На днях в Сахаровском центре случился погром. Недавно «Офицеры России» закрыли фотографическую выставку. Чуть раньше писательницу Людмилу Улицкую облили «зелёнкой». До этого поколотили Навального и Ко в Краснодарском крае. Если пробежаться по СМИ, то случаев, когда патриотически настроенные молодчики куражились над либеральными гражданами, всплывет предостаточно.

Кроме противоборствующих сторон, эти инциденты роднит поразительная «беззубость» интеллигенции. Складывается ощущение, что они не то чтобы не могут защитить себя, а просто не хотят этого делать, находясь то ли в плену образа невинной жертвы, то ли обнаруживая в издевательствах мазохистское удовольствие.

Добравшись мыслью до этих рассуждений, я вспомнил Христа и Ганди. Такое же непротивление злу насилием, такое же смирение. Правда, совершенно иная миссия и другой контекст.

Вначале о контексте. Каждый раз, когда либералы безропотно огребают от патриотов, они «работают» на укрепление образа жертвы. А для гопников, которыми воинствующие «родинолюбцы» являются, нет ничего более притягательного. Поверьте, это великая сладость – хамить интеллигенту, терзать беззащитного, купаться в безнаказанности.

Получается, пассивное поведение «свободолюбцев» не только подзуживает недоброжелателей к активным действиям, но и развращает их, хотя, казалось бы – куда уж дальше?  Последнему, кстати, способствует и бездействие полиции.

Теперь о внутреннем смысле такого виктимного поведения. Он, как ни странно, есть и даже грешит благородными коннотациями. Покорно позволяя гопникам срывать картины, лить «зеленку» и бить по одухотворенным лицам, либералы тем самым не уподобляются им. То есть, для того, чтобы не оказаться на одной ступени со жлобами, «свободолюбцы» вынуждены нести крест жертвы. Что, конечно, дико, ведь кулачная защита чести и достоинства не способна лишить человека высокого звания интеллигента.

Но перейдем к миссии. В отличие от Христа, у которого была четкая цель – быть распятым за грехи людей и потом воскреснуть, или Ганди, которого поддерживал весь индийский народ, и он мог позволить себе мирную тактику борьбы, у нашей интеллигенции нет ни божественной природы, ни многочисленных пролетарских сторонников. Тут возникает вопрос – в чем внешний смысл такого «бесхребетного» поведения? Да и есть ли он вообще? Ведь с политической колокольни это поведение представляется совершенно проигрышным, потому что люди идут за силой.

 Здесь возникает двойственность. С точки зрения простого человека сила, как минимум, заключается в том, чтобы не дать себя в обиду. С точки зрения же «свободолюбца», сила коренится в умении не уподобляться агрессору и терпеть насилие, чтобы потом героически преодолеть нанесенное оскорбление. Во всем этом чувствуется жуткая искусственность, когда нагромождение философских принципов и способность к рефлексии начисто подавили естественное желание защищать себя.

Однако не все так печально в среде демократически настроенных граждан. Приведу пример. В апреле этого года я был на пермском митинге «Волна перемен», который проводила партия «Парнас». Туда же приехал лидер партии Михаил Касьянов. Это оживило патриотов: из Москвы прилетел отряд особо стойких «родинолюбцев». Естественно, они обосновались поблизости от места действия. Но вот покуражиться у них не вышло. Михаил Касимов, руководитель пермского «Парнаса», собрал для охраны митинга крепких ребят. Они не боялись улюлюкающей гопоты и были готовы дать сдачу. Гопота, тонко чувствующая страх, моментально уловила и бесстрашие, и реальность ответных манипуляций с физиономиями. В итоге «родинолюбцы» решились только на невнятную попытку напялить ватник на Михаила Касьянова, быстро закончившуюся провалом. Иными словами, российский мир устроен так – либо ты готов к драке, либо огребаешь по полной программе. И чем быстрее эта банальная мысль дойдет до нашей интеллигентной общественности, тем будет лучше для нее же самой.

Павел Селуков