Контроль выполнения и качества услуг по содержанию многоквартирного дома

Пермская гражданская палата > Наш опыт > Гражданский контроль > Контроль выполнения и качества услуг по содержанию многоквартирного дома

Как проконтролировать выполнение услуг по содержанию в доме?

Пермский Фонд содействия товариществам собственников жилья

2015 год

Внимание! На момент публикации технология ещё не была апробирована.

В отношении услуг по содержанию все гораздо сложнее. Фактически чаще всего контролю поддается только периодичность оказания услуг, установленная договором управления, решениями собственников. Только начинается контроль за объемом и качеством содержания.

Предмет контроля

Соблюдение периодичности, объема и качества проведения конкретных видов работ по содержанию общего имущества.

Нормативная документация, определяющая требования к содержанию общего имущества

Федерального уровня

Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. № 290, утвердившее минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок их оказания и выполнения.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, утвердившее Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, утвердившее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда. Часть 1 (Утв. приказом Госстроя РФ от 22.08.2000 № 191).

Муниципального  уровня (на примере г. Перми)

Решение Пермской городской Думы от 28.10.2014 г. № 226, утвердившее перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества по различным типам домов и то, что входит в состав этих работ и услуг.

Данные по периодичности услуг и работ по текущему ремонту и содержанию в городе Перми находится на сайте администрации г. Перми по адресу http://www.gorodperm.ru/economic/city-services/jkh/ceni_i_tarifi/ . Подобные перечни есть на сайтах многих муниципальных образований и поселений, а в самих администрациях – точно.

Параметры в соответствии с нормативной документацией

В качестве примера приводится наиболее распространенный в России тип домов — 3-5-этажные дома с благоустройством (кирпичные, панельные, деревянные, шлакоблочные здания). Перечень услуг по содержанию и их периодичность должны быть предусмотрены в смете и утверждены. Если такое решение не принято, то УК устанавливает параметры по содержанию самостоятельно, в рамках муниципального тарифа.

  • Соблюдение периодичности услуг (можно начать только с этого).
  • Соблюдение объемов оказания услуг.
  • Соблюдение качества оказания услуг.

Снова обращаемся к пермскому опыту (http://www.gorodperm.ru/economic/city-services/jkh/ceni_i_tarifi/):

Из перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (3-5 этажные жилые дома без мусоропровода):

Перечень работПериодичность
1.Санитарное содержание помещений общего пользования 
1.1.Уборка лестничных клеток 
1.1.1.Влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних трех этажей1 раз в два дня
1.1.2.Мытье лестничных площадок и маршей1 раз в месяц
1.1.3.Влажная протирка стен, дверей, подоконников, перил, оконных ограждений, шкафов для электрощитков и слаботочных устройств, почтовых ящиков, мытье окон, отопительных приборов1 раз в 2 года
1.1.4.Очистка металлической решетки и приямка, уборка площадки перед входом в подъезд1 раз в 2 недели
1.2.Уборка чердачных, подвальных и технических помещений с последующим вывозом мусора1 раз в год
2.Содержание придомовой территории 
2.1.Летняя уборка 
2.1.1.Подметание территории1 раз в сутки
2.1.2.Уборка газонов от листьев, сучьев, мусора1 раз в неделю
2.1.3.Выкашивание газонов2 раза за период
2.1.4.Промывка урн1 раз в месяц
2.1.5.Прочистка ливневой канализациипо мере необходимости
2.2.Зимняя уборка 
2.2.1.Сдвигание и подметание свежевыпавшего снега в дни снегопадапо мере необходимости, начало работ не позднее 2 часов после начала снегопада
2.2.2.Сдвигание и подметание снега в дни без снегопада1 раз в 2 суток
2.2.3.Подсыпка территории песком во время гололеда1 раз в 2 суток
2.2.4.Очистка территории от наледи и льда во время гололеда1 раз в 2 суток
2.3.Очистка урн от мусора1 раз в сутки
2.4.Очистка крыши от наледи и снега, сбивание сосулекпо мере необходимости

Показатели качества предоставления услуг по содержанию могут быть определены собственниками и самостоятельно – такой пример приводится далее.

Методы контроля

Поскольку услуги по содержанию оказываются постоянно, то и контроль должен быть постоянным. В отношении уборки территории и общих помещений это могут быть отметки в специальном журнале. Дворник и уборщица могут оставлять графики и отметки о выполнении услуг у председателя или уполномоченного члена СМКД.

В отдельных случаях, например, при запланированном привлечении спецтехники для уборки снега, очистки крыши от снега, кронировании деревьев – контроль выполняется комиссионно, в присутствии нескольких членов совета или инициативных групп. Также возможны фиксация нарушений, фотографирование ситуации «до и после».

Примеры результирующей документации

Особенность приема-передачи услуг по содержанию состоит в том, что акт приемки-передачи оказанных работ и услуг управляющей организации по содержанию общего имущества составляется по итогам календарного месяца.

В то же время в отдельных случаях в случае некачественного производства работ составляется акт о нарушениях в ходе проведения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Такой акт СМКД может подготовить самостоятельно. Мы приводим пример ситуации, когда в ходе оказания услуг произведены нарушения радикального характера. Ситуация совершенно реальная, произошедшая в г. Березники Пермского края.

При проведении любого из видов работ по текущему ремонту (обычно их 5-10, не больше), составляется акт приемки–передачи работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. За подготовку акта обычно несет ответственность УК, поэтому, если отсутствуют пункты о претензиях, председатель или члены СМКД вправе вписать их собственноручно.

Рекомендации по организации результирующих мероприятий

И здесь основным мероприятием является собственно подготовка и подписание акта приемки-передачи работ и услуг, на основании постоянно осуществляемого контроля уполномоченными лицами.

Получив определенную статистику в течение года, можно установить собственную, реальную периодичность оказания услуг по содержанию и их состав, что гораздо усложняет подготовку планируемой сметы. Так, если мы хотим, чтобы мытье лестничных площадок и маршей происходило не 2 раза в месяц, а хотя бы еженедельно, то надо понимать, что стоимость тарифа на содержание будет отличаться от муниципального в большую сторону, к которому все привыкли (весьма необоснованно). Корректировка планов-графиков работ и услуг по содержанию проводится в 3-4 «круга» общения с персоналом УК в формате рабочих встреч, не менее, чем ежемесячных.

Контроль выполнения и качества услуг по содержанию многоквартирного дома

Инструментарий. Скачать

_______________________________________________________

Большой сборник гражданского контроля: пермский опыт и технологии. – Пермь: Фонд «Гражданское действие», 2015

Сборник издан Фондом «Гражданское действие», включенным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.