Гражданский контроль в больницах/медицинских стационарах

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Гражданский контроль в больницах/медицинских стационарах

Гражданская технология

«Общественный (гражданский) контроль в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах)»

Региональная группа гражданского (общественного) контроля при Общественной палате Пермского края

2012-2013 годы

Цель и смысл технологии общественного (гражданского) контроля

в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах)

Технология «Общественный (гражданский) контроль в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах)» предназначена для тех, кто планирует непосредственно наблюдать за соблюдением прав и законных интересов граждан путем посещения стационарных учреждений (больниц),  для тех, кто готов сделать личный вклад в улучшение условий для реализации прав граждан на гарантированное медицинское обслуживание в случаях получения стационарной медицинской помощи.

Почему контролируем (миссия контроля) – затем, чтобы содействовать созданию в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах) благоприятных, гарантированных законодательством (качество, безопасность, бесплатность и доступность медицинской помощи) условий для пациентов.

Где и кого контролируем (объект контроля) – государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам стационарно (в больницах), деятельность персонала этих учреждений.

Что контролируем (предмет контроля) – соблюдение прав человека в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах), создание надлежащих социально-бытовых условий при оказании стационарной медицинской помощи, соблюдение гарантий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, при оказании стационарной медицинской помощи.

Кто контролирует (субъект контроля) – региональная группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей3, члены этой группы в составе не менее 2-х человек (далее общественные наблюдатели).

Чего хотим добиться контролем (цель контроля) – содействие в  создании условий для соблюдения    прав   и   законных   интересов   пациентов   при   оказании   стационарной медицинской помощи в конкретном учреждении,  исправления/устранения допущенных нарушений прав, норм, стандартов.

____________________

Региональная группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей – группа граждан, осуществляющая общественный (гражданский) контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, доступ в которые регламентирован правилами внутреннего распорядка, и создаваемая Общественной палатой Пермского края в порядке, установленном Законом Пермского края от 21.12.2011 № 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае».

Как с помощью контроля хотим добиться улучшения ситуации с соблюдением прав и законных интересов граждан в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах) (задачи контроля)  

  • Непосредственно посещая стационарные учреждения здравоохранения (больницы) и наблюдая за условиями пребывания в них пациентов, за соблюдением персоналом прав и законных интересов пациентов, законодательных норм, социальных и гуманитарных стандартов.
  • Фиксируя выявленные нарушения.
  • Предпринимая меры по устранению выявленных нарушений.
  • Содействуя персоналу в осуществлении возложенных на него обязанностей.

Краткое описание технологии

Руководствуясь частью 1 статьи 19 и 21 закона Пермского края от 21.12.2011 г. № 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле общественные наблюдатели посещают стационарное учреждение здравоохранения (больницу). В ходе посещения общественные наблюдатели лично общаются с персоналом и пациентами и непосредственно наблюдают за условиями пребывания пациентов в учреждении, в различных его подразделениях и на различных этапах дневного цикла учреждения.

Посещение можно сопровождать дополнительными (просветительскими и консультационными) мероприятиями для персонала и пациентов при условии предварительного согласования с руководством стационарного учреждения здравоохранения (больницы). Все данные, полученные при общении и в ходе наблюдения, могут фиксироваться (аудио, фото) при условии предварительного уведомления собеседника о проведении аудиозаписи и фотосъемки, документируются непосредственно при посещении (в листах наблюдения, опросниках и т.д.). На основе полученных сведений составляется отчёт о посещении, рекомендации по устранению выявленных нарушений и предложения по улучшению ситуации.

Группа общественных наблюдателей, осуществляющая гражданский контроль,  разрабатывает пакет собственных мер, направленных на улучшение ситуации в учреждении. Отчёт и рекомендации направляются руководству учреждения (при необходимости – другим компетентным органам государственной власти и местного самоуправления) с предложением принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации.

В случае непринятия адекватных мер региональная группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей или ее отдельные члены (общественные наблюдатели, непосредственно посетившие то или иное учреждение)  добиваются положительного результата всеми возможными законными способами: от жалоб в вышестоящие органы, прокуратуру и т.п. до обращения к общественному мнению, проведения акций протеста и т.п. В конечном счёте региональная группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей, осуществляющая (общественный) гражданский контроль, берет на себя ответственность за устранение выявленных ею нарушений.

