Добрянские уроки: договариваться нельзя жаловаться

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Мнения и взгляды > Добрянские уроки: договариваться нельзя жаловаться

Уже четвёртый месяц подряд в добрянской школе № 5 творятся абсурдные вещи – казалось бы, взрослые, образованные и ответственные люди на глазах у сотни школьников ведут себя, мягко сказать, неадекватно, подавая тем самым пример детям, как можно и нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Дело в том, что в этой школе для одной из учениц начальных классов созданы условия, в которых невозможно нормально обучаться. Причиной особого отношения к ребёнку стали жалобы мамы девочки на поборы, нарушения СанПин в школе и отказ школы предоставлять лыжи для уроков физкультуры. Результатом всех этих жалоб стало привлечение педагогов и директора школы к административным штрафам.

Директора привлекли к штрафу в размере 80 тысяч рублей за требование денег на покупку рабочих тетрадей, 15 тысяч рублей – за нарушение санитарных норм в столовой и одной тысячи  рублей за использование спортивного зала, который не соответствует санитарным нормам. Кроме того, школу обязали предоставлять ученикам лыжи на уроки физкультуры детям из малоимущих семей.

Тут надо отметить, что школа всё-таки обязана обеспечивать учащихся лыжами для занятий физкультурой – в силу требований законодательства. А вот позиция по поводу сбора средств на приобретение рабочих тетрадей разная. Как сообщает Служба поддержки участников образовательного процесса, прокуратура настаивает на том, что деньги на тетради не должны собираться с родителей. Однако есть решение суда, которое указывает, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, поэтому на школу не может быть возложена обязанность по обеспечению тетрадями. В любом случае школа имела возможность обжаловать наложение штрафа в судебном порядке.

Сразу после проверок и выписанных штрафов в конце 2-ой четверти классный руководитель 3А класса добрянской школы уволился. Всех детей распределили по другим классам. Всех, кроме дочери виновницы возникших неприятностей. Девочка осталась одна в классе. С ноября 2016 года ученица третьего класса занимается на школьных уроках одна. Маме ученицы было предложено перевести дочь в другую школу или перейти на семейное обучение. Женщина не согласилась и написала заявление о переводе в полноценный класс. Но директор отказал, сославшись на отсутствие в других классах свободных мест.

Тогда родительнице было предложено перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану. Мама категорически отказалась. Тем не менее, для девочки составили индивидуальное расписание и начали проводить занятия персонально.

В декабре 2016 года мама направила по этому поводу жалобу в Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования, в Министерство образования Пермского края и в прокуратуру г. Добрянки. Отовсюду были получены ответы, которые сводились лишь к описанию сложившейся ситуации и отсутствию оснований для реагирования. А на жалобу по данному факту женщины в Рособранадзор в феврале 2017 года был дан ответ за подписью начальника инспекции Н.В. Санниковой: «Администрация школы не переводит ученицу в другой класс не только в связи с превышением наполняемости классов, но и по причине получения коллективного заявления от родителей учащихся третьих классов с настоятельной просьбой не переводить Вашу дочь в их учебные коллективы».

В то же время директор в ответ на жалобы родительницы тоже написал жалобу – в Комитет по делам несовершеннолетних с требованием поставить ребёнка на учёт в связи с тем, что мама конфликтует с учителем и «допускает грубую манеру общения» с директором в присутствии ребёнка. Комитет признал факт наличия административного правонарушения в связи с тем, что мама «в присутствии дочери использовала грубую лексику, недопустимую в воспитании ребенка в отношении директора школы и педагогов», но привлекать к административной ответственности её не стал.

Женщина же опять написала жалобу в прокуратуру – уже об отсутствии ответов на письменные обращения по вопросу организации учебного процесса своей дочери, направленные через официальный сайт образовательного учреждения. Прокуратура увидела в этом нарушение прав жительницы Добрянки и передала дело в мировой суд, который привлёк директора школы к административной ответственности за нарушение закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» по статье 5.59 КоАП РФ.

В ответ на это директор школы вновь написала заявление в Комитет по делам несовершеннолетних, в котором заявила, что родительница предпринимает психологическое насилие в отношении своего ребёнка. Теперь мать обязывают пройти психологическую диагностику.

Между тем в самой школе и в городе, судя по откликам в социальных сетях и обращениям в Пермскую гражданскую палату, мнения разделились. Одни молчаливо поддерживают маму с девочкой, подписывая специально созданную петицию, другие шумно отстаивают все решения администрации школы.  

Со стороны всё это, конечно, выглядит как какой-то глубоко личный конфликт, перешедший все допустимые границы. При этом у одной стороны есть лишь общедоступные средства отстаивания своей позиции (право обращаться в органы власти), у другой – в ходу ещё административные рычаги и лояльность местных и краевых чиновников. Чем всё это закончится – покажет время. Но и сейчас понятно, что победителей в этой ситуации не будет: не один десяток добрянских школьников уже усвоили особый урок – как можно и нужно разрешать споры и конфликты. Без переговоров. Без уступок. Не жалея никого и не отличая взрослых от детей, вопреки всем здравым смыслам.

Ольга Кочева, юрист Службы поддержки участников образовательного процесса: «В развивающемся конфликте все как будто забыли, что школа предоставляет образовательную услугу. Эта услуга гарантирована каждому, а дискриминация недопустима. Директор, должностное лицо, которое отвечает за то, чтобы каждый мог реализовать своё право на получение образования. У него нет права выбирать учеников, и нет права выгонять неугодных. Форму получения образования и школы выбирает родитель. Видимо, в силу того, что это небольшой город и все друг друга знают, кажется, что требования Конституции и Закона менее важны, чем личные претензии».

Ирина Ковбасюк