Гражданский контроль освещённости улиц и других территорий общего пользования

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль освещённости улиц и других территорий общего пользования

Освещенность территорий общего пользования в кварталах городского микрорайона (проездов и улиц)

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год. 

                                                                                                                         Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована

Если в наших многоквартирных домах проблема освещения внутридомовых территорий решается в рамках работ по содержанию и текущему ремонту, то там, где наша территория кончается, начинается или территория другого дома, или муниципальная земля. Все прекрасно знают, насколько важно наличие освещения в вечернее и ночное время.

По данным администрации г. Перми, на конец 2014 года удельный вес улиц, проездов, набережных, обеспеченных уличным освещением, составляет около 70,8%. Наиболее нуждающимися в освещении остаются территории частной жилой застройки (из программы «Светлый город», которая теперь называется «Организация дорожной деятельности в городе Перми»).

В целях гражданского контроля можно озаботиться технологиями контроля освещенности с использованием специальных приборов (люксометров), но они весьма дороги – от 8 до 40 тыс. руб., хотя с их помощью получают наиболее аргументированные данные.

Более доступным для ТОС и инициативных групп является контроль наличия осветительных приборов – фонарей, прожекторов, их работоспособность (горят – не горят), соответствие графику включения/выключения освещения в темное время суток.

Предмет контроля

Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) _______________ ; 2) ________________ ; 3) ________________; 4) __________________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._____________, №№ зданий ________________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности). В городском квартале многоэтажной застройки это обычно 15-20 зданий.

  • Наличие осветительных приборов и их работоспособность.
  • Соответствие графику включения и выключения освещения на обозначенной территории.

Нормативная документация, определяющая требования к освещению территорий общего пользования

Федерального уровня

СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783).

ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (дата введения – 1 июля 2014 г.).

САНПИН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (постановление Роспотребнадзора от 10.06.2010 № 64).

Муниципального уровня (на примере г. Перми)

Решение Пермской городской Думы от 29 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми.

Постановление администрации г. Перми от 7 мая 2004 г. № 1290 «Об утверждении графика работы сетей наружного освещения территории города Перми».

Постановление администрации г. Перми от 15 октября 2014 г. № 714 «Об утверждении муниципальной программы «Организация дорожной деятельности в городе Перми» (ранее – «Светлый город»).

Параметры в соответствии с нормативной документацией

  • Наличие приборов наружного освещения.

Из ГОСТа Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» — те объекты, которые должны быть освещены:

                                                          Характеристика объекта
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
  • График включения и выключения освещения на обозначенной территории.

Из Постановления администрации г. Перми от 7 мая 2004 г. № 1290 «Об утверждении графика работы сетей наружного освещения территории города Перми» (берем период — октябрь-ноябрь):

Месяц, числоОктябрьНоябрь
вкл.откл.вкл.откл.
119:176:4817:547:55
219:146:5017:517:57
319:126:5317:497:59
419:106:5617:478:01
519:086:5917:458:04

Методы контроля

При проведении мероприятий по контролю за освещенностью следует, и это понятно, ориентироваться на график включения/выключения приборов освещения. Используется метод натурных исследований и наблюдения с непосредственной фиксацией результатов. Поскольку контроль проводится в темное время суток, в целях безопасности общественных контролеров формируется группа из 3-4 человек. Поскольку наш период – октябрь-ноябрь, мероприятия по наблюдению и фиксации результатов начинаются в октябре сразу после 19.00, в ноябре – после 17.30, чтобы успеть отфиксировать момент включения освещения. Поскольку управление освещением централизовано, все приборы, если они есть, включаются одновременно.

Мероприятия по контролю целесообразно провести как минимум 2 раза: например, в  начале октября и в начале ноября, чтобы была возможность получить минимально значимую сравнительную статистику. И раз уж мы взялись за весь квартал, то необходимо исследовать все объекты, включая внешние границы квартала.

Можно также с участием «жаворонков» фиксировать момент отключения освещения, тогда информация будет наиболее полной.

Примеры результирующей документации

Для фиксации результатов используется специально разработанная рабочая карта, содержащая основные параметры обследования – объекты (с адресами зданий, наименований улиц, переулков), наличие приборов освещения, их работоспособность, соответствие графику включения/отключения освещения, примечания (а они возникают по мере обследования постоянно).

После совместного анализа заполненных рабочих карт составляется сводный акт по итогам проведения гражданского контроля освещенности улиц и проездов территорий общего пользования квартала. 

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

Работа по гражданскому контролю не должна остаться «в столе» ТОСа или участников группы контроля. Сводный акт направляется в соответствующие структуры. В Перми это, как минимум,  три адресата:

  • Городское Управление внешнего благоустройства.
  • Отдел благоустройства администрации района.
  • Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство», которое является основным подрядчиком по всем вопросам городского благоустройства.

