
На обследованных участках в 16 местах тротуары покрыты снежно-ледяными кочками, ухабами и опасными скатами.
Около 20% от числа тротуаров обследованных улиц заужены по ширине до 1.5 метра и меньше из-за образовавшихся снежных сугробов.
Около 70% от числа зданий на обследованных участках были с нерасчищенными от снега отмосками.
На всех 14 контрольных маршрутах ни разу не были замечены люди, занятые очисткой тротуаров от снега и льда, снегоочистительной техники также не наблюдалось.
Наиболее опасные для пешеходов участки:
ул. Кирова: заезд во двор между домами № 51 и 53,
заезд во двор дома № 10,
заезд во двор возле ГУМа (дом № 47),
на стыке тротуара ул. Кирова и тропинки, идущей от музыкальной школы (д. 22),
остановка общественного транспорта (маршрут № 1 и др., остановка «ГУМ»),
перекрёсток улиц Кирова-Комсомольская,
перекрёсток улиц Кирова-Наговицына,
перекрёсток улиц Кирова-пл. Свободы (около дома № 2),
возле входа в магазин в доме № 41,
возле входа в магазин в доме № 39,
возле входа в магазин в доме № 20,
возле газетного киоска (около дома № 20);
ул. Короленко: на входе в подземный переход;
ул. Толстого: во дворе дома № 40,
на пешеходном переходе от дома № 40 к дому № 47.
Участки, наиболее затрудняющие передвижение пешеходов:
ул. Кирова: возле домов № 6 и № 8,
возле дома № 13 и 15,
прилегающая территория к поликлинике ЦРБ (д.27),
возле дома № 39,
перекрёсток улиц Кирова-Комсомольская,
возле ГУМа (д.47),
во дворе дома № 51 заезд со стороны ул. Кирова во двор;
ул. М. Гвардии: вдоль домов № 4 – 10;
ул. Ленина дом № 16.
Участки, очищенные до асфальта: проезжая часть автомобильных дорог центральных улиц г. Глазова.
Общие выводы по результатам общественного контроля
Проезжая часть центральных улиц г. Глазова расчищается от выпавшего снега способом сдвигания снежных масс на обочины дорог. По бокам проезжей части улиц образованы валы снега. Иногда (не регулярно) поверхность автомобильных дорог обрабатывается противогололёдными реагентами. Противогололёдной обработке подвергаются участки в непосредственной близости к нерегулируемым пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта и перекрёсткам автомобильных дорог.
Снежные валы вдоль автомобильных дорог, образованные при очистке, своевременно не вывозятся. Как следствие, наблюдаются кучи снега, ухудшающие обзор проезжей части главной дороги при выезде из дворовых территорий и второстепенных дорог (см. фото 1 и 2).
Тротуары вдоль центральных улиц г. Глазова чистятся не эффективно, что подтверждается толщиной утоптанного снежного покрова. Местами на тротуарах наблюдаются следы применения противогололёдных реагентов, которые также могут быть следствием растаскивания обувью пешеходов при переходе пешеходами автомобильной дороги с одной стороны на другую. Наблюдателями отмечается также наличие на тротуарах опасных сочетаний скользких поверхностей и рассыпчатого снега сверху, снежно-солевой «каши» и гололёда под ней (см. фото 3 – 6).
Многие здания не расчищаются от снега в местах, называемых отмостками, наблюдается скопление снега высотой до 20 см и более (см. фото 7 и 8). При сочетании нескольких факторов (а именно: скопившегося возле дома снега и трамбующего воздействия пешеходов) на тротуарах в таких местах образуются опасные склоны (скаты) и снежно-ледяные ухабы. В результате скопления снега по бокам тротуаров, полезная площадь тротуаров уменьшается, они сужаются (см. фото 9 и 10). Для ликвидации стихийных скатов и снежно-ледяных ухабов никто усилий не предпринимает, пешеходы вынуждены передвигаться по опасной поверхности тротуаров.
Весьма высока вероятность скатывания пешеходов под автомобиль с тротуара в местах нерегулируемых пешеходных переходов со скользким склоном, образовавшегося из-за разности уровней проезжей части автомобильной дороги и тротуара. Особой опасности подвергаются дети, люди пожилого возраста и инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Передвижение пешеходов по тротуарам затруднено, доставляет массу неудобств, а иногда и опасно. Превентивные меры для предотвращения несчастных случаев также никем не предпринимаются.