«Продукты» технологии общественного (гражданского) контроля стационарного учреждения здравоохранения (больницы)

(то, что произведено, создано с помощью данной технологии)

  1. Зафиксированная на различных носителях информация о наличии/отсутствии нарушений прав и интересов пациентов в учреждении, об их потребностях, о проблемах учреждения.
  2. Заключение (аналитический отчёт) по результатам общественного (гражданского) контроля стационарного учреждения здравоохранения.
  3. Рекомендации общественных наблюдателей по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации в учреждении.
  4. Меры оперативного реагирования на факты грубого нарушения прав человека в учреждении.
  5. Меры общественных наблюдателей по стимулированию/принуждению ответственных лиц и органов к устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации в учреждении.
  6. Меры ответственных лиц и органов по устранению выявленных нарушений и улучшению ситуации в учреждении.

Результаты применения технологии

(изменения, достигнутые с помощью созданных «продуктов»)

  1. Устранение выявленных нарушений в деятельности стационарного учреждения здравоохранения (больницы).
  2. Улучшение ситуации в стационарном учреждении здравоохранения (больницы) по параметрам, сформулированным общественными наблюдателями.

Эффекты от применения технологии

(возможные изменения в результате изменений)

  1. Повышение прозрачности деятельности стационарных учреждений здравоохранения (больниц).
  2. Повышение информированности персонала стационарных учреждений здравоохранения (больниц) о правах и интересах пациентов.
  3. Повышение информированности персонала стационарных учреждений здравоохранения (больниц) и пациентов об общественном (гражданском) контроле
  4. Привлечение внимания общественности к проблемам, имеющимся в стационарных учреждениях здравоохранения (больницах).
  5. Расширение участия и возможностей граждан в улучшении условий получения стационарной медицинской помощи.
  6. Налаживание сотрудничества между администрациями учреждений и профильными общественными организациями в вопросах обеспечения прав и интересов граждан.
  7. Расширение влияния граждан на решения и действия, предпринимаемые различными административными органами в области гарантирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь и соблюдения интересов пациентов.
  8. Повышение качества работы и ответственности администрации и сотрудников стационарных учреждений здравоохранения.

Основные процедуры технологии

  • Запуск гражданского контроля: постановка проблемы, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.
  • Сбор информации о стационарных учреждениях здравоохранения (больницах), в которых предполагается проводить гражданский контроль (официальные запросы, истории от пациентов и сотрудников, информация от общественных организаций, занимающихся в той или иной степени защитой прав пациентов, сайты учреждений, которые можно найти в Реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году на территории края – http://www.pofoms.ru/shdata/ref/mo/mo.html).
  • Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
  • Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (плана) посещения, бланков листов наблюдений, опросников и т.п.
  • Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
  • Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, организация проезда до стационарного учреждения здравоохранения (больницы) и т.д.
  • Непосредственное проведение общественного (гражданского) контроля.
  • Обработка и оформление полученной информации.
  • Анализ и оценка полученной информации.
  • Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
  • Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей.
  • Представление результатов контроля администрации стационарного учреждения здравоохранения (больницы) и другим заинтересованным сторонам (при необходимости, и широкой общественности).
  • Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений: планирование деятельности общественных наблюдателей, осуществившей общественный (гражданский) контроль, или региональной группой общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
  • Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
  • Контроль устранения выявленных нарушений.

