Гражданский контроль оборудования и содержания рекреационных территорий (общественных мест отдыха и развлечений)

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль оборудования и содержания рекреационных территорий (общественных мест отдыха и развлечений)

Наличие полноценных рекреационных зон на общих территориях микрорайона

Пермский фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.

Связность микрорайона, целостность восприятия жителями его территории как «совсем малой родины», а не места для ночевки и покупки продуктов, обеспечивается наличием общих для всех зон совместного отдыха и общения. Отдых и воспроизводство жизненных сил во всех смыслах и есть рекреация. Деятельность актива в территориальном общественном самоуправлении (ТОС) тоже носит рекреационный характер.

В малых сельских территориях еще не совсем утерян опыт совместного общения на открытых пространствах – обычно это центральная площадь в поселении, определенное место, выделенное на конкретной улице. Проще говоря, «где раньше играли на гармошке». В городских микрорайонах все сложнее. Общественные пространства на муниципальной земле заняты автостоянками и торговыми павильонами, объекты спортивной инфраструктуры запущены, находятся в частной собственности и т.п. Суровые градостроительные нормы и правила вроде бы разработаны до мельчайших деталей, но эта суровость влияет и на сложность в обустройстве полноценных рекреационных зон в микрорайонах, даже при желании и самостоятельном участии населения в этом.

Задача гражданского контроля в этой сфере ложится, конечно, на ТОС. В качестве безусловно позитивного примера можно привести опыт ТОС «Гусарова» и «Солдатова» в микрорайоне «Крохалева» г. Перми, где на бывшем пустыре обустроена зона отдыха с малыми архитектурными формами и садовыми деревьями. Жители микрорайона имеют возможность совместного отдыха и в летнее, и в зимнее время.

Гражданский контроль в данном случае предусматривает не столько фиксацию состояния общественных пространств, это, конечно, тоже предусматривается, сколько изыскание возможностей для обустройства таких зон, своеобразная паспортизация микрорайона в этом плане.

Предмет контроля

Территория, на которой проводится гражданский контроль: микрорайон «_________» ________________________ района г. Перми, с прилегающими частями городской территории, не занятыми жилой или производственной застройкой. Контроль проводится представителями ТОС «______________» в границах, утвержденных Пермской городской Думой.

  • Наличие, состояние, возможности использования общественных пространств микрорайона в целях обустройства рекреационных зон.

Нормативная документация, определяющая требования к наличию рекреационных зон в городских микрорайонах

Федерального уровня

Приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. № 613, утвердивший «Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».

СП 42.13330.2011 «Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 г. № 820).

Муниципального уровня (на примере г. Перми)

Постановление администрации г. Перми от 26 декабря 2012 г. № 104-П «Об утверждении Местных нормативов градостроительного проектирования в городе Перми».

Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.

Решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки города Перми».

Параметры в соответствии с нормативной документацией

  • Состояние территории в отношении наличия общих рекреационных зон для населения микрорайона
  • Наличие возможностей по использованию территорий общего назначения для обустройства рекреационных зон

Из СП 42.13330.2011 «Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»:

«В кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться территориальными нормами или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 10% общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны.

Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее, м:

    для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста …………  12

    для отдыха взрослого населения ………………………………………………..  10

    для занятий физкультурой

    (в зависимости от шумовых характеристик* ……………………… …. 10 — 40

    для выгула собак ……………………………………………………………………..  40

    *Наибольшие значения принимать для хоккейных и футбольных площадок, наименьшие — для площадок для настольного тенниса».

Из Решения Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. № 143 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки города Перми»:

«3. Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, примененных в градостроительных регламентах.

  • Объекты оздоровительного и рекреационного назначения: … вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: малые архитектурные формы, площадки, фонтаны, залы рекреации (с бассейнами или без бассейнов), площадки детские, игровые, спортивные, хозяйственные, площадки для отдыха, площадки для выгула собак с элементами озеленения и без … биопарки, зоопарки, ботанические сады, аквапарки…

Из гл. 17: Территории общего пользования — скверы, бульвары. Использование территории: зеленые насаждения, вспомогательные строения, малые архитектурные формы, бассейны, фонтаны и инфраструктура для отдыха, мемориалы, игровые площадки, временные павильоны общественного питания, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и бытового обслуживания населения, общественные туалеты, площадки для выгула собак….»

Методы контроля

При проведении мероприятий по контролю наличия и состояния рекреационных зон используется метод натурных исследований с элементами экспертизы. Ведь актив ТОС во главе с председателем являются определенного рода экспертами в отношении своего микрорайона. Контроль может проводиться в групповом режиме в составе 3-4 наиболее заинтересованных представителей актива ТОС.

Обследование может занять несколько дней (вечеров). При этом обязательно будут возникать контакты с жителями микрорайона, которые тоже могут подсказать нужные данные и ориентиры.

Наиболее целесообразно проводить обследование в светлое время суток, чтобы была возможность фотографирования объектов.

Возможности для обустройства рекреации есть не только возле центральных магистралей микрорайона и прилегающих территориях, но и в отдельных кварталах. Это тоже должно быть учтено при проведении обследования.

Можно также использовать метод анкетирования в целях выяснения потребностей населения, через Советы МКД (старших по домам, актив ТОС). Однако наверняка эти потребности давно известны по многочисленным обращениям в ТОС и встречам с жителями микрорайона в различных форматах.

Вряд ли следует заниматься «юридизмом» и изучать особенности территории на соответствие генеральному плану и вымерять расстояние от заброшенной хоккейной коробки до ближайшего дома. Мы ставим перед собой определенную цель – достижение максимальной комфортности при использовании общих пространств, которые зачастую элементарно не задействованы в жизни микрорайона.

Примеры результирующей документации

Для фиксации результатов используется специально разработанная карта рекреационных зон микрорайона, содержащая основные параметры обследования – описание объектов, наличие, состояние, возможности использования конкретных участков территории. Карта содержит фотографии описываемых объектов.

После проведения обследования территории микрорайона и прилегающих частей городских земель заполняется соответствующий протокол. Он содержит общий анализ ситуации с рекреацией в микрорайоне, описывает возможности для улучшения ситуации, конкретные предложения в адрес администрации района и городских структур, ответственных за планирование градостроительной деятельности. К протоколу прилагается заполненная карта рекреационных зон.

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

Протокол прилагается к обращению в администрацию района, подготовленное на имя главы района. Аналогичное обращение направляется в городской Департамент градостроительства и архитектуры. Обращение должно содержать предложение о проведении выездного совещания (не «круглого стола» в администрации!) на территории микрорайона.

Совещание после осмотра основных обследованных объектов должно завершиться в помещении общественного центра (при наличии), помещении ТОС или другом подготовленном помещении общественного назначения. Основной доклад делает председатель ТОС с использованием электронной презентации, содержащей материалы обследования, предложения, описание ресурсов, которые может привлечь ТОС для реализации задуманного. Основной принцип: мероприятие должно завершиться принятием решений с определением ответственных лиц. Вы своё дело сделали, далее будут многочисленные контакты по контролю за выполнением решений и возможных поручений.

Естественно, к проведению результирующих мероприятий должны быть привлечены представители депутатского корпуса городского уровня – именно депутаты, а не их помощники. У многих пермских ТОС опыт привлечения депутатов есть, и не только в период электорального обострения. Всегда есть возможность попасть в многочисленные городские программы, только для этого надо иметь убедительную аргументацию.


Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Гражданский контроль оборудования и содержания рекреационных территорий (общественных мест отдыха и развлечений)

Инструментарий. Скачать

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.