Центральная площадь города (пл. Свободы) подвергается лоскутной очистке от снега. Сдвигаемый в определённые места снег образовал валы высотой более 1 метра. Эти снежные валы схожи с окопами военного времени (и это на центральной площади города, рядом с монументом Победы, где чтят память павших в боях воинов!).
В районе Ликёроводочного завода (далее по тексту – «ЛВЗ», адрес УР, г. Глазов, ул. 2-ая Набережная, д. 13) и в непосредственной близости к администрации г. Глазова (адрес УР, г. Глазов, ул. Динамо, д. 6) наблюдателями отмечено складирование снега (см. фото 11 – 16). Отмечается, что снежные горы образованы давно и находятся на указанных местах продолжительное время. Это подтверждается тем, что напротив ЛВЗ кучи образованы многократными свалами снега из кузовов большегрузной автомобильной техники; а в районе администрации г. Глазова в снежной толще создан туннель для прохода пешеходов с высотой «стен» около 2 метров, проход хорошо сформирован, его бока не осыпаются, видны характерные тёмные следы таяния снега в периоды оттепелей.
По всей видимости, городские власти занимают наблюдательную позицию, действуют неэффективно, вероятно, рассчитывая на возможное потепление. Органы местного самоуправления ждут, когда всё «само рассосётся или растает».
ИТОГ АКЦИИ
Поставленная цель акции достигнута. На примере качества зимней уборки тротуаров центральных улиц и площади г. Глазова можно констатировать, что полученные результаты наблюдений свидетельствуют о несоответствии принимаемых мер по зимней уборке территорий г. Глазова (Удмуртская Республика) требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
К сожалению, некачественная очистка многих тротуаров, дворовых территорий, площадей и скверов г. Глазова оставляет желать лучшего. В этих условиях надеяться на безопасные пешие прогулки и комфортное перемещение вдоль тротуаров центральных улиц города в зимнее время не приходится.
Всё это вызывает недоумение у горожан и заставляет ставить вопросы либо о несоответствии занимаемым должностям ответственных лиц, либо об объективной нехватке денежных средств вследствие недостаточного финансирования региональным и (или) федеральным центрами.
Ясно, что требуется принятие срочных мер по очистке городских территорий от накопившегося снега и образовавшейся наледи, чтобы исключить случаи возникновения несчастных случаев с пешеходами.
Приложения.
- Карты-Протоколы (16 шт.).
- Комплект распечатанных фотофиксаций (16 шт.).
- CD-диск с фотофиксациями.
Руководитель Общественной организации
потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»
Константин Семёнович Ращепкин 28.02.2015
—
Контакты:
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
заместитель руководителя – Чащин Алексей Владимирович: mkdglazov@ya.ru
Заявление о нарушении правил зимней уборки улиц в г. Глазов
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»
427628, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Кирова, д. 29, кв. 40 тел. 89199087341, 89634836116MKDGlazov@yandex.ru | ОГРН 1141800000913ИНН 1837999005 / КПП 183701001 |
Главе Удмуртской Республики и в Правительство Удмуртской Республики,
адрес 426007, УР, г. Ижевск,
ул. Пушкинская, д.214,
Главному федеральному инспектору по Удмуртской Республике аппарата полномочного представителя
Президента РФ в Приволжском
федеральном округе,
адрес 426007, г. Ижевск,
ул. Пушкинская, д. 214,
в Государственную жилищную
инспекцию УР,
адрес 426069, УР, г. Ижевск,
ул. Песочная, д. 9,
в Глазовскую межрайонную
прокуратуру,
адрес УР, г. Глазов, ул. Пряженникова,
д. 29,
в Администрацию МО «Город Глазов»,
адрес УР, г. Глазов, ул. Динамо, д. 6,
в Глазовскую городскую Думу,
адрес УР, г. Глазов, ул. Динамо, д. 6
ЗАЯВЛЕНИЕ
Настоящим Заявлением ставим Вас в известность, что силами добровольцев под патронажем Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова» (далее по тексту – «Общественная организация») при сотрудничестве руководства Пермской гражданской палаты (г. Пермь) в период с 15.02.2015 по 19.02.2015 была проведена акция общественного контроля качества уборки снега и безопасности тротуаров на улицах г. Глазова (Удмуртская Республика). С результатами проведённого мероприятия можно ознакомиться в приложении «Протокол по итогам акции общественного контроля».
Правовая база.
