Заряженная тема. Как должны утилизироваться батарейки в Пермском крае и как это происходит на самом деле

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > Заряженная тема. Как должны утилизироваться батарейки в Пермском крае и как это происходит на самом деле

Сокращённая версия расследования, полный текст опубликован в интернет-журнале “Звезда”.

«Сдал батарейку – спас ёжика» — стараниями экоактивистов, эту мантру теперь знают, кажется, все. А вот то, что организации, управляющие жильём, обязаны обеспечить вывоз батареек, известно немногим. То, что плата за него «зашита» в ежемесячную плату за содержание жилья, знают и вовсе единицы.

Впрочем, что говорить о жильцах многоквартирных домов, если даже в самих «управляшках» не всегда в курсе своих обязательств. А если и в курсе, то игнорируют либо исполняют формально, и альтернатив у них при этом немного — те организации, что пытаются сделать всё по закону, сталкиваются с проблемой: куда сдать накопленные батарейки, если у единственного в России утилизатора на сегодня отсутствует лицензия? Власти решения «здесь и сейчас» не предлагают, ожидая появления Регионального оператора по обращению с отходами.

Документально обосновано

Обязанность управляющих жильём организаций организовать сбор и вывоз опасных отходов, образующихся в быту, закреплена несколькими документами.

На местном уровне это постановление администрации Перми № 445 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми». В разъяснениях к нему администрация сообщила, что в составе платы за содержание общего имущества многоквартирных домов присутствует также плата за сбор отходов I-IV классов опасности и их передачу в специализированные организации.

На федеральном уровне это, во-первых, План основных мероприятий по проведению в 2017 году Года экологии. В него включена “разработка и внедрение системы сбора ртутьсодержащих отходов, отработанных источников малого тока (батареек) у населения”. Ответственными назначены органы исполнительной власти субъектов РФ.

Во-вторых, постановление федерального правительства, которое дополнило «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» пунктом 26(1). Он как раз подразумевает организацию сбора отходов I — IV классов опасности и их передачу лицензированным организациям.

Транспортировка опасных отходов – лицензируемый вид деятельности, у управляющих организаций должен быть договор со специализированными компаниями. По словам специалиста департамента ЖКХ администрации Перми Елены Морозовой, пермские УК таковые имеют. Во всяком случае, все, кого проверяли в 2016-2017 годах. Впрочем, наличие договора совсем не означает, будто что-то реально собирается и вывозится – оказывается ли услуга по факту, не выясняла ни администрация, ни природоохранная прокуратура.

Управляющие организации не в курсе

«Как правило, [управляющие организации] работают по очень простому принципу: есть проблема — решаем. А проблемой в данном случае являются только проверки со стороны каких-то органов. То есть вопросы решаются формально», — объяснил председатель ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин. Смысла собирать опасные отходы раздельно он не видит — говорит, всё равно всё отправится на свалку. Наши собеседники в различных управляющих организациях в частных беседах формальность подхода подтвердили.

В одном ТСЖ на правах собственников жилья мы получили проект сметы целевых расходов на 2017 год. Сбор и вывоз опасных отходов в нём не фигурируют. В ещё одном ТСЖ в частной беседе нам сообщили, что не организуют сбор и вывоз из-за дороговизны.

В другую управляющую организацию обратились также на правах собственников, с конкретной просьбой — принять собранные батарейки. Там нам рекомендовали вызвать «аварийку». В аварийной диспетчерской службе заявили, что подобная просьба поступает к ним впервые, обещали перезвонить, но на связь так и не вышли.

Как разъяснили в департаменте ЖКХ, плата за вывоз опасных отходов составляет от 5 до 7 копеек за квадртаный метр жилплощади. Это что-то вроде «рекомендованного платежа», который может быть больше или меньше в каждом конкретном доме, но не может отсутствовать совсем. По словам специалиста департамента ЖКХ Елены Морозовой, если место для сбора опасных отходов не организовано – это нарушение правил организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов. Теоретически, за него юрлицу грозит штраф от 15 до 50 тысяч рублей. Но прецедентов пока не было.

Нам удалось найти управляющие организации, которые пытаются сделать всё по закону. Например, индивидуальный предприниматель Андрей Цыбин, обслуживающий ТСЖ через подряды «УралПрофСервиса», сообщил, что за год батарейки вывозил дважды. Также отдельно от прочего мусора химические источники тока собирает ТСЖ «Времена года». В компании сообщили, что договор у них заключён напрямую с челябинским заводом «Мегаполисресурс» — единственный на сегодня в России завод, принимающий батарейки на утилизацию.

«Батарейки, сдавайтесь!» Но куда?

