Общественная палата России опубликовала списки новых составов Общественных наблюдательных комиссий в 42 субъектах РФ. В Пермском крае наблюдателями за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания выбраны 18 человек.
В состав новой пермской ОНК не вошли многие прежние члены комиссии, стоявшие у истоков её создания. Директор Пермского правозащитного центра Сергей Исаев, председатель общественного совета при ГУФСИН России по Пермскому краю Виктор Краснобаев и другие постоянные участники исчерпали предельный срок нахождения в ОНК. Дело в том, что Федеральный закон «Об общественном контроле» запрещает одному и тому же человеку быть назначенным в комиссию более трёх раз подряд.
В состав новой комиссии вошли пермяки, активно участвующие в общественной жизни Перми и Пермского края – педагоги, юристы, экономисты, врачи и даже протоирей. Защитники прав заключённых были выдвинуты от девяти общественных организаций Перми и Пермского края (кстати, не все выдвинутые кандидаты являются членами или сотрудниками этих организаций – прим.).
Так, например, по предложению Пермской краевой общественной организации «Совет родителей военнослужащих Прикамья» в ОНК четвёртого созыва вошли Чикулаева Ирина Владимировна (педагог, помощник руководителя Совета родителей военнослужащих Прикамья) и Ганиева Людмила Александровна (юрист, активист группы помощи детям с психиатрическими патологиями).
От Региональной общественной организации «Пермский краевой комитет солдатских матерей» в пермскую ОНК включены Вирц Олег Владимирович (экономист, руководитель приюта «Кошкин дом») и Марков Вячеслав Валерьевич (эколог, президент фонда «Обитаемый Урал»).
Пермская региональная общественная организация «Гражданский надзор» из Березников предложила в комиссию Новикова Владимира Александровича (председатель общественной организации по работе с несовершеннолетними «Право на жизнь») и Блехер Наталью Анатольевну (пенсионер, активист Пермской региональной общественной организации «Выбор» – здесь и далее речь идёт об НКО, которая занимается социальной реабилитацией бывших осуждённых и никак не связана с политическим движением «Выбор»).
От Пермского краевого отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» в новый состав ОНК вошли Соболева Лариса Александровна (юрист, эксперт в сфере защиты прав детей и ювенального права) и Шардакова Людмила Николаевна (педагог, сотрудник НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности»).
Пермская региональная общественная организация «Память сердца. Дети-сироты Великой отечественной войны» направила в наблюдатели семью Желонкиных, активно участвующих в жизни людей, освободившихся из мест заключения – Владимира Ивановича (педагог) и Ларису Петровну (юрист).
От Пермской региональной общественной организации «Пермская гражданская палата» в состав комиссии вошли Ситников Георгий Васильевич (юрист, руководитель общественной организации «За защиту зверей») и Трутнева Гульнара Александровна (врач, волонтёр Пермского регионального правозащитного центра).
От Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – Матолинец Пётр Федорович (протоирей РПЦ) и Шенкман Илья Михайлович (юрист-консультант Пермского регионального правозащитного центра).
Пермская региональная общественная организация «Выбор» направила в члены пермской ОНК своего руководителя Каргапольцеву Анну Вадимовну и специалиста по правам ВИЧ-инфицированных Макарову Любовь Тихоновну (врач, она же – руководитель Автономной некоммерческой просветительской организации «Асет»).
Есть в четвёртом созыве Общественной наблюдательной комиссии и представители Региональной общественной организации «Пермская краевая организация Союза журналистов России» – Горланов Сергей Валентинович (участник ПРОО «Выбор») и Горбач Оксана Васильевна (экономист, член Общественной региональной организации «Центр бесплатной юридической помощи Пермского края»).
Именно на этих восемнадцати общественных деятелях теперь лежит ответственность за соблюдение прав заключённых в местах лишения свободы: в тюрьмах, колониях, изоляторах временного содержания, следственных изоляторов, камерах для задержанных, спецшколах для несовершеннолетних. Согласно законодательству представители ОНК имеют право в любой момент попасть в любое из этих учреждений.
Кстати, четверо из нового состава наблюдательной комиссии уже имеют опыт такой общественной работы: Анна Каргапольцева, Любовь Макарова, Сергей Горланов и Георгий Ситников были членами ОНК 3-го созыва. Остальные приступают к своим обязанностям впервые. О том, с какими настроениями они это делают, и чего хотят добиться – Пермская гражданская палата спросила четырёх новых членов Общественной наблюдательной комиссии очередного созыва.
Вирц Олег Владимирович
(руководитель приюта «Кошкин дом»):
– Чем, по-вашему, прежде всего и сегодня должна заниматься ОНК?
– Соблюдением всего спектра прав человека в отношении заключённых. Их много и каждый член ОНК будет заниматься своим сегментом правового поля.
– Зачем вы туда идёте?
– Поспособствовать соблюдению прав второго рода, то бишь, экономической составляющей прав заключённых. Они, прежде всего, касаются жилья и прописки, владения недвижимым имуществом в период заключения, сохранения доли в бизнесе и т.д.
– Чего хотите добиться лично вы?
– Я хотел бы добиться возврата исправительных учреждений в правовое поле в вопросах финансово-хозяйственной деятельности. В последнее время она все чаще осуществляется по «серым» схемам, и эта тенденция вызывает тревогу.
Макарова Любовь Тихоновна
(руководитель Автономной некоммерческой просветительской организации «Асет»):
– Чем, по-вашему, прежде всего и сегодня должна заниматься ОНК?
– Комиссия должна выступать посредником между заключенными и администрацией исправительных учреждения. Чтобы они могли слышать друг друга и находить общий язык.
– Зачем вы туда идёте?
– Я работаю в некоммерческой организации «Асет», которая занимается профилактикой ВИЧ, СПИД, девиантного поведения молодёжи и подростков. В связи с этим с 2003 года регулярно посещаю исправительные учреждения с консультациями и лекциями. Поэтому я понимаю, как важен сам факт присутствия наблюдателей, третьей стороны, в местах лишения свободы.
– Чего хотите добиться лично вы?
– Я хочу, чтобы заключённые не теряли связи с внешним миром, были в курсе происходящих за забором событий, потому что это очень важно, ведь эти знания помогут им адаптироваться на воле.
Шардакова Людмила Николаевна
(сотрудник НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности»):
– Чем, по-вашему, прежде всего и сегодня должна заниматься ОНК?
– Сейчас сложно ответить на этот вопрос – в ОНК я иду впервые. Но, конечно, следить за соблюдением прав заключенных, исполнять свои прямые обязанности.
– Зачем вы туда идёте?
– Я долгое время работала в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно этим и собираюсь заниматься в ОНК – посещать колонии для несовершеннолетних, следить за тем, чтобы там всё было хорошо.
– Чего хотите добиться лично вы?
– Стать кандидатом в члены ОНК мне предложили люди, которых я очень уважаю. Да и общественная работа воспринимается мною как гражданский долг. Конкретные же цели и задачи, я думаю, появятся в процессе работы.
Матолинец Петр Федорович
(отец Пётр, протоирей РПЦ):
– Чем, по-вашему, прежде всего и сегодня должна заниматься ОНК?
– Не знаю, я там ещё не работал. Когда поработаю, тогда скажу.
– Зачем вы туда идёте?
– Я 10 лет ходил в колонию №32. И как-то расположился к заключённым, а они – ко мне. Тут Сергей Исаев (директор Пермского правозащитного центра) предложил войти в ОНК и я, конечно, согласился. Поддерживать людей в сложной жизненной ситуации мой христианский долг. Кому идти в тюрьмы, как не христианам?
– Чего хотите добиться лично вы?
– Принести заключенным облегчение, помочь исправиться. Когда они обращаются к Богу им становится легче.
Пресс-служба
Пермской гражданской палаты