Сходил на выставку «Август-91: люди на площади». В то время, если кто не знает, советский союз окончательно рухнул, потому что россияне и демократические силы дали отпор ГКЧПешникам — старикам, которые хотели реанимировать мертвое тело империи. После тех событий Ельцин стал президентом, а мы вроде как вступили в капитализм и демократию. Но это так, чтобы вы понимали контекст.
Теперь про выставку. Она составлена из фотографий россиян, которые в самых разных городах Необъятной вышли на улицы, чтобы проголосовать за все новое и против всего старого. Люди вышли на митинги, если по-простому, а их запечатлели. Но интересно другое. Вот ходишь по выставке и думаешь — как мы умудрились просрать эту свободу? А в лица на фотографиях вглядываться и вовсе грустно — в них жизни больше, чем в моих сверстниках. В Ухте, представляете, семьсот человек вышло. Курск, Улан-Удэ, Пермь наша, Свердловск, Новгород, Владивосток, Ярославль, Волгоград, Чита, Владивосток, Москва, Ленинград. Везде людей задолбал «совок». Везде вышли, высказались, обозначили себя.
А сейчас что, я стесняюсь спросить? Семнадцать лет уже власть не менялась, чиновников наплодили в три раза больше, чем в Советском союзе, полицейские миллиардами воруют, Дума законы людоедские издает, режиссеров и блоггеров в тюрьмы сажают, цены растут, ипотека гадская под тринадцать годовых, инфляция… А на улицах — тишина. Все по домам прячутся, уговаривают себя, что нормально всё, могло и хуже быть, друг на друга не глядят. Вроде как не народ мы, а личности. В том смысле, что каждый сам за себя. И я такой же. Ничем не лучше. А самое печальное, что черт знает — почему? Будто не веришь в народ свой, в то, что мы в принципе способны построить государство, где жить можно, а не только выживать. Вообще ни во что хорошее не веришь. Пусто внутри, темно…
Но выставка взбадривает. Понимаешь вдруг, что ерунда это всё, много чего мы можем! Просто вспоминать об этом надо почаще и по домам не прятаться. Вон, в девяносто первом году люди не прятались и добились, чего хотели — разломали «железный занавес». Благодаря им мы можем по Европам ездить, джинсы носить, покупать айфоны. И это я молчу про фильмы, музыку, лекарства, автомобили и нижнее женское белье. В известной степени, мое поколение задолжало предыдущему. А долг, понятно, платежом красен. Тем более что новый железный занавес на нас уже опускается. Прощелкаем клювами, опять только в Геленджике отдыхать будем. Короче, полезная выставка. Дает пищу для размышлений (не все же гамбургеры жрать). До сих пор, кстати, работает. Пушкина, 15. Сходите, потом расскажете. Такая вот история — про культурное мероприятие.
Павел Селуков