Освещенность территорий общего пользования в кварталах городского микрорайона (проездов и улиц)
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья
2015 год.
Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована
Если в наших многоквартирных домах проблема освещения внутридомовых территорий решается в рамках работ по содержанию и текущему ремонту, то там, где наша территория кончается, начинается или территория другого дома, или муниципальная земля. Все прекрасно знают, насколько важно наличие освещения в вечернее и ночное время.
По данным администрации г. Перми, на конец 2014 года удельный вес улиц, проездов, набережных, обеспеченных уличным освещением, составляет около 70,8%. Наиболее нуждающимися в освещении остаются территории частной жилой застройки (из программы «Светлый город», которая теперь называется «Организация дорожной деятельности в городе Перми»).
В целях гражданского контроля можно озаботиться технологиями контроля освещенности с использованием специальных приборов (люксометров), но они весьма дороги – от 8 до 40 тыс. руб., хотя с их помощью получают наиболее аргументированные данные.
Более доступным для ТОС и инициативных групп является контроль наличия осветительных приборов – фонарей, прожекторов, их работоспособность (горят – не горят), соответствие графику включения/выключения освещения в темное время суток.
Предмет контроля
Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности). В городском квартале многоэтажной застройки это обычно 15-20 зданий.
- Наличие осветительных приборов и их работоспособность.
- Соответствие графику включения и выключения освещения на обозначенной территории.
Нормативная документация, определяющая требования к освещению территорий общего пользования
Федерального уровня
СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783).
ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (дата введения – 1 июля 2014 г.).
САНПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (постановление Роспотребнадзора от 10.06.2010 № 64).
Муниципального уровня (на примере г. Перми)
Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.
Постановление администрации г. Перми от 7 мая 2004 г. № 1290 «Об утверждении графика работы сетей наружного освещения территории города Перми».
Постановление администрации г. Перми от 15 октября 2014 г. № 714 «Об утверждении муниципальной программы «Организация дорожной деятельности в городе Перми» (ранее – «Светлый город»).
Параметры в соответствии с нормативной документацией
- Наличие приборов наружного освещения.
Из ГОСТа Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» — те объекты, которые должны быть освещены:
Характеристика объекта |
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов |
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха |
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов |
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений |
Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов |
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов |
- График включения и выключения освещения на обозначенной территории.
Из Постановления администрации г. Перми от 7 мая 2004 г. № 1290 «Об утверждении графика работы сетей наружного освещения территории города Перми» (берем период — октябрь-ноябрь):
Месяц, число | Октябрь | Ноябрь | ||
вкл. | откл. | вкл. | откл. | |
1 | 19:17 | 6:48 | 17:54 | 7:55 |
2 | 19:14 | 6:50 | 17:51 | 7:57 |
3 | 19:12 | 6:53 | 17:49 | 7:59 |
4 | 19:10 | 6:56 | 17:47 | 8:01 |
5 | 19:08 | 6:59 | 17:45 | 8:04 |
Методы контроля
При проведении мероприятий по контролю за освещенностью следует, и это понятно, ориентироваться на график включения/выключения приборов освещения. Используется метод натурных исследований и наблюдения с непосредственной фиксацией результатов. Поскольку контроль проводится в темное время суток, в целях безопасности общественных контролеров формируется группа из 3-4 человек. Поскольку наш период – октябрь-ноябрь, мероприятия по наблюдению и фиксации результатов начинаются в октябре сразу после 19.00, в ноябре – после 17.30, чтобы успеть отфиксировать момент включения освещения. Поскольку управление освещением централизовано, все приборы, если они есть, включаются одновременно.
Мероприятия по контролю целесообразно провести как минимум 2 раза: например, в начале октября и в начале ноября, чтобы была возможность получить минимально значимую сравнительную статистику. И раз уж мы взялись за весь квартал, то необходимо исследовать все объекты, включая внешние границы квартала.
Можно также с участием «жаворонков» фиксировать момент отключения освещения, тогда информация будет наиболее полной.
Примеры результирующей документации
Для фиксации результатов используется специально разработанная рабочая карта, содержащая основные параметры обследования – объекты (с адресами зданий, наименований улиц, переулков), наличие приборов освещения, их работоспособность, соответствие графику включения/отключения освещения, примечания (а они возникают по мере обследования постоянно).
После совместного анализа заполненных рабочих карт составляется сводный акт по итогам проведения гражданского контроля освещенности улиц и проездов территорий общего пользования квартала.
