Чем отличается редакторская правка от переработки произведения?

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Чем отличается редакторская правка от переработки произведения?

На практике часто возникает вопрос о возможности и пределах редакторской правки авторских текстов, готовящихся к выпуску отдельным изданием или в газете, и каким образом она связана с переработкой произведения. И, если для профессиональных редакторов, казалось бы, ответ очевиден, но в реальности условия проведения редакторской правки часто не соблюдаются.

Попытаемся рассмотреть точку зрения законодателя и судов на проблему соблюдения условий редакторской правки.

Прежде всего, следует отметить, что понятие «редакторской правки» законодательством не предусмотрено. Однако необходимость и целесообразность его существования никем не оспаривается.

В теории журналистики «редакторская правка» – это одно из основных средств реализации творческих возможностей редактора. Основные задачи правки: устранение погрешностей, обнаруженных в ходе редакторского анализа, но сохранившихся после доработки рукописи автором; придание материалу наибольшего звучания; повышение четкости и ясности каждой формулировки; проверка фактического материала и избавление рукописи от неточностей; устранение недочетов структуры, языка и стиля, проведение редакционно-технической обработки рукописи.

Часть 4 Гражданского кодекса РФ дает основания понимать под «переработкой произведения» следующее:
— в результате переработки создается новое произведение;
— переработка является исключительным правом, а, значит, может отчуждаться или передаваться в пользование, поэтому необходимо получать согласие у автора произведения;
— право на переработку переходит по договору об отчуждении исключительного права или лицензионному договору (вопрос простого разрешения в письменной форме весьма спорный).

В судебной практике существует еще такое понятие как «доработка произведения», появление которого обязано личному неимущественному праву автора на неприкосновенность произведения. По своему содержанию это понятие близко к редакторской работе, поскольку в результате адаптации и внесении технических правок не происходит создание нового произведения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», доработка произведения не считается его переработкой, поскольку касается только незначительных изменений произведения.

Несмотря на такое разнообразие вариантов возможностей изменения оригинального произведения, ни в одном из этих случаев не допускается произвольное изменение произведения без согласия автора.

Так, статья 1266 ГК РФ, гарантируя право автора на неприкосновенность произведения, указывает на недопустимость соответствующих изменений без определенно выраженного согласия автора.

Право на переработку произведения может быть передано только по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).

Условий проведения редакторской правки в отношении авторского произведения законом не предусмотрено. Однако, о недопустимости произвольной (без согласия автора) редакторской правки авторского произведения можно судить по Закону РФ «О средствах массовой информации».

Так, например, статья 57 закона о средствах массовой информации содержит перечень случаев, в которых СМИ освобождается от ответственности. И, в частности, указывается на авторские произведения, не подлежащие редактированию. Сама обязательность редактирования также подразумевается в тексте Закона о средствах массовой информации. Скорей всего, речь идет о произведениях, созданных журналистами по трудовым договорам со СМИ или на основании авторских договоров заказа.