Принципы общественного (гражданского) контроля

  • Не навреди – общественный (гражданский) контроль не должен ухудшать положения пациента (-ов) в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) (провоцировать негативные последствия). Благо пациента превыше всего.
  • Доброжелательная принципиальность – максимальная толерантность, вежливость в  отношении  руководства  и  сотрудников  учреждения,  но  никаких  сговоров, никаких снисхождений в случаях грубого нарушения прав человека, при выявлении злоупотреблений.  
  • Презумпция невиновности персонала учреждения – не допускать «обвинительного уклона», враждебности, избыточной подозрительности.
  • Открытость для руководства и сотрудников учреждения – они имеют право знать кто, как, зачем, на основании каких принципов и правил, с помощью какого инструментария осуществляет общественный (гражданский) контроль.
  • Технологическая дисциплина – строгое соблюдение используемых методик и правил общественного (гражданского) контроля. Технология – работа по правилам. Именно технологичность обеспечивает высокое качество и надёжность результатов контроля.
  • Всё фиксируется, всё документируется – все факты должны быть доказуемы. Лист наблюдений — главный документ общественного наблюдателя.
  • Невмешательство во внутреннюю жизнь учреждения – посещение не должно нарушать распорядка дня, препятствовать текущей работе учреждения. Все разбирательства – после посещения. Прямое вмешательство в деятельность учреждения во время посещения возможно только при необходимости предотвращения преступления.
  • Уважение права на частную жизнь пациентов и персонала учреждения.
  • Возможность добровольного устранения нарушений — каждый вышестоящий орган узнаёт о нарушениях, допущенных нижестоящим органом, лишь тогда, когда нижестоящий отказывается устранять нарушения или не справляется с их устранением.
  • Обнародование выявленных нарушений – только как крайняя мера, только в случае отсутствия конструктивной реакции властей на представление результатов контроля. 
  • Общественный (гражданский) контроль – это не государственный контроль. Контроль, осуществляемый государственными или муниципальными служащими в рамках их должностных обязанностей, не может считаться общественным (гражданским).
  • Недопустимость конфликта интересов  общественный (гражданский) контроль стационарных учреждений здравоохранения с точки зрения соблюдения в них прав и законных интересов пациентов, не могут осуществлять профессионально и лично заинтересованные лица(профсоюзы; ассоциации сотрудников медицинских организаций; государственные и муниципальные служащие, имеющие отношение к сфере здравоохранения; пациенты, находящиеся в стационарном учреждении здравоохранения, и их родственники; граждане, находящиеся в прямом конфликте с администрацией учреждения и т.п.).

Примерный стандарт посещения  стационарного учреждения здравоохранения (больницы)[1]:

  1. Беседа с главным врачом* (не более 30-40 минут) (информирование о цели посещения, предложение заполнить анкету (-ы), ознакомление с «инструментами» анкетами для пациентов, картой-наблюдения, ответы на вопросы главного врача и др.).
  1. Опрос главного врача больницы* (лучше, если главный врач получит анкету для заполнения во время проведения с ним беседы в самом начале посещения для того, чтобы заполненную анкету общественные наблюдатели смогли взять по завершению общественного (гражданского) контроля).
  2. Коллективная беседа (лекции) для сотрудников больницы с информированием о цели посещения и задачах конкретных общественных наблюдателей (не более 20-30 минут) (только в случае получения предварительного согласия от главного врача). В ходе встречи обсуждаются основные проблемы учреждения, вырабатываются или оцениваются возможные варианты их решения. Обсуждение желательно протоколировать, по возможности, вести диктофонную запись.
  3. Индивидуальные беседы с сотрудниками больницы* (беседы лучше проводить во время (по ходу) проведения общего осмотра больницы). В ходе бесед обсуждаются основные проблемы учреждения, вырабатываются или оцениваются возможные варианты их решения.
  4. Выборочный просмотр документации учреждения* (необходимые документы, касающиеся деятельности учреждения, могут быть запрошены до или после посещения)в том числе касающейся конкретных пациентов (личные дела и медицинские карточки, с которыми общественные наблюдатели могут ознакомиться только с согласия конкретного пациента (лучше оформленного письменно).
  5. Осмотр больницы с посещением* (основная цель ознакомиться с бытовыми условиями пребывания пациентов в больнице):
  • 3-4 палат (по своему выбору, в том числе санузла, если он есть в палате);
  • комнаты для проведения досуга, если таковая имеется;
  • общих санузлов (мужской и женский туалеты, душевая/ванная комната)
  • помещения для приготовления пищи для пациентов;
  • столовой для пациентов;
  • помещения для приема пациентов врачами;
  • помещения для приема пациентов, прибывающих больницу на лечение (приемное отделение больницы);
  • помещения для проведения медицинских процедур;
  • помещения для хранения вещей верхней одежды (если имеется);
  • банно-прачечного комплекса;
  • помещения для хранения медицинской документации (если имеется отдельное помещение, при этом ознакомление с медицинской документацией кого-либо из пациентов может быть только с его согласия).
  1. Ознакомление с имеющейся в учреждении информацией о правах и обязанностях пациентов*.
  2. Индивидуальные беседы с пациентами и группами пациентов* (беседы лучше проводить во время (по ходу) проведения общего осмотра больницы). Во время посещения больницы проводятся индивидуальные беседы с пациентами об условиях оказания стационарной медицинской помощи и основных проблемах. Во время беседы заполняются опросные листы, по возможности и только согласия пациента, ведётся диктофонная запись.
  3. Опрос не менее 10 пациентов* (лучше проводить анкетирования во время (по ходу) проведения общего осмотра больницы, при этом в случае получения отказа от пациента на предложение заполнить анкету не настаивать на этом).
  4. Проведение правового консультирования сотрудников больницы (в случае получения согласия на это у главного врача и возможности пригласить юриста на время посещения больницы).
  5. Оперативное реагирование на факты грубого нарушения прав человека и в случае выявления преступлений. Незамедлительное обращение в компетентные органы.
  6. Распространение информационных и методических материалов, если таковые имеются.
  7. Итоговая встреча с руководством учреждения*. Уточнение полученной в ходе посещения информации, выяснение подробностей, позиции руководства по отдельным выявленным проблемам, запрос дополнительной информации и т.д. Возможны договорённости о принятии каких-то срочных мер. Договорённость о сроках предоставления отчета по результатам контроля и официального ответа на него администрации учреждения. Благодарность за оказанный приём.
  8. Составление общего отчета о посещении и представление его руководству стационарного учреждения здравоохранения (больницы)*. Отчет должен содержать следующие обязательные разделы (в конкретных случаях могут быть дополнительные разделы):
  • информация о ходе посещении (дата проведения; дата предыдущего посещения, если таковые были ранее; состав группы, посетившей больницу; перечень проведенных в больнице мероприятий и др.);
  • информация о больнице (наименование и тип учреждения; адрес; руководящее лицо; количество сотрудников; количество пациентов согласно лимиту, а также на момент посещения больницы, наименование отделений, которые есть в учреждении с отдельным указанием тех отделений, которые были непосредственно посещены общественными наблюдателями и др.);
  • общее описание больницы (количество зданий; дата начала функционирования учреждения; дата последнего капитального ремонта; состояние строений; количество этажей зданий и др.);
  • описание палат для пациентов и других помещений (с указанием принадлежности к конкретным отделениям);
  • описание бытовых условий пребывания пациентов в больнице;
  • основные проблемы учреждения;
  • факты нарушения прав сотрудников и пациентов (если таковые были выявлены);
  • рекомендации по принятию необходимых мер для устранения недостатков (краткосрочные, долгосрочные).