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=44772
Закон УР от 13.10.2011 N 57-РЗ (ред. от 10.12.2014) «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (принят Государственным Советом УР 27.09.2011), ссылка: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW053;n=69758;from=47457-0;rnd=0.3914266310091341
Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (в ред. от 31.07.2014 № 461), утверждённые Решением Глазовской городской Думы от « 28 » ноября 2012 № 258, ссылка: http://glazov-gov.ru/official/docs/duma_decree/docview?node=1325840151
ГОСТ Р 50597-93 (Автомобильные дороги и улицы), ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135855
ОДМ 218.8.002-2010 (Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог …), ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=489247
Общие сведения.
Организатор акции общественного контроля: Общественная организация потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова» (далее по тексту – «Общественная организация»).
Исполнители акции общественного контроля: члены Общественной организации и добровольцы – жители г. Глазова, всего – 17 активистов. Количество маршрутов: 14.
Дополнительные сведения: велась фотофиксация наблюдаемых участков автомобильных дорог, тротуаров и площадей (в общей сумме было получено свыше 400 кадров).
Цель, предмет и объект контроля.
Цель акции общественного контроля: определение соответствия принимаемых мер по зимней уборке территорий г. Глазова (Удмуртская Республика) требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Объектом общественного контроля являлись: центральные улицы г. Глазова и часть примыкающих к ним дорог, пл. Свободы, стихийные места складирования снежных масс, сдвигаемых при уборке.
Предметом общественного контроля являлись: чистота тротуаров, их удобство и безопасность для пешеходов, а также объёмные показатели и своевременность вывоза снежных масс, образовавшихся при зимней чистке территорий города.
Результаты акции общественного контроля.
На примере качества зимней уборки тротуаров центральных улиц и площади г. Глазова можно констатировать, что полученные результаты наблюдений свидетельствуют о несоответствии принимаемых мер по зимней уборке территорий г. Глазова (Удмуртская Республика) требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
К сожалению, некачественная очистка многих тротуаров, дворовых территорий, площадей и скверов г. Глазова оставляет желать лучшего. В этих условиях надеяться на безопасные пешие прогулки и комфортное перемещение вдоль тротуаров центральных улиц города в зимнее время не приходиться.
Всё это вызывает недоумение у горожан и заставляет ставить вопросы либо о несоответствии занимаемым должностям ответственных лиц, либо об объективной нехватке денежных средств в следствие недостаточного финансирования региональным и (или) федеральным центрами.
Ясно, что требуется принятие срочных мер по очистке городских территорий от накопившегося снега и образовавшейся наледи, чтобы исключить случаи возникновения несчастных случаев с пешеходами.
О возможных причинах.
Одной из причин существующего на данный момент положения дел в отношении зимней уборки территорий г. Глазова Общественная организация рассматривает несоответствие нормативной базы, содержащейся в Правилах благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (утверждённых Решением Глазовской городской Думы), положениям Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В приложении «Сравнительный анализ нормативной базы в отношении зимней уборке территорий г. Глазова» поднимается и анализируется этот вопрос. Необходимо дорабатывать и приводить в соответствие федеральным требованиям Правилах благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (утверждённых Решением Глазовской городской Думы).
Другой из причин можно назвать слабый прокурорский контроль исполнения муниципалитетом г. Глазова Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, а также исполнения обязанностей служащими в Отделе ГИБДД ММО МВД России Глазовский сотрудниками по контролю качества зимней уборки территорий г. Глазова.
Таким образом.
На основании изложенного во исполнение общепринятых принципов общественного контроля, действуя в соответствии с Уставом Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова» и в интересах неограниченного круга лиц с целью защиты права на комфортное и безопасное перемещение по территории города просим следующее.
- Просим Главу Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики обратить пристальное внимание на допущенные нарушения со стороны местных органов самоуправления в части их самоустранения от обязанности соблюдения требований Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» по зимней очистке улиц г. Глазова.
Просим Главу Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики указать Администрации муниципального образования «Город Глазов» на ненадлежащее отношение к обязанностям по зимней очистке тротуаров улиц г. Глазова и на необходимость своевременного вывоза снежных валов и куч на установленное место складирования.
Просим Главу Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики в случае, если финансирования работ по приведению в соответствие федеральным требованиям зимней уборке территорий г. Глазова объективно недостаточно, увеличить размеры целевого финансового обеспечения соответствующих видов работ в пределах МО «Город Глазов».
Просим Главу Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики поручить Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики провести проверку деятельности Администрации муниципального образования «Город Глазов» в части соответствия выполненных работ по зимней очистке территорий г. Глазова выделенным средствам.
Просим Главу Удмуртской Республики и Правительство Удмуртской Республики поручить Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики провести проверку нормативной базы, заключённой в Правилах благоустройства, принятых Глазовской городской Думой на предмет их соответствия Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в части зимней уборки территорий города и вынести свой вердикт.