На первом этапе можно ограничиться последними двумя адресатами, отслеживать их реакцию и после получения ответов провести повторный мониторинг ситуации. Конечно, если подобные мероприятия проведены во всех кварталах и есть структура или лицо, которые представляют интересы всего микрорайона, то есть предмет для организации совещания в любом формате с обязательным принятием решений, как минимум, в администрации района.

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Гражданский контроль освещённости улиц и других территорий общего пользования

Инструментарий

Рабочая карта № 1 проведения гражданского контроля освещенности

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

Данные о территории: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

(наименования всех объектов — скверов, улиц, номера зданий по адресной принадлежности).

Соответствие графику включения освещения: ________ ___.___ (________________________________________ указание на соответствие).

Соответствие графику выключения освещения: ________  ___.___ (______________________________________ указание на соответствие).

№ п/пОбъект/его характеристикаКоличество приборов освещенияИз них не работаютДополнительные источники освещенияПоказатели замеров (в люксах)Общая характеристика освещенности (соответствует/не соответствует)Примечания
1       
2       
3       
4       
5       
 Всего      

ФИО и подписи общественных наблюдателей:

  1. ____________________________________ _______________________
  2. ____________________________________ _______________________

Дата проведения гражданского контроля: __________ – _______________ 201__ г.

Характеристика объектов:

ОбъектКоличество полос движенияКласс освещенностиСредняя освещенность дорожного покрытия, в люксах
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центре города        4-6         А4             20
Улицы и дороги районного значения в центре города        3-6         Б2             15
Улицы и дороги местного значения в центре города        2-4         В2             10
Площадки перед входами культурно-массовых, развлекательных, спортивных, торговых объектов          —          П1             20
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков          —         П3              6
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц          —          П4              4
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков и центральные аллеи парков          —          П5              2

Дополнительные источники освещения:

  • реклама и рекламные щиты;
  • освещение торговых точек и предприятий услуг;
  • освещение административных зданий и предприятий;
  • освещение придомовых территорий.

Оценка без применения люксометра:

Соответствует требованиям:

  • отсутствуют неисправные приборы освещения;
  • хорошо видна нумерация домов;
  • освещены сходы и съезды с тротуаров;
  • при переходе улиц освещенность позволяет фиксировать движение автотранспорта до точек пересечения движения;
  • хорошо видна дорожная разметка, в том числе пешеходные переходы и дорожные знаки;
  • своевременное включение/отключение освещения.

Примеры объектов:

  • тротуары и пешеходные дорожки, отделенные от проезжей части (границы определяются по нумерации домов, или по пересечениям улиц);
  • сходы и съезды с тротуаров и пешеходных дорожек;
  • пешеходные переходы;
  • остановки общественного транспорта;
  • площадки перед входами культурно-массовых, развлекательных, спортивных, торговых объектов;
  • боковые аллеи и вспомогательные входы парков и центральные аллеи парков (скверов).

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Образец заполнения Рабочей карты № 1 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

Данные о территории квартала: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) ________ ; 2) __________ ; 3) __________; 4) ____________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._________, №№ зданий ________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).

Соответствие графику включения освещения: 19.18 (на 1 мин. позже, допустимо, соответствует).

Соответствие графику выключения освещения: __ ___________ в 06.48 (вовремя, соответствует).

№ п/пОбъект/его характеристикаКоличество приборов освещенияИз них не работаютОсвещенность номерных знаков зданийДополнительные источники освещенияОбщая характеристика освещенностиПримечания
1ул. _____________, граница квартала, магистраль      6     1     хорошаяРекламное освещение, магазины, торговый центрхорошаяНе работает фонарь, расположенный со стороны дома №__ по ул. ___________
2ул. _____________, основной проезд квартала     4    0  удовлетворительнаяРекламное освещение, магазины, автостоянки  удовлетворительная1 фонарь (со стороны дома №___ — мигающее освещение)
3пер. _____________, второстепенный проезд квартала     2    1неудовлетворительнаяАвтостоянка, внутреннее освещение придомовых территорийнеудовлетворительнаяНе работает фонарь, расположенный со стороны склада по ул.___________, № здания__
4проход между домами №№ по ул.___________     0     0неудовлетворительнаяВнутреннее освещение придомовых территорийнеудовлетворительная 
5подход, подъезд к медучреждению, ул._________, №__     2     0  удовлетворительнаяОсвещение с основного проезда кварталаудовлетворительнаяФонари находятся внутри территории медучреждения
       
 Всего      14      2    

 Члены группы гражданского контроля:

  1. __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________
  2. __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________
  3. __________________________ ФИО, адрес: ул. ______________ дом № ___, кв. ___ , контакт +7 ( ) ____________ подпись _________

Дата проведения гражданского контроля: ___ _____________ 20___ г.