Правила посещения стационарного учреждения здравоохранения (больницы)

  • Участие в гражданском контроле представителей СМИ и не прошедших обучение общественных наблюдателей – недопустимо.
  • У каждого общественного наблюдателя должен быть бейдж с фамилией, именем и отчеством.
  • Руководителю учреждения предоставляется полный пакет материалов, используемых для сбора информации (листы наблюдения, анкеты, программа посещения учреждения и т.д.) и распространяемых среди сотрудников и пациентов учреждения (личная визитная карточка, буклеты, пособия и т.п.).
  • Любая информация, получаемая в ходе посещения, должна фиксироваться (письменно, аудиозапись осуществляется с предварительного уведомления и согласия собеседника, фотосъемка граждан осуществляется только с и их согласия, фотосъемка внутреннего убранства учреждения осуществляется с предварительным уведомлением об этом главного врача).
  • Заполнение протокола наблюдения и запись бесед – главная работа общественного наблюдателя.
  • Индивидуальные беседы должны проводиться в условиях конфиденциальности (с пациентами – в отсутствие персонала учреждения, с сотрудниками учреждения – в отсутствие представителей администрации и пациентов).
  • Перед любой беседой с сотрудником или пациентом стационарного учреждения здравоохранения (больницы) общественный наблюдатель представляется (фамилия, имя, отчество, статус, в котором посещает учреждение) и сообщает о цели беседы.
  • Личные беседы с сотрудниками и пациентами стационарного учреждения здравоохранения (больницы) (независимо от возраста последних) возможны только с согласия предполагаемого собеседника.
  • Любые беседы с сотрудниками и пациентами стационарного учреждения здравоохранения (больницы) (независимо от возраста) могут быть записаны на диктофон только с их согласия.
  • Фотографировать конкретного сотрудника или пациента стационарного учреждения здравоохранения (больницы) (независимо от возраста) можно только с его согласия.
  • Каждому собеседнику общественного наблюдателя желательно вручить его личную визитную карточку.
  • Общественный наблюдатель должен фиксировать фамилию, имя и отчество любого своего собеседника (если собеседник является сотрудником учреждения, то необходимо фиксировать и его должность).
  • Войти в любое помещение в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) общественный наблюдатель может только после стука в дверь, если она закрыта, и с разрешения пациентов, если общественные контролеры посещают палаты.
  • Фото- и видеосъёмка не может быть скрытой и не должна мешать обычной жизни учреждения, его персонала и пациентов.