- Просим Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе взять сложившуюся ситуацию в г. Глазове по зимней уборке территорий под личный контроль и в рамках своих полномочий предпринять комплекс мер по недопущению подобных нарушений в будущем.
- Просим Государственную жилищную инспекцию Удмуртской Республике указать Администрации муниципального образования «Город Глазов» на недопустимость игнорирования Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в части зимней уборки территорий города, указать на ненадлежащее отношение к обязанностям по зимней очистке тротуаров улиц г. Глазова и на необходимость своевременного вывоза снежных валов и куч на установленное место складирования.
Просим Государственную жилищную инспекцию Удмуртской Республике в рамках своих полномочий применить санкции в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования «Город Глазов», а также иных лиц, причастных к нарушениям в области городского благоустройства.
- Просим Глазовскую межрайонную прокуратуру, принимая во внимание нормы Закона УР от 13.10.2011 № 57-РЗ (статья 11.2.), дать оценку на предмет законности бездействия органов местного самоуправления в части зимней уборки территорий г. Глазова и, в случае подтверждения нарушений, совершённых должностными лицами Администрации муниципального образования «Город Глазов», а также иными лицами, причастных к нарушениям в области городского благоустройства, в целях недопущения повторений подобных ситуаций принять меры прокурорского реагирования.
Просим Глазовскую межрайонную прокуратуру дать оценку на предмет законности сталкивания и дальнейшего складирования снежных масс на берегу р. Чепца возле Ликёроводочного завода (ул. 2-ая Набережная, д. 13) и ул. Чепецкая.
- Просим Администрацию МО «Город Глазов» обеспечить, в соответствии с федеральными требованиями, безопасное состояние тротуаров, пешеходных переходов и дворовых территорий, чтобы ничего не угрожало жизни и здоровью горожан.
Просим дать разъяснения в средствах массовой информации (СМИ) по поводу ненадлежащей уборке территорий г. Глазова (тротуаров, площадей и скверов) и не принятию мер по своевременному вывозу снежных масс, наблюдаемых в различных частях города.
Просим Администрацию МО «Город Глазов» дать разъяснения по поводу наличия (или отсутствия) разрешения складирования снега на берегу р. Чепца возле Ликёроводочного завода (ул. 2-ая Набережная, д. 13).
Просим Администрацию МО «Город Глазов» начать подготовку по совместной разработке Правил благоустройства территорий МО «Город Глазов» с указанием чётких и понятных для простых граждан критериев качества зимней уборки автомобильных дорог, тротуаров, скверов и площадей. Для этих целей привлечь представителей Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова», депутатов Глазовской городской Думы, иных заинтересованных лиц.
- Просим Глазовскую городскую Думу оказать содействие в разработке новой редакции Правил благоустройства городских территорий г. Глазова с целью приведения существующих Правил благоустройства в соответствие Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в части зимней уборки территорий города, а затем принять новую редакцию Правил благоустройства к исполнению.
Приложения.
- Протокол по итогам акции общественного контроля.
- Оригиналы Карт-Протоколов (14 шт.) – для Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
- Копии Карт-Протоколов (14 шт.) – для других адресатов.
- Оригиналы Протоколов наблюдений (16 шт.) – для Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
- Копии Протоколов наблюдений (16 шт.) – для других адресатов.
- Комплект распечатанных фотофиксаций (16 шт.).
- Сравнительный анализ нормативной базы в отношении зимней уборке территорий г.Глазова.
- CD-диск с фотофиксациями.
Руководитель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»
Константин Семёнович Ращепкин 11.03.2015
—
Контакты:
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
заместитель руководителя – Чащин Алексей Владимирович: mkdglazov@ya.ru
Гражданский контроль качества уборки тротуаров в зимний период
Дополнительно
Сравнительный анализ
нормативной базы в отношении зимней уборки территорий г. Глазова
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»
2015 год
Анализируемые нормативные акты
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», ссылка: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=44772
Закон УР от 13.10.2011 N 57-РЗ (ред. от 10.12.2014) «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (принят Государственным Советом УР 27.09.2011), ссылка: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW053;n=69758;from=47457-0;rnd=0.3914266310091341
Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (в ред. от 31.07.2014 № 461), утверждённые Решением Глазовской городской Думы от « 28 » ноября 2012 № 258, ссылка: http://glazov-gov.ru/official/docs/duma_decree/docview?node=1325840151
Анализ существующей нормативной базы.
