12 октября в Перми состоялся круглый стол «Правила предоставления имущественной поддержки НКО города Перми», участие в котором приняли представители НКО, администрации города и депутаты ПГД. Мероприятие проводилось по инициативе Центра ГРАНИ и ряда некоммерческих организаций, представителей общественного совета при Пермской городской Думе.
Напомним, сам документ — «Порядок предоставления СОНКО муниципального имущества в безвозмездное пользование» уже разработан Администрацией города Перми и принят депутатами Пермской городской думы в первом чтении. Рассмотрение во втором чтении состоится 31 октября.
Как отмечают эксперты Центра ГРАНИ, конструкция конкурсных механизмов предполагает, что должны быть разработаны два документа – порядок конкурсного распределения имущества и порядок формирования перечня этих помещений. Именно поэтому собравшиеся постарались ответить на ряд важных вопросов, которые обозначились уже сейчас:
— какими должны быть требования к НКО, претендующей на получение поддержки
— каков должен быть опыт и результаты работы организации
— осуществление какой деятельности должно давать преимущества в получении поддержки,
— на какой срок и на каких условиях должно предоставляться помещение.
Кстати, в сентябре Центр ГРАНИ инициативно разработал проект порядка двух правовых актов: Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, устанавливающий требования прозрачности и доступности информации о свободных помещениях, и необходимого, для того чтобы механизм имущественной поддержки заработал, а также альтернативный вариант Порядка о порядке передачи муниципального имущества города Перми в безвозмездное пользование.
Основные отличия этих документов от Порядка, разработанного администрацией, прокомментировала директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая: «Фактическим в самом теле порядка есть два различия. Первое – администрация предполагает, что этими льготами пользуются организации, которые осуществляют деятельность на территории Перми свыше пяти лет, в нашем предложении это два года, потому что это соответствует остальным формам поддержки. Чтобы не было конфликта норм, нам казалось, будет правильно, указать два года. И второе отличие касается того, что с нашей точки зрения предложенный проект не содержит нормы, связанной с контролем целевого использования имущества. В предложенной нами конструкции есть специальные обязательства за администрацией, требования к контролю целевого использования».
Также есть вопросы к критериям, по которым будут отбираться НКО, претендующие на получение помещения. Администрация предполагает, что стаж работы организации должен играть ключевую роль, однако это сделает невозможным получение поддержки более новыми организациями и будет препятствовать развитию сектора в целом.
В документе также отмечено, что преимущества в получении помещений будет у тех организаций, которые уже являются получателями какой-либо поддержки, то есть выигрывали конкурсы или получали субсидии.
«Если говорить о наших организациях, они небольшие и клубные, — рассказала Светлана Ефименко, представитель двух организаций, «Диабет» и «Диабет и дети», — но в Пермском крае диабетиков 80000. Посмотрев критерии к НКО, поняла, что наши общественные организации не получат помощь в муниципалитетах никогда, вообще! Для нас это нереально, потому что нам предлагается участвовать в конкурсе с организациями мастодонтами, которые существуют давно, занимаются этим на профессиональной основе. Поэтому, может быть, в качестве идеи – не надо сталкивать лбами в конкурсе НКО, которые решают разные задачи! Получится так, что поддержку из пациентских организаций получит только общество инвалидов, остальные останутся не у дел. Может быть, проводить конкурс по отраслям. И при таких критериях мы не получим развития НКО, создания новых организаций. Поддерживать молодые инициативы тоже надо».
Еще одна проблема связана с площадями имущества, которое может быть предоставлено НКО. Зачастую это очень большие помещения, которые не будут востребованы у организаций и окажутся слишком дорогими для содержания. Участники круглого стола предположили, что решением проблемы может стать закрепленная норма о том, что помещение будут использовать несколько организаций со схожей деятельностью. Однако в этом случае необходимы четкие прописанные правила, которымы будет регламентироваться такое использование.
Еще один запрос, который сформировался в ходе обсуждения – включить в перечень имущественной поддержки не только помещения, но и земельные участки, которые могут передаваться для использования НКО. Часть критериев, которым должны соответствовать организации, претендующие на льготы, показались участникам круглого стола недостаточно прозрачными и четко сформулированными, они должны быть переработаны.
В документе, рассмотренном Думой, нет требований о публичной отчетности организаций, которые могли бы публиковаться на муниципальном портале НКО и давать четкое понимание о количестве благополучателей и финансовых потоках, организаций. На этом же ресурсе должна быть опубликована вся информация, касающаяся имущественной поддержки: критерии и приоритеты для НКО, перечень имущества. Необходимо создать линейку измерения результативности использования помещения и продумать прозрачный механизм высвобождения помещений, если они используются не по назначению. Оценить показатели эффективности поддержки могли бы специально созданные консультационные органы, в состав которых в обязательном порядке должны войти представители НКО и из благополучателей.
Полнный список предложений участников круглого стола можно найти здесь
Пресс-служба Пермской гражданской палаты
по информации Центра ГРАНИ