По словам Сергея Чудинова, директора пермской ООО «Буматика», в идеальной ситуации накопленные батарейки управляющая организация отдаёт напрямую утилизатору. «Всё, что помимо этого — кривые схемы. Транспортировщики, агенты, общественные организации и прочие «экологические копперфильды», которые не подоотчётны ни по 89, ни по 99 законам”, — убеждён директор “Буматики”.

Но «конечник» в России один — уже упомянутый челябинский завод. И здесь вновь возникает сложность — он временно не может заниматься утилизацией, так как до сих пор не получил на это лицензию. В информационном письме, присланном в ответ на запрос «Буматики», упоминается лишь лицензия на сбор и транспортировку отходов II-IV классов опасности и норма, позволяющая накапливать отходы в течение 11 месяцев.

Менеджер по работе с клиентами «Мегаполисгруп» Татьяна Назарова сообщила нам, что проблему компания планирует решить уже в августе. В «Буматике» при этом заявляют, что ведут переговоры с заводом по поводу лицензии с осени прошлого года. Здесь говорят, что уже сами задумались о покупке установки для утилизации батареек и запросили цены на оборудование, однако вопросов здесь пока больше, чем ответов, а о возможности окупить приобретение не идёт и речи.

Что остаётся “управляшкам” сейчас? По сути, только формальный подход.

Например, можно действовать через благотворительный экологический фонд «Обитаемый Урал». На сегодня он единственный в Перми имеет агентский договор с челябинским заводом и координирует работу по сбору батареек для передачи на завод. У фонда никаких лицензий нет и, как нам объяснили в “Мегаполисресурсе”, для агента они и не требуется. Но, судя по всему, это всё же смущает управляющие организации — разбирательств с природоохранной прокуратурой никто не хочет. Через «Обитаемый Урал» работает только пять пермских компаний.

Ещё можно заключить договор с фирмой, имеющей лицензию. В реестре лицензий, выданных Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю, числятся три компании, которые могут заниматься «химическими источниками тока марганцово-цинковыми щелочными». У первой лицензия на сбор и транспортирование, у второй — на сбор и хранение, у третьей — только на транспортирование. Ни одна не имеет договора с челябинским утилизатором, во всех трёх заверили, что с управляющими организациями Перми по батарейкам не работают.

Кто же тогда работает? С кем договоры у пермских “управляшек”? Получается, что либо с организациями, которые не имеют права работать с батарейками, либо с непермскими компаниями. Ситуация, при которой за вашими батарейками приедут из другого города, выглядит абсурдно, но кого это волнует, если есть договор?

Сложнее, ещё сложнее

Общественные экоинициативы, между тем, оказались в ещё более сложном положении. Под влиянием мантры про батарейки и мёртвых ёжиков, многие начали собирать отработанные источники тока: в школах, офисах, на крупных предприятиях и т.д. Накопив приличные объёмы, столкнулись с проблемой — сдать бесплатно некуда. 

Например, газета «Верный путь» (Орда) уже три года проводит акцию «Батарейки, сдавайтесь». Раньше передавали в «Обитаемый Урал», но затем тот отказался принимать батарейки безвезмездно. “Мы просто не знали, что делать”, — поделилась координатор акции, журналистка Татьяна Южакова. На тот момент было собрано около 200 килограммов батареек. В той же ситуации оказалась “Зелёная эволюция” из Чайковского. После того, как “Ижтрейдинг” перестал забирать батарейки, собранные по городу в организованных общественниками пунктах приёма, накопилось около 500 килограмм.

Выход для экоактивистов появился весной, когда департамент ЖКХ администрации Перми совместно с природоохранной прокуратурой и «Буматикой» запустил акцию по раздельному сбору вторсырья. В результате в открывшийся «портал» хлынуло всё, что было собрано на тот момент: два центнера батареек из Орды, 500 килограммов батареек «Зелёной эволюции» (они были сданы напрямую в “Буматику”), батарейки, которые собрало в ходе своей деятельности «Эко-такси» и индивидуальный предприниматель Андрей Цыбин. Воспользовался акцией и ряд крупных компаний, проводивший экоакции на своих предприятиях.

По данным учётной программы “Буматики”, на сегодня в ОРО №5 («Объект размещения отработанных аккумуляторов и отходов электрооборудования») хранится около 1,8 тонны батареек. Что с ними делать дальше, непонятно — везти в Челябинск, пока там не получена лицензия на утилизацию, компания не хочет. После завершения акции она отказывается принимать батарейки и с юридических, и, тем более, с частных лиц, хотя запросы по этому поводу поступают регулярно.