- В Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту – «Постановлении Госстроя РФ № 170») в пунктах 3.6. «Уборка придомовой территории. Организация уборки территории» перечислены требования. Важные пункты Постановлении Госстроя РФ № 170.
3.6.4. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы), расположенным на обслуживаемой территории.
3.6.5. Материалы и оборудование во дворах следует складировать на специально выделенных площадках.
3.6.6. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара) <*>.
<*> Среднее количество пешеходов в час, полученное в результате подсчета пешеходов с 8 до 18 ч в полосе движения шириной 0,75 м:
– при движении до 50 чел.-ч I класс
– при движении от 51 до 100 чел.-ч II класс
– при движении от 101 и более чел.-ч III класс
3.6.7. Тротуары шириной более 3,5 м, а также внутриквартальные проезды и дворы следует убирать, как правило, машинами, предназначенными для проезжей части улиц (при удовлетворительной несущей способности покрытий).
3.6.8. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости – посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
3.6.9. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы. На тротуарах I класса допускается механизированная уборка на повышенных скоростях (7 — 8 км/ч), при условии безопасности движения пешеходов. Механизированную уборку придомовых территорий допускается проводить в дневное время при скоростях машин до 4 км/ч. Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок.
3.6.14. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2.
Таблица 3.2 (нумерация таблицы взята из источника)
Класс тротуара | Периодичность, ч, при температуре воздуха, град. С- | Периодичность при отсутствии снегопада, сутки | |
ниже -2 | выше -2 | ||
1 | через 3 | через 1,5 | через 3 |
2 | через 2 | через 1 | через 2 |
3 | через 1 | через 0,5 | через 1 |
Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах — формироваться в валы.
3.6.15. Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения — один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.
3.6.16. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах — к местам складирования.
3.6.17. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.
3.6.18. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.
3.6.19. Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях — не позднее 12 ч.
3.6.20. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
3.6.21. Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
3.6.22. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
3.6.23. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей.
3.6.24. Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ — 3 ч.
3.6.25. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.
3.6.26. Обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 — 8% массы песка.
- Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов» (в ред. от 31.07.2014 № 461), утверждённые Решением Глазовской городской Думы от « 28 » ноября 2012 № 258 (далее по тексту – «Правил благоустройства»). Составлена таблица соответствия важных пунктов Правил благоустройства Постановлению Госстроя РФ № 170. Сравнительный анализ представлен в Таблице 2.
- В Законе УР от 13.10.2011 № 57-РЗ, в статье 11.2. Нарушение требований муниципальных правовых актов, касающихся порядка содержания объектов благоустройства, в части 2 говорится, что «Нарушение порядка содержания объектов благоустройства, установленного муниципальными правовыми актами, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, выразившееся в перемещении, переброске или складировании скола льда, загрязненного снега на трассы тепловых сетей, смотровые, ливневые и дождевые колодцы, к стенам зданий и сооружений, в перемещении, складировании снега на проезжую часть автомобильных дорог местного значения, складировании снега на выезды с территорий, прилегающих к автомобильным дорогам местного значения, в вывозе снега и льда в места, не предназначенные для складирования снега и снежно-ледяных образований, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Выводы в отношении нормативной базы.
Таким образом, анализ нормативной базы показал, что принятые Глазовской городской Думой Правила благоустройства не в полной мере соответствует Постановлению Госстроя РФ № 170. Отсутствуют рычаги для воздействия на ответственных за уборку лиц, поскольку нет критериев для оценки качества уборки, не достаточно чётко прописан порядок организации очистки улиц. Правила благоустройства содержат нормы ограниченного перечня работ, не позволяющих полноценно контролировать процесс уборки улиц. Несмотря на наличие ответственности за некачественную уборку городских территорий, в следствие неполноценных правил существуют уловки для недобросовестных исполнителей услуг (работ) по уборке территорий города. Необходимо дорабатывать Правила благоустройства, включать в них чёткие и ясные требования с понятными критериями качества уборки автомобильных дорог, тротуаров, площадей и скверов.
—
Контакты:
Общественная организация потребителей услуг ЖКХ
«Совет председателей многоквартирных домов города Глазова»,
заместитель руководителя – Чащин Алексей Владимирович: mkdglazov@ya.ru
Таблица соответствия Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов» Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Скачать.
* Или в регионе.
** См. Введение в технологию.
[1] Технология основывается на опыте гражданского контроля тротуаров в городе Глазове в феврале 2015 года силами активистов Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Совет председателей многоквартирных домов города Глазова».
_______________________________________________________
Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015
Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.