По закону об Уполномоченном он “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”, однако надо понимать, что в сегодняшней России это фактически еще один чиновник, встроенный в структуру власти и отнюдь не заинтересованный в серьезном противостоянии с ней. Вместе с тем, нет ничего зазорного в том, чтобы испробовать и этот инструмент в борьбе за свои права, тем более что жалоба Уполномоченному не лишает права обращаться потом с аналогичными жалобами в любые другие инстанции.
По закону жалоба должна быть подана не позднее, чем через год после нарушения прав заявителя “или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении”. Таким образом, если со времени нарушения прошло больше года, следует объяснить и доказать, что вам стало известно об этом позже, либо найти более позднее по срокам нарушение и изначально обжаловать именно его, одновременно рассказав всю предысторию вопроса.
Кроме того, жаловаться Уполномоченному следует только после того, как вы уже пытались жаловаться в другие инстанции, но остались недовольны ответом. В случае уголовного преследования — после вступления приговора в законную силу, то есть на стадии кассации или после нее.
Имейте в виду, что жалоба по закону может быть подана только однократно, и отказ в принятии ее к рассмотрению обжалованию не подлежит, То хотите попробовать еще раз после отказа, нужно понимать, что следующая жалоба не может повторять неудавшуюся, а должна содержать какую-то новую информацию о нарушении права и новый поворот.
Если вы пишете Уполномоченному из мест лишения свободы, то по закону ваше обращение не подлежит просмотру администрацией учреждения и должно в течение 24 часов направляться адресату.
Уполномоченный может поступить с вашей жалобой по своему усмотрению: закон (ст 19.1 ФКЗ) дает право в десятидневный срок либо принять жалобу к рассмотрению, проинформировав об этом также человека или орган, на который они поступила; либо отказать (как вариант “вежливого отказа” — “разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод”), либо передать жалобу органам, “к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу”. Прямой отказ должен быть мотивирован.
Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный может сам обратиться в ходатайством о проверке вступившего в силу судебного решения или о возбуждении дисциплинарного производства, административного или уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права гражданина, а может обратиться в надзирающие органы, например в прокуратуру, с просьбой проверить информацию о нарушениях прав граждан и принять меры. Практика показывает, что нынешний уполномоченный предпочитает дать шанс госорганам и должностным лицам самим исправить ситуацию, и потому скорее пошлет запрос в Генпрокуратуру, чем обратиться с ходатайством в суд от себя.
Бывают, впрочем, и исключения. Проанализировав информацию с сайта Уполномоченного можно сделать вывод, что она вмешивается в дела с очевидными недопустимыми уголовно-процессуальными нарушениями, такими, как осуждение несовершеннолетнего на основании явки с повинной, написанной без присутствия защитника и законного представителя, или осуждение человека без участия в процессе его адвоката, либо в дела с очевидными вопиющими нарушениями прав гуманитарного характера — такими как содержание пожилого тяжелобольного заключенного в СИЗО. Поэтому в случаях вопиющего нарушения права гражданина на жизнь и здоровье имеет прямой смысл привлечь внимание Уполномоченного и есть все шансы заставить ее вмешаться.
Поступившую Уполномоченному жалобу сначала будут рассматривать в аппарате, где она будет одной из десятков, приходящих в день со всех уголков страны. От того, сможете ли вы привлечь с первых слов внимание чиновника из аппарата и убедить его в вашей правоте, зависит судьба обращения. Следует избегать штампов и канцеляризмов, вроде “произошло существенное нарушение норм материального и процессуального права” равно как и излишне эмоциональных высказываний вроде “На вас одна надежда, такого беспредела никогда не было, помогите, умоляю”(особенно заглавными буквами).
Нужно также понимать, что сотрудники аппарата не будут изучать все тома уголовного дела, пытаясь найти в них подтверждение ваших утверждений. Поэтому с самых первых слов обращения надо указать, в чем заключается наиболее вопиющее нарушение вашего права, подкрепив каждый тезис цитатой из находящегося в деле документа с указанием на какой странице какого тома его искать.
Источник: Тюремный консультант