Рекомендации по организации результирующих мероприятий
Работа по гражданскому контролю не должна остаться «в столе» ТОСа или участников группы контроля. Сводный акт направляется в соответствующие структуры. В Перми это, как минимум, три адресата:
- Городское Управление внешнего благоустройства.
- Отдел благоустройства администрации района.
- Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство», которое является основным подрядчиком по всем вопросам городского благоустройства.
На первом этапе можно ограничиться последними двумя адресатами, отслеживать их реакцию и после получения ответов провести повторный мониторинг ситуации. Конечно, если подобные мероприятия проведены во всех кварталах и есть структура или лицо, которые представляют интересы всего микрорайона, то есть предмет для организации совещания в любом формате с обязательным принятием решений, как минимум, в администрации района.
—
Контакты:
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,
исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru
Гражданский контроль освещённости улиц и других территорий общего пользования
Инструментарий
Рабочая карта № 1 проведения гражданского контроля освещенности
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья
2015 год.
Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.
Данные о территории: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(наименования всех объектов — скверов, улиц, номера зданий по адресной принадлежности).
Соответствие графику включения освещения: ________ ___.___ (________________________________________ указание на соответствие).
Соответствие графику выключения освещения: ________ ___.___ (______________________________________ указание на соответствие).
№ п/п | Объект/его характеристика | Количество приборов освещения | Из них не работают | Дополнительные источники освещения | Показатели замеров (в люксах) | Общая характеристика освещенности (соответствует/не соответствует) | Примечания |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
Всего |
ФИО и подписи общественных наблюдателей:
- ____________________________________ _______________________
- ____________________________________ _______________________
Дата проведения гражданского контроля: __________ – _______________ 201__ г.
Характеристика объектов:
Объект | Количество полос движения | Класс освещенности | Средняя освещенность дорожного покрытия, в люксах |
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центре города | 4-6 | А4 | 20 |
Улицы и дороги районного значения в центре города | 3-6 | Б2 | 15 |
Улицы и дороги местного значения в центре города | 2-4 | В2 | 10 |
Площадки перед входами культурно-массовых, развлекательных, спортивных, торговых объектов | — | П1 | 20 |
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков | — | П3 | 6 |
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц | — | П4 | 4 |
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков и центральные аллеи парков | — | П5 | 2 |
Дополнительные источники освещения:
- реклама и рекламные щиты;
- освещение торговых точек и предприятий услуг;
- освещение административных зданий и предприятий;
- освещение придомовых территорий.
Оценка без применения люксометра:
Соответствует требованиям:
- отсутствуют неисправные приборы освещения;
- хорошо видна нумерация домов;
- освещены сходы и съезды с тротуаров;
- при переходе улиц освещенность позволяет фиксировать движение автотранспорта до точек пересечения движения;
- хорошо видна дорожная разметка, в том числе пешеходные переходы и дорожные знаки;
- своевременное включение/отключение освещения.
Примеры объектов:
- тротуары и пешеходные дорожки, отделенные от проезжей части (границы определяются по нумерации домов, или по пересечениям улиц);
- сходы и съезды с тротуаров и пешеходных дорожек;
- пешеходные переходы;
- остановки общественного транспорта;
- площадки перед входами культурно-массовых, развлекательных, спортивных, торговых объектов;
- боковые аллеи и вспомогательные входы парков и центральные аллеи парков (скверов).
—
Контакты:
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,
исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru
Образец заполнения Рабочей карты № 1 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья
2015 год.
Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.
Данные о территории квартала: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) ________ ; 2) __________ ; 3) __________; 4) ____________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._________, №№ зданий ________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).
Соответствие графику включения освещения: 19.18 (на 1 мин. позже, допустимо, соответствует).
Соответствие графику выключения освещения: __ ___________ в 06.48 (вовремя, соответствует).
№ п/п | Объект/его характеристика | Количество приборов освещения | Из них не работают | Освещенность номерных знаков зданий | Дополнительные источники освещения | Общая характеристика освещенности | Примечания |
1 | ул. _____________, граница квартала, магистраль | 6 | 1 | хорошая | Рекламное освещение, магазины, торговый центр | хорошая | Не работает фонарь, расположенный со стороны дома №__ по ул. ___________ |
2 | ул. _____________, основной проезд квартала | 4 | 0 | удовлетворительная | Рекламное освещение, магазины, автостоянки | удовлетворительная | 1 фонарь (со стороны дома №___ — мигающее освещение) |
3 | пер. _____________, второстепенный проезд квартала | 2 | 1 | неудовлетворительная | Автостоянка, внутреннее освещение придомовых территорий | неудовлетворительная | Не работает фонарь, расположенный со стороны склада по ул.___________, № здания__ |
4 | проход между домами №№ по ул.___________ | 0 | 0 | неудовлетворительная | Внутреннее освещение придомовых территорий | неудовлетворительная | |
5 | подход, подъезд к медучреждению, ул._________, №__ | 2 | 0 | удовлетворительная | Освещение с основного проезда квартала | удовлетворительная | Фонари находятся внутри территории медучреждения |
… | |||||||
Всего | 14 | 2 |
Члены группы гражданского контроля:
- __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________
- __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________
- __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________
Дата проведения гражданского контроля: ___ _____________ 20___ г.
—
Контакты:
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,
исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru
Сводный акт
по результатам гражданского контроля освещенности общих территорий квартала
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья
2015 год.
Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.
г. Пермь «___» ______________ 201__ г.
Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) __________ ; 2) ___________ ; 3) ______________; 4) _______________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._______, №№ зданий _____________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).
Состав группы гражданского контроля:
- __________________________ ФИО
- __________________________ ФИО
- __________________________ ФИО
Сроки проведения мероприятий гражданского контроля:
Первый этап: __-__ ______ 20__ г. (__ _______ 20__ г. – только контроль выключения освещения).
Второй этап: __-__ _______ 20__ г. (__ ______ 20__ г. – только контроль выключения освещения).
Основания проведения гражданского контроля:
Постоянные жалобы жителей квартала на плохую освещенность общих территорий, недостаточность приборов освещения (светильников) внутри квартала.
Цели проведения гражданского контроля:
Обследование на предмет наличия, состояния осветительных приборов на территории квартала, общая оценка уровня освещенности на различных объектах внутри квартала и на его внешних границах.
Методика и параметры проведения гражданского контроля:
Обследование территории квартала проводилось с использованием методов натурного исследования, в вечернее время, с фиксацией включения осветительных приборов. Проверялись наличие осветительных приборов и их работоспособность, соответствие графику включения и выключения освещения на обозначенной территории.
Обследовалась освещенность улиц, проездов, проходов, подходов и подъездов к учреждениям социального назначения.
По результатам обследования составлены 2 рабочие карты, содержащие основные параметры обследования (рабочие карты прилагаются к данному акту):
- Объект/его характеристика.
- Количество приборов освещения.
- Из них не работают.
- Освещенность номерных знаков зданий.
- Дополнительные источники освещения.
- Общая характеристика освещенности.
Результаты гражданского контроля:
По результатам гражданского контроля выявлены следующие существенные нарушения:
- На __ _________ 20___ г. выявлено ___ неработающих осветительных приборов из ___, имеющихся в наличии, что составляет 18% от их общего числа, при допустимом нормативе в 4%.
- В течение месяца с момента проведения первого этапа обследования перестал работать еще один прибор, при этом функционирование неработающих приборов не восстановлено.
- Не прекращено мигающее освещение светильника со стороны дома №___ по ул. _____________.
- ___ объектов (проходы и проезды между домами) не оснащены осветительными приборами.
Во многих случаях ориентироваться внутри квартала помогают только дополнительные источники освещения: магазины, а в основном освещение придомовых территорий.
Соответствует необходимым параметрам только время включения и выключения освещения.
Выводы по результатам общественного контроля и рекомендации по устранению выявленных нарушений:
Освещенность общих территорий внутри квартала носит в целом неудовлетворительный характер. Это угрожает безопасности жителей и сотрудников учреждений, предприятий, комфортности проживания и создает негативные настроения жителей в квартале.
Необходимо направить все материалы гражданского контроля в отдел по благоустройству администрации __________________ района г. Перми с целью:
- проведения обследования ситуации с освещенностью специалистами по благоустройству администрации _________________ района;
- принятия мер по улучшению ситуации с освещенностью, установке дополнительных приборов освещения на общих территориях по согласованию с жителями квартала;
- принятия мер в отношении организаций, допустивших нарушения в организации работ по контролю за состоянием приборов освещения и их своевременному ремонту;
- включения территории квартала в городскую программу «Светлый город».
Приложения:
- Рабочая карта № 1 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала (__-__ ___________ 20__ г.).
- Рабочая карта № 2 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала (__-__ ________ 20__ г.).
Члены группы гражданского контроля:
- __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________
- __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________
- __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________
—
Контакты:
Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,
исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru
_______________________________________________________
Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015
Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.