С верой в светлое будущее

В переписке с общественниками региональные власти неоднократно упоминали регионального оператора, которого выберут на конкурсной основе и который должен навести порядок в сфере обращения с отходами. Однако выбор его постоянно откладывается. Последний раз это произошло в июле, после того, как Региональную службу по тарифам не устроила территориальная схема обращения с отходами. Ей “грозит” пересмотр, конкурсу — очередной перенос.

В обязанности РО, в частности, входит “извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твёрдых коммунальных отходов”. Как будет контролироваться исполнение этого пункта, не ясно.

Мы провели эксперимент – один из журналистов побывал на двух полигонах и поговорил с охранниками, представившись индивидуальным предпринимателем. По легенде, ему надо было пристроить на полигон строительный мусор, а заодно – несколько килограммов батареек, собранных “в рамках акции”. На полигоне ТБО деревни Софроны переговоры прошли успешно. На первый раз «подмешать» батарейки в мусор даже разрешили бесплатно.

По словам директора “Буматики”, провести опасные отходы на полигон, находящийся под управлением компании, транспортировщики пытаются примерно раз в месяц. Обычно “сплавить” вместе с остальным мусором пытаются ртутные лампы, покрышки и медицинские отходы. Их обнаруживают легко. А вот поймать за руку тех, кто решит «замаскировать» батарейки, почти нереально, признаёт Сергей Чудинов. Искать обходные пути транспортировщиков может заставить сложная логистика вокруг обращения этого вида отходов. Она былы бы значительно проще, если бы в регионе появилась хоть одна установка по утилизации батареек.

Резюмируя

Результатом вместо цивилизованного подхода к обращению с опасными отходами становится игра в цивилизованный подход. Сложно обвинить управляющие организации в том, что они либо подыгрывают, либо отказываются включаться в эту игру совсем — и то, и другое можно понять. Также сложно обвинить в формальном подходе к проверкам природоохранную прокуратуру и департамент ЖКХ: как сказал один из председателей ТСЖ, “контролирующие организации тоже всё-всё понимают”.

Чтобы появились основания спрашивать с управляющих организаций по-серьёзному, должны быть созданы условия, обеспечена инфраструктура, логистическая схема должна стать и прозрачной, и простой. Например: собранные батарейки вывозятся от УК, ТСЖ и пр. либо напрямую утилизатору, либо на объект хранения, где накапливается “транспортная партия”, которая затем переправляется утилизатору. При этом неважно, где физически будет находиться “конечник” — получит ли лицензию челябинский завод или установка таки появится в Перми. И в том, и в другом случае для того, чтобы схема заработала, в разных частях края должны появиться объекты хранения батареек. Потому что никакой транспортировщик не захочет гонять автомобиль за две сотни километров из-за пятилитровки пальчиковых и мизинчиковых, а значит — будет искать обходные пути.

Создать эту цепочку и проконтролировать работу её звеньев — задача как раз регионального оператора, появление которого диктуют федеральное законодательство. Как мы уже сказали, в июле его выбор был в очередной раз отложен из-за большого числа претензий к территориальной схеме обращения с отходами, причём основные — как раз к логистике. Таким образом, главный ответственный за сложившуюся проблемную ситуацию — правительство Пермского края как заказчик схемы и министерство строительства и ЖКХ (министр Михаил Сюткин), на чьих предложениях она основана.

Комментарий

Пермской гражданской палаты

Из расследования, проведённого пермскими журналистами на высоком профессиональном уровне, выяснилось следующее:

1. Взимание платы с жильцов за сбор, вывоз, хранение и утилизацию чрезвычайно опасных (ртутьсодержащие лампы и термометры) и высокоопасных (батарейки) бытовых отходов введён в Перми в 2015 году постановлением администрации Перми и подтверждён постановлением федерального правительства в начале 2017 года. Более того, разработка и внедрение региональной системы сбора опасных бытовых отходов предусмотрена федеральным «Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году Года экологии».

Таким образом, вот уже два года УК, ТСЖ, ЖСК и прочие обязаны организовывать вывоз опасных отходов и взимать за это плату. В подавляющем большинстве случаев, за редким исключением, этого не делается.

Если деньги за услугу берутся, однако услуга не оказывается, это «мошенничество». Небольшое в масштабах одного дома и «совершённое в особо крупных размерах», если иметь в виду всю Пермь. Конечно, «мошенничество» особенное – так сказать, частно-государственное и, возможно, даже нечаянное. Но всё же обман есть обман, тем более — по фактическому сговору многих и многих должностных лиц.