Суть технологии гражданского контроля – в непосредственном наблюдении за соблюдением прав и интересов конкретных людей. Применяя эту технологию, человек становится общественным наблюдателем, в данном случае наблюдает за жизнью персонала и пациентов в стационарном учреждении здравоохранения (больнице); за предметами, окружающими их; за действиями и событиями, в которых они участвуют. Предметы, действия и события могут быть разными, но, в конечном счёте, из них должно складываться представление общественного наблюдателя о комфортности повседневной жизни и удовлетворенности потребностей пациентов, находящихся в стационарном  учреждении здравоохранения (больнице).

Во время посещения учреждения общественный наблюдатель не только вбирает в себя информацию, но и фиксирует ее письменно в листах наблюдения, в специальных анкетах, заполняемых пациентами и персоналом учреждения самостоятельно.

Общественный наблюдатель не столько говорит сам, сколько слушает пациентов и персонал, и наблюдает за их жизнью в стационарном учреждении здравоохранения (больнице). На многие вопросы о проблемах в учреждении общественному наблюдателю могут достоверно ответить не столько сами пациенты или сотрудники учреждения, сколько стены; мебель; освещение; отопление; водоснабжение; канализация; предметы первой необходимости;  постельные принадлежности; личные вещи пациентов, лежащие на всеобщем обозрении; спецодежда, носимая персоналом; информационные стенды; документация, регулирующая деятельность и используемая в деятельности учреждения (об отдельном пациенте, для пациентов и сотрудников).

Особенности отдельных процедур общественного (гражданского) контроля в стационарном учреждении здравоохранения (больнице)

  1. Сбор информации о стационарных учреждениях здравоохранения, в которых предполагается проводить гражданский контроль (ФИО руководителя, статус, специализация, история учреждения, основные проблемы и т.д.). Информацию можно найти в открытом доступе, на официальных сайтах. Например, в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году на территории Пермского края, размещенном на официальном сайте Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Пермского края — http://www.pofoms.ru/shdata/ref/mo/mo.html.

Целесообразно запросить официальную информацию об учреждении в профильных муниципальных и региональных ведомствах. Желательно ознакомиться с различными отчётами учреждения за последние годы. Основная предварительная информация:

  • Нормативные акты, регулирующие деятельность контролируемых учреждений и устанавливающих права и обязанности пациентов стационарных учреждений здравоохранения.
  • Документы, регламентирующие деятельность контролируемых учреждений (устав), а также документы, которые тем или иным образом затрагивают права и интересы пациентов учреждения (правила внутреннего распорядка, правила поведения и пребывания в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) и т.п.)
  • Материалы проверок различных контролирующих инстанций: прокурорские проверки, проверки Управления Росздравнадзора по Пермскому краю, проверки курирующих учреждения органов власти и т.п.
  • Статистическая информация: количество жалоб от пациентов и сотрудников учреждений в контролирующие инстанции.
  • Информационно-аналитическая информация: материалы, имеющиеся в распоряжении Уполномоченного по правам человека в Пермском крае с информацией о конкретных стационарных учреждениях здравоохранения (больницах) и от их пациентов.
  1. Планирование контроля и график работ (определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ). Программа-план контроля отвечает на вопросы: зачем контролируем (цель контроля), что контролируем (параметры контроля), где контролируем (перечень учреждений), как контролируем (методы контроля), когда контролируем (сроки основных этапов подготовки контроля и сроки посещения учреждений). Возможные параметры общественного (гражданского) контроля:
  • факты нарушения прав человека (прежде всего, факты жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания);
  • соответствие условий проживания пациента и обращения с ними требованиям уважения человеческого достоинства;
  • случаи злоупотреблений со стороны руководства и персонала стационарного учреждения здравоохранения (больницы);
  • существующие ограничения для реализации основных неотъемлемых прав человека;
  • соблюдение существующих стандартов минимального объема гарантированных государством при оказании стационарной медицинской помощи;
  • наличие дискриминации пациентов в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) в получении стационарной медицинской помощи, гарантированной государством.

Программа-план позволяет упорядочить во времени и в пространстве эту сложную и разнообразную деятельность.

