В нашей стране государство пытается контролировать практически все сферы деятельности. А взаимодействие с НКО регулируется множеством федеральных законов, подзаконных актов, постановлений правительства и еще кучей документов на региональном уровне. Поэтому большинство НКО не может обойтись без тесного взаимодействия с государством.
По сути, в решении многих социальных проблем государство и НКО идут в одном фарватере и очень часто заинтересованы друг в друге. Берясь за наиболее острые проблемы в вашем регионе, вы начинаете движение попутно с чиновниками. Взаимодействуя с властью, надо выступать не как требующая сторона, а как союзник, предлагая совместно поработать над решением проблемы. Таким образом вы можете стать нужной, а не надоедливой организацией, от которой хочется отмахнуться.
Сегодня государство делегирует третьему сектору больше полномочий, увеличивая при этом и финансирование. В регионах активнее начинают работать уже существующие площадки по взаимодействию с НКО, а где-то и создаются новые формы. Но в разных регионах власть по-разному выстраивает отношения с такими организациями, по-разному решает их вопросы и проблемы.
Решать проблемы в таких регионах представителям НКО необходимо, объединяя свои усилия и проявляя больше инициативы. Нужно выдвигать своих лидеров в различные экспертные советы и структуры власти, чтобы впоследствии они могли лоббировать интересы третьего сектора.
Отсутствие достаточных средств на решение острых социальных проблем вынуждает и власти в таких регионах искать возможности их решения при участии некоммерческого сектора. Часто вместо создания специализированного департамента по работе с НКО выделяется список «доверенных» общественных фондов и гражданских организаций, которые выполняют функции посредников между более широкой общественной инициативой и региональной властью.
Надо не забывать, что и сами НКО проводят довольно много значимых мероприятий всероссийского и регионального масштаба, куда приглашаются чиновники различного уровня из совершенно разных министерств. Такие мероприятия довольно охотно посещают представители власти, чтобы сыграть на упреждение, вникнуть в проблемы или просто попиариться. На таких площадках происходит живой и открытый диалог, обмен мнениями, чиновники отвечают на вопросы представителей НКО, и лучше такие мероприятия не игнорировать (например, ежегодный съезд НКО России).
В большинстве субъектов РФ в составе территориальных исполнительных органов власти имеются штатные работники, по долгу службы поддерживающие контакты с НКО.
Помимо этого, в каждом регионе на уровне региональной власти есть специальный департамент или управление. Это может быть комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, как в Санкт-Петербурге, или же департамент общественных проектов в составе администрации губернатора в Пермском крае.
Помимо того, что в регионе, как правило, выделяют профильный департамент по взаимодействию с гражданскими организациями, отношения местной власти с НКО могут регулироваться еще и по отдельным направлениям. Чаще всего это происходит в рамках комитетов (департаментов) по молодежной политике (такие подразделения существуют в большинстве региональных органов власти), по социальной защите населения, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту и других.
Во многих регионах за традиционными департаментами социального блока, такими как департамент здравоохранения или соцзащиты, закрепляется определенная работа по налаживанию взаимодействия