Если же сбор и вывоз опасных отходов честно не включены в плату за содержание жилья (поскольку в Пермском крае нет возможности для оказания этой услуги населению), то, получается, управляющая организация злостно не выполняет постановления органов власти и даже не делает вид, что выполняет. Выходит, и взимать плату – плохо, и не взимать – плохо. Абсурд повсюду в этой истории.

2. По данным департамента ЖКХ администрации Перми все управляющие компании города Перми, которые проверялись в 2016-2017 годах, имеют договоры со специализированными организациями на вывоз опасных бытовых отходов.

Однако в ходе журналистского расследования выяснилось, что сегодня никто никуда батарейки не вывозит. Да и нечего вывозить, поскольку, как уже говорилось, большинство УК и ТСЖ батарейки и не собирают. Получается, что договоры – фиктивные, поскольку никакой деятельности по их выполнению не происходит.

3. Можно утверждать, что в Перми нет ни одного должностного лица, которое взяло бы на себя смелость точно сказать, выполняются ли де-факто постановления российского правительства и пермской администрации. Нет ни одного чиновника, который бы знал, сколько УК и ТСЖ собирают батарейки и в каком количестве, сколько управляющих организаций взимают сбор, а сколько не взимают. На самом деле, это просто опасно знать, поскольку реальное положение дел будет означать, что многие должностные лица, по сути, саботируют исполнение этих постановлений и занимаются фиктивной отчётностью (договоры на вывоз опасных бытовых отходов есть, но собираются ли отходы и вывозятся ли они по этим договорам — никого принципиально не интересует).     

4. В Пермском крае утилизацией батареек никто не занимается. Единственный завод сегодня, который может утилизировать батарейки – челябинский «Мегаполисресурс» — не имеет в настоящее время лицензии на утилизацию батареек.

5. В Перми за хранение и утилизацию батареек готова взяться ООО «Буматика», но в сегодняшних условиях полного беспорядка со сбором и транспортировкой опасных бытовых отходов ей это экономически невыгодно.

6. Наладить в крае работу по сбору, транспортировке, хранению и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО), включая и высокоопасные батарейки, призван так называемый «региональный оператор» (РО). Краевое правительство обязано его создать в соответствии с постановлением федерального правительства ещё от ноября 2016 года. Но отвечающая за это Региональная служба по тарифам (РСТ) раз за разом переносила конкурс по выборам регионального оператора, а новый состав РСТ во главе с Антоном Удальёвым и вовсе подверг сомнению саму «Территориальную схему обращение с твёрдыми коммунальными отходами», под которую и должен выбираться региональный оператор. Видимо будет разрабатываться и утверждаться новая схема. Наверное, у нового РСТ были на это серьёзные основания, но всеобщий абсурд и всеобщий обман по поводу сбора и утилизации в Пермском крае чрезвычайно опасных и высокоопасных бытовых отходов – остались.    

7. Между тем десятки граждан, учреждений, предприятий, общественных организаций самостоятельно организуют сбор батареек. По всей Перми в этом участвуют тысячи и тысячи экологически ответственных горожан. Складывая батарейки где-то в какие-то банки и коробки они думают, что действительно вносят свой посильный вклад в защиту нашей среды обитания. Однако, в подавляющем большинстве случаев, если собранные батарейки кто-то и забирает, то это совершенно не значит, что их куда-то вывозят. И уж точно не означает, что их где-то утилизируют. На самом деле, собранные пермяками батарейки либо где-то пылятся, либо просто выбрасываются, в лучшем случае на свалки.

В итоге:

Российское государство объявило о создании общенациональной системы сбора, транспортировки, хранения и утилизации чрезвычайно и высокоопасных бытовых отходов. Очень важное, хоть и запоздавшее решение. Нельзя сказать, чтобы в Пермском крае ничего не делалось в этом направлении. Но точно можно сказать, что в Пермском крае деятельность в этом направлении не имеет никаких практических результатов. В Пермском крае отсутствует системы сбора, транспортировки, хранения и утилизации чрезвычайно и высокоопасных бытовых отходов (ртутьсодержащих ламп, термометров, батареек и т.п.).

Вопросы к пермскому краевому Правительству:

  • Когда в Пермском крае заработает система сбора, транспортировки, хранения и утилизации чрезвычайно и высокоопасных бытовых отходов (ртутьсодержащих ламп, термометров, батареек и т.п.)?
  • Взымается ли с жителей Пермского края коммунальный сбор за транспортировку, хранение и утилизацию опасных бытовых отходов? Если взымается, то с какого времени, всеми управляющими организациями или только некоторыми?
  • Если такой сбор взымается, то когда он будет отменён и как гражданам будут компенсированы уже полученные от них средства?   

Анастасия Сечина, Михаил Данилович, Владимир Соколов, Андрей Дербенёв