  1. Разработка самой технологии и инструментария контроля (разработка плана (стандарта) посещения, инструкции для общественного наблюдателя, бланков листов наблюдения, анкет или опросных листов и т.п.)

Смотрите инструментарий к данной технологии. Данные документы – не догма. Догмой является обязательная разработка стандарта посещения, бланков листов наблюдения, анкет или опросных листов и т.п. Контроль основан на документированном доказательстве нарушений. Контроль живёт документами, он – бюрократическая процедура. Все факты должны быть доказуемы. Весь инструментарий должен быть максимально удобен для использования, заполнения, передачи и т.д.

  1. Организационно-техническая подготовка контроля (тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, организация проезда в стационарное учреждение здравоохранения и т.д.)

У общественного наблюдателя всё необходимое должно быть в достатке и обеспечено инициатором контроля. Комфорт общественного наблюдателя во время контроля обеспечивается его полной «вооружённостью», он должен только наблюдать и слушать, не заботясь о мелочах. Например, общаться с сотрудниками и пациентами учреждения часто придётся стоя или даже на ходу – заполнять бумаги в таком положении неудобно, поэтому  общественным наблюдателям желательно при себе иметь планшеты или их заменители. Ручки желательно иметь на специальной тесёмке, обязательно иметь при себе запасные ручки или карандаши для сотрудников и пациентов, заполняющих анкеты (ручек с собой может не быть ни у кого), должны быть с собой и листы чистой бумаги для желающих написать жалобы. В избытке должны быть визитки, хорошо бы не забыть запасные батарейки для диктофонов и фотоаппаратов или зарядные устройства к ним. И т.д. и т.п.

Максимальный «набор общественного наблюдателя»:

  • Удостоверение личности.
  • Удостоверение члена региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей.
  • Именной бейдж.
  • Набор личных визитных карточек.
  • При необходимости, набор визитных карточек региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей.
  • Памятка для общественного наблюдателя.
  • Бланки листов наблюдения.
  • Бланки анкет.
  • Бланки других материалов, необходимых для контроля.
  • Материалы для распространения.
  • Шариковая ручка на тесемке, запасная ручка.
  • Набор простых карандашей.
  • Планшет (или предмет, его заменяющий).
  • Листы чистой бумаги.
  • Диктофон с запасными батарейками.
  • Фотоаппарат с необходимыми комплектующими.
  • Сумка, удобная для ношения всего этого во время контроля.
  1. Непосредственное проведение гражданского контроля. Смотрите Примерный стандарт посещения и Правила посещения.
  2. Обработка и оформление полученной информации. Листы наблюдения, анкеты (опросные листы), аудио- и фотоматериалы систематизируются и архивируются. Данные всех листов наблюдения, результаты анкетирования и прочая полученная информация сводятся в единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа.
  3. Анализ и оценка полученной информации. Анализ и оценка производятся с точки зрения соответствия полученной информации избранной системе критериев. Например: в какой степени соблюдаются те или иные права человека, соответствуют ли условия пребывания пациентов требованиям уважения человеческого достоинства, применяются ли дискриминационные практики и т.д.
  4. Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций. Заключение по результатам общественного (гражданского) контроля отвечает на вопросы: каково положение пациентов в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) (по каждому из исследованных параметров)? Как можно оценить это положение? Какие выявлены нарушения, злоупотребления и т.д.? Что и кому нужно сделать, чтобы эти нарушения были устранены? Требования по устранению нарушений должны быть чётко разграничены по уровням ответственности (администрация учреждения, муниципальный уровень, региональный уровень, федеральный уровень). В Заключении очень важно указать на успехи и достижения учреждения, а также на проблемы, решение которых не зависит от администрации учреждения. Рекомендации по улучшению ситуации желательны, но не обязательны. Форму Заключения общественные наблюдатели выбирают сами. В Заключении необходимо выдержать правильный тон: «ничего личного», эмоциональных обвинений, обзывательств и т.п., под каждым тезисом – чёткая доказательная база, оценки – аргументированные и ясные, требования – чёткие и реалистичные, рекомендации – конкретные. Следуя принципу «не навреди», в Заключении следует исключить любое упоминание фамилий конкретных пациентов и любой другой идентифицирующей информации.
  5. Внутреннее подведение итогов контроля (с приглашением всех членов региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей. Очень важная часть технологии, с одной стороны, является «резюмирующим» элементом акции общественного (гражданского) контроля в конкретном стационарном учреждении здравоохранения (больнице), с другой стороны, «мотивирующим» элементом для общественных наблюдателей на участие в следующих акциях общественного (гражданского) контроля в этих учреждениях.
  6. Представление Заключения администрации стационарного учреждения здравоохранения (больницы) и в другие компетентные органы, в соответствии с подведомственностью нарушений. Заключение можно переслать по почте, но желательно вручить лично, одновременно согласовав время получения ответа у главного врача (в любо случае срок предоставления ответа не может быть больше 30 дней). Крайне важно, не прибегая к преждевременной огласке, дать возможность администрации учреждения самой исправить выявленные нарушения. Обращаться в вышестоящие органы, придавать факты огласке желательно лишь после того, как станет ясно, что администрация учреждения отказалась от конструктивного реагирования на Заключение или в случаях, когда устранение нарушений находится вне сферы компетенции администрации учреждения.
  7. Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений(планирование действий инициатора контроля по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля). Содействие устранению выявленных нарушений – главная задача в рамках технологии общественного (гражданского) контроля. Для устранения нарушений контроль и проводится. Опыт говорит о том, что сам факт выявления нарушений и информирования о них компетентных лиц не обеспечивает устранения этих нарушений. Устранения нарушений, как правило, надо добиваться: упорно и последовательно, не единожды меняя методы воздействия на ответственных лиц. Общественный (гражданский) контроль дискредитирует себя, если ограничивается только направлением Заключения в соответствующие органы и организации. Желательно заранее спланировать свои действия по обеспечению устранения выявленных нарушений. Арсенал этих действий достаточно широк:
  • Направление Заключения с предложением устранить выявленные нарушения непосредственно администрации учреждения и, в соответствии с подведомственностью нарушений, в вышестоящие органы.
  • Проведение переговоров и иных согласительных процедур для разрешения спорных ситуаций, для разъяснения позиции общественных наблюдателей.
  • Создание совместных с полномочными органами комиссий по проверке нарушений, выявленных в ходе контроля.
  • Жалобы на непринятие мер в вышестоящие органы регионального и федерального уровня, в адрес регионального и федерального Уполномоченного по права человека (при необходимости Уполномоченного по правам ребенка).
  • В зависимости от содержания выявленных нарушений, обращение с требованием принятия мер в профильные «надзорные» органы (Управление Росздравнадзора по Пермскому краю т.п.).
  • Обращение к общественному мнению, широкое освещение информации о нарушениях и злоупотреблениях в средствах массовой информации (пресс-релизы, пресс-конференции, организация публикаций в СМИ и т.д.).
  • Проведение общественных акций и кампаний с требованием устранения выявленных нарушений (пикеты, сбор подписей, различные символические акции и т.д.).
  • Обращение в органы прокуратуры как с требованием устранения выявленных нарушений законодательства, так и с жалобой на непринятие должных мер со стороны полномочных органов.
  • Обращение в правоохранительные и иные уполномоченные органы, указанные в федеральном и региональном законодательстве об административных правонарушениях (КоАП РФ,  законы  субъектов  РФ),   если  выявленные и не  устраненные добровольно нарушения могут быть предметом для возбуждения уголовного или административного дела.
  • Другое, на усмотрение инициатора контроля.

Желательно прибегать к этим мерам воздействия именно в такой последовательности: от мягких, информационных к всё более жёстким, принудительным.

  1. Стимулирование/принуждение ответственных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля. Выбор мер, стимулирующих/принуждающих к устранению выявленных нарушений, зависит от возможностей общественных наблюдателей и степени сопротивления/саботажа со стороны лиц, ответственных за устранение нарушений. В любом случае общественным наблюдателям необходимо стремиться использовать все возможные меры (см. процедуру«Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений»).
  2. Контроль устранения выявленных нарушений. Данный общественный (гражданский) контроль предполагает: добиваться получения официальных ответов на все обращения по результатам общественного (гражданского) контроля; регулярно обзванивать лиц, ответственных за устранение нарушений; организовывать повторные экспресс-посещения учреждения; проводить беседы с персоналом и пациентами вне учреждения и т.д.

Документация технологии

  • Программа общественного (гражданского) контроля.
  • План-график мероприятий по подготовке и проведению общественного (гражданского) контроля.
  • Стандарт посещения стационарного учреждения здравоохранения (больницы).
  • Заполненная анкета для главного врача стационарного учреждения здравоохранения (больницы) «о потребности в помощи».
  • Заполненные листы наблюдения.
  • Заполненная анкета для главного врача
  • Заполненные анкеты для пациента стационарного учреждения здравоохранения (больницы).
  • Инструкция для общественного наблюдателя.
  • Сводные таблицы с данными листов наблюдения и анкетирования.
  • Заключение (аналитический отчет) по результатам общественного (гражданского) контроля.
  • Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации в стационарном учреждении здравоохранения (больнице).
  • Жалобы, заявления, обращения по результатам общественного (гражданского) контроля.
  • Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам общественного (гражданского) контроля.

Контакты:

Региональная группа общественного (гражданского) контроля

при Общественной палате Пермского края,

руководитель группы – Ухов Сергей Анатольевич: knk-85@mail.ru

Першакова Елена Юрьевна: e.pershakova@mail.ru

[1] Графы, отмеченные значком * – мероприятия, обязательные для проведения.

Гражданский контроль в больницах/медицинских стационарах

Инструментарий. Скачать

Гражданский контроль в больницах/медицинских стационарах

Дополнительно

Нормативно-правовые документы, обосновывающие и обеспечивающие гражданский контроль в медицинских стационарах

Международное законодательство

Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года

Статья 25.

  1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
  2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 г., ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 № 4812-VIII и вступил в силу с 3 января 1976 года

Статья 12

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
  2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:
  3. a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
  4. b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
  5. c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;
  6. d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Конвенция «О правах ребенка», ратифицирована Постановлением ВС СССР                          

от 13.06.1990 № 1559-1 и вступила в силу 15 сентября 1990 года

Статья 24

  1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
  2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:
  3. a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
  4. b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
  5. c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
  6. d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
  7. e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;
  8. f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.
  9. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
  10. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Российское законодательство

Конституция РФ

Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 72

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Статья 114

  1. Правительство Российской Федерации:

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

Статья 19. Право на медицинскую помощь

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья 

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи 

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

Глава 5. Организация охраны здоровья

Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи

Статья 39. Лечебное питание

Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

Статья 71. Клятва врача

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников

Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

Статья 78. Права медицинских организаций

Статья 79. Обязанности медицинских организаций

Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Статья 84. Оплата медицинских услуг

Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья

Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья

Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья

Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности

Статья 94. Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья

Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья

Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Глава I. Общие положения

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)

Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)

Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей

Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей

Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации органу государственного надзора

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 8. Права граждан

Статья 9. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Статья 10. Обязанности граждан

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека

Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства

Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства

Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения

Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению

Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях

Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления

Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям

Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта

Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека

Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями

Глава V. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

Статья 38. Разработка санитарных правил

Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил

Статья 44. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Глава VI. Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Статья 54. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования

Глава 3. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования

Статья 9. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования

Статья 10. Застрахованные лица

Статья 15. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования

Глава 4. Права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховых медицинских организаций и медицинских организаций

Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц

Статья 19. Права и обязанности страховых медицинских организаций

Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций

….

Глава 7. Программы обязательного медицинского страхования

Статья 35. Базовая программа обязательного медицинского страхования

Статья 36. Территориальная программа обязательного медицинского страхования

Глава 10. Организация персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования

Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования

Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

Статья 45. Полис обязательного медицинского страхования

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

  • Постановление от 21 октября 2011 г. № 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год»
  • Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»
  • Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р

Приказы и СанПины, действующие в лечебно-профилактических учреждениях в РФ

  • СанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
  • СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 5179-90 
    «Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц,
    родильных домов и других лечебных стационаров» 
    (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 29 июня 1990 г.) – данные правила требуют проверки на предмет действия в настоящее время
  • Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В»
  • СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»

Региональное законодательство

  • Закон Пермского края от  21 декабря 2011 года № 887-ПК «О  программе государственных гарантий оказанию населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на  2012 год».
  • Закон Пермского края от 25 декабря 2012 г. № 143-ПК «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (принят ЗС ПК 06.12.2012).

Дополнительно

Карманная книжка общественного инспектора по проверке социальных учреждений (на примере учреждений здравоохранения) / Сост. А.В. Бабушкин, А.В. Маяков. – М.: МОБПО «Комитет за гражданские права», 2013. – 62 с. – Режим доступа: http://civilsociety.su/images/knigi/Karmannaya-knizhka-obschestvennogo-inspektora-po-proverke-socialnyh-uchrezhdeniy-2013.pdf

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.