Гражданский контроль несанкционированных свалок

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль несанкционированных свалок

Несанкционированные свалки на общих территориях квартала

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.

Замусоренность городов да и территорий сельских поселений вызывает, что называется, «тихий ужас» и у жителей, и у лиц, ответственных за уборку мусора на землях и объектах муниципальной собственности.

В принципе, то, что мы часто видим на контейнерных площадках для сбора мусора и около них, просто на улицах и газонах, на бюрократическом языке называется «навал мусора». Однако для простых граждан прижился термин «несанкционированные свалки», хотя под свалкой официально подразумевается очень большое (на площади свыше 50 м2, при этом объем должен превышать 30 куб.м3) скопление мусора, они обычно находятся на окраине города и в городских лесах. Поэтому и мы будем использовать этот термин.

Основная сложность проведения, по сути, мониторинга уровня замусоренности состоит в различении принадлежности той или иной территории – ответственность могут нести как  собственники помещений в МКД, так и собственники отдельных зданий, сооружений, складов и т.п., и, конечно, муниципалитет. Иногда речь идет о помощи со стороны органов местного самоуправления в нахождении ответственных лиц.

Предмет контроля

Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности). Примем как данность, что в городском квартале многоэтажной застройки это обычно 15-20 зданий.

  • Наличие несанкционированных свалок мусора на внутриквартальной территории, уровень замусоренности квартала.

Нормативная документация, определяющая требования к уборке мусора, в том числе в местах общего пользования

Федерального уровня

Приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. № 613, утвердивший «Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»

САНПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (постановление Роспотребнадзора от 10.06.2010 № 64).

Муниципального уровня (на примере г. Перми)

Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.

Распоряжение администрации г. Перми от 25 декабря 2013 г. № 204 «Об утверждении Методики оценки состояния благоустройства и содержания территории города Перми».

Параметры в соответствии с нормативной документацией

  • Наличие скоплений мусора в местах общественного пользования.
  • Состояние контейнеров для сбора мусора и контейнерных площадок.

Из Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми:

«4.2.11. установку, очистку и содержание уличных урн обеспечивают:

на землях общего пользования (за исключением земель, на которых расположены остановочные пункты трамваев, не совмещенные с остановочными пунктами иного транспорта общего пользования), а также на внутриквартальных территориях — территориальные органы администрации города Перми в пределах соответствующих административных границ района

5.5.1. для организации на территории города сбора и вывоза ТБО и КГМ соответствующий территориальный орган администрации города Перми в соответствии с порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и(или) накопления отходов, установленным администрацией города Перми, выдает разрешение на размещение мест сбора и(или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена

5.5.4. для сбора ТБО должны применяться стандартные контейнеры и бункеры, обеспечивающие механизированную выгрузку бытового мусора и оборудованные крышкой (крышками). Эксплуатация контейнеров и бункеров без крышек запрещается

5.5.14. эксплуатация контейнеров с переполнением запрещается. При возникновении случаев переполнения необходимо увеличить количество установленных контейнеров

5.5.15. уборку мусора, образовавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз, обязана производить организация, осуществляющая вывоз ТБО. В остальное время чистота на месте для сбора и(или) накопления отходов обеспечивается владельцем места сбора и(или) накопления отходов. Места для сбора и(или) накопления отходов должны убираться ежедневно

5.5.19. запрещается складировать в контейнеры крупногабаритный и строительный мусор, листву, ветки».

Из Распоряжения администрации г. Перми от 25 декабря 2013 г. № 204 «Об утверждении Методики оценки состояния благоустройства и содержания территории города Перми» (выборка – по «мусорной» проблеме), отклонения от норматива:

Внутриквартальные проезды
Зимний период содержанияпространство перед МАФ (малые архитектурные формы) очищено от снега и мусора,урны переполнены_________________
Летний период содержанияпроезжая часть не очищена от разного рода загрязнений, мусора,тротуары не очищены от грязи и мусора
Внутриквартальные и внутридворовые территории
Зимний период содержанияпространство перед МАФ не очищено от снега и мусора,урны переполнены,на территории имеется скопление бытового и промышленного мусора_________________
Летний период содержанияурны переполнены,на территории имеется бытовой или промышленный мусор
Места сбора и (или) накопления отходов (контейнерные площадки)
Зимний и летний периодысодержанияконтейнеры или бункеры для сбора ТБО не установлены на площадках с твердым покрытием,на местах сбора или накопления отходов отсутствует информация с указанием полного наименования владельца, телефона и места его нахождения, а также время вывоза отходов,контейнеры или бункеры находятся в технически неисправном состоянии, имеют ненадлежащий эстетический вид_________________
Зимний и летний периодысодержанияконтейнеры или бункеры для сбора ТБО не соответствуют типам «А», «Б», «В» и эксплуатируются без крышек,контейнеры или бункеры для сбора ТБО не удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных и детских площадок, мест массового отдыха на расстояние не менее 20 м и не более 100 м,не оборудовано место сбора крупногабаритного мусора (КГМ) в установленном порядкеконтейнеры (бункеры) переполнены ТБО,место под КГМ заполнено более чем на 50%,не произведен подбор крупного и мелкого мусора

Методы контроля

При проведении мероприятий по контролю замусоренности территории используется метод натурных исследований с непосредственной фиксацией результатов. Контроль может проводиться в групповом режиме. Участникам группы контроля наиболее эффективно разбиться на пары, что максимально быстро охватить всю территорию квартала.

По сути, в данном случае мы проводим мониторинг, который проводится постоянно. Элементы таких технологий используют пермские ТОСы, в том числе в микрорайонах частной застройки. Раз уж это одна из главных проблем для жителей, может быть создана специальная группа для такого мониторинга, которая бы один раз в два месяца его проводила. Такой опыт есть, в течение года накапливается определенная статистика, актив получает бесценные данные о принадлежности той или иной территории.

Наиболее целесообразно проводить наблюдение в течение трех дней подряд. В стандартном квартале это много времени не займет. Учитывая то, что мусор должен убираться ежедневно, мы сразу поймем отношение ответственных лиц к уборке. И это не обязательно муниципалитет.

При наличии скоплений мусора делаются замеры длины, ширины и высоты скопления – обычной рулеткой. При желании можно высчитать кубатуру, но лучше пусть это делают специалисты. Необходимо также предусматривать возможность фотографирования мест скоплений мусора. Фотографии нужно систематизировать по датам и объектам, «привязывать» их к конкретным зданиям, сооружениям или элементам дорожной сети.

Примеры результирующей документации

Для фиксации результатов используется специально разработанная рабочая карта, содержащая основные параметры обследования – объекты (с адресами зданий, наименований улиц, переулков), наличие мест скопления мусора, примечания, а также фотографии, четко привязанные к конкретному объекту. Таких карт может быть несколько, если мониторинг проводится в составе группы попарно и в течение нескольких дней. Зато аргументация действенная.

После анализа заполненных рабочих карт составляются протоколы по итогам проведения гражданского контроля, содержащий данные о наличии несанкционированных свалок мусора на внутриквартальной территории, уровне замусоренности квартала. К протоколу прилагаются заполненные рабочие карты.

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

Протоколы прилагаются к обращению в администрацию района, подготовленное на имя главы района. В любом случае реагировать будут специалисты отдела благоустройства администрации района. Согласно вышеуказанной Методике оценки состояния благоустройства и содержания территории города Перми, они должны производить регулярные объезды территории, и чем больше будет аргументов, тем быстрее и качественнее решаться проблемы конкретного квартала, а лучше – микрорайона.

На уровне города можно решать более сложные задачи. Они в основном возникают в двух случаях: 1) в кварталах, прилегающих к товарно-вещевым и продовольственным рынкам, вокзалам, там, где есть большие скопления людей; 2) в кварталах (на улицах) частной застройки, где и сами собственники домов не спешат заключать договоры на вывоз мусора.

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Гражданский контроль несанкционированных свалок

Инструментарий

Рабочая карта № 1 проведения гражданского контроля наличия скоплений мусора

на территориях общего пользования и состояния мест сбора мусора

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

Данные о территории проведения контроля: улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).

ФОТО№ фотографии_________________1
Объект, где находится, у какого здания, улица, № домаПакеты с бытовым мусором позади дома №___, ул._________
Дата мониторинга«___»___________ 201__ г.
Время15.30
Размеры (в метрах) – длина, ширина, высота0,8 х 0,6 х 0,6
ХарактеристикаМалое скопление
Принадлежность территорииПридомовая территория дома №___, ул._________
Примечание
ФОТО№ фотографии_________________2
Объект, где находится, у какого здания, улица, № домаМусор бытовой, пакеты, бутылки, банки, газон между домами №№ ___ по ул._____________
Дата мониторинга«___»___________ 201__ г.
Время15.45
Размеры (в метрах) – длина, ширина, высота0,4 х 0,5 х 0,4
ХарактеристикаЕдиничный мусор
Принадлежность территорииМуниципальная
Примечание
ФОТО№ фотографии_________________3
Объект, где находится, у какого здания, улица, № домаСвалка мусора, пристрой к учреждению _________, № дома___, ул.____________
Дата мониторинга«___»___________ 201__ г.
Время15.50
Размеры (в метрах) – длина, ширина, высота1 х 2,5 х 0,7
ХарактеристикаБольшое скопление
Принадлежность территорииМуниципальная
Примечание

Члены группы гражданского контроля:

  1. __________ ФИО, адрес: ул. __________ дом № __, кв. __ , контакт +7 ( )__________ подпись ________
  2. __________ ФИО, адрес: ул. __________ дом № __, кв. __ , контакт +7 ( ) _________ подпись _________

Дата проведения гражданского контроля: «___»____________ 201__ г.

— 

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Протокол натурного исследования № 1

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

<em>2015 год.

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

г. Пермь                                                                                                               «___» _________ 201__ г.

Время обследования: с 15.00 часов до 16.00 часов.

Обследование проводилось группой гражданского контроля в составе 6 человек, попарно. Результаты зафиксированы в рабочих картах с приложением фотографий.

Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).

На предмет наличия несанкционированных мусорных свалок обследовались объекты – территории общего пользования:

   Улица   № домаНаличиенесанкционированных свалокОбщая характеристика (единичный мусор, малое скопление мусора, большое скопление мусора)
1.                                      — 
2.                                       +Единичный мусор
3.                                       +Единичный мусор
4.                                       +Большое скопление
5.                                       +Малое скопление (2)
6.                                       +Большое скопление мусора у контейнерной площадки
7.                                        — 
    
 Всего ___ объектов Наличие несанкционированных свалок около __ объектовБольшие скопления – ___ у___ объектов (количество)Малые скопления – ___ у___ объектовЕдиничный мусор – ___ у___ объектов

Приложение: 6 рабочих карт на 12 листах.

Руководитель рабочей группы (ФИО)          Подпись­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.