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор  –  Жуков  Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

Сводный акт

по результатам гражданского контроля освещенности общих территорий квартала

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год.

Внимание! На момент публикации инструментарий ещё не был апробирован.

г. Пермь                                                                                                     «___» ______________ 201__ г.

Территория, на которой проводится гражданский контроль: квартал жилой застройки, ограниченный улицами: 1) __________ ; 2) ___________ ; 3) ______________; 4) _______________, улицы, проходы и проезды между границами домов и зданий ул._______, №№ зданий _____________ (наименования всех улиц, переулков, номера зданий по адресной принадлежности).

Состав группы гражданского контроля:

  1. __________________________ ФИО
  2. __________________________ ФИО
  3. __________________________ ФИО

Сроки проведения мероприятий гражданского контроля:

Первый этап: __-__ ______ 20__ г. (__ _______ 20__ г. – только контроль выключения освещения).

Второй этап: __-__ _______ 20__ г. (__ ______ 20__ г. – только контроль выключения освещения).

Основания проведения гражданского контроля:

Постоянные жалобы жителей квартала на плохую освещенность общих территорий, недостаточность приборов освещения (светильников) внутри квартала.

Цели проведения гражданского контроля:

Обследование на предмет наличия, состояния осветительных приборов на территории квартала, общая оценка уровня освещенности на различных объектах внутри квартала и на его внешних границах.

Методика и параметры проведения гражданского контроля:

Обследование территории квартала проводилось с использованием методов натурного исследования, в вечернее время, с фиксацией включения осветительных приборов. Проверялись наличие осветительных приборов и их работоспособность, соответствие графику включения и выключения освещения на обозначенной территории.

Обследовалась освещенность улиц, проездов, проходов, подходов и подъездов к учреждениям социального назначения.

По результатам обследования составлены 2 рабочие карты, содержащие основные параметры обследования (рабочие карты прилагаются к данному акту):

  1. Объект/его характеристика.
  2. Количество приборов освещения.
  3. Из них не работают.
  4. Освещенность номерных знаков зданий.
  5. Дополнительные источники освещения.
  6. Общая характеристика освещенности.

Результаты гражданского контроля:

По результатам гражданского контроля выявлены следующие существенные нарушения:

  1. На __ _________ 20___ г. выявлено ___ неработающих осветительных приборов из ___, имеющихся в наличии, что составляет 18% от их общего числа, при допустимом нормативе в 4%.
  2. В течение месяца с момента проведения первого этапа обследования перестал работать еще один прибор, при этом функционирование неработающих приборов не восстановлено.
  3. Не прекращено мигающее освещение светильника со стороны дома №___ по ул. _____________.
  4. ___ объектов (проходы и проезды между домами) не оснащены осветительными приборами.

Во многих случаях ориентироваться внутри квартала помогают только дополнительные источники освещения: магазины, а в основном освещение придомовых территорий.

Соответствует необходимым параметрам только время включения и выключения освещения.

Выводы по результатам общественного контроля и рекомендации по устранению выявленных нарушений:

Освещенность общих территорий внутри квартала носит в целом неудовлетворительный характер. Это угрожает безопасности жителей и сотрудников учреждений, предприятий, комфортности проживания и создает негативные настроения жителей в квартале.

Необходимо направить все материалы гражданского контроля в отдел по благоустройству администрации __________________ района г. Перми с целью:

  1. проведения обследования ситуации с освещенностью специалистами по благоустройству администрации _________________ района;
  2. принятия мер по улучшению ситуации с освещенностью, установке дополнительных приборов освещения на общих территориях по согласованию с жителями квартала;
  3. принятия мер в отношении организаций, допустивших нарушения в организации работ по контролю за состоянием приборов освещения и их своевременному ремонту;
  4. включения территории квартала в городскую программу «Светлый город».

Приложения:

  1. Рабочая карта № 1 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала (__-__ ___________ 20__ г.).
  2. Рабочая карта № 2 проведения гражданского контроля освещенности общих территорий квартала (__-__ ________ 20__ г.).

Члены группы гражданского контроля:

  1. __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________
  2. __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________
  3. __________ ФИО, адрес: ул. ________ дом №__, кв.__ , контакт +7 ( )______ подпись ________

Контакты:

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья,

исполнительный директор – Жуков Андрей Алексеевич: citosperm@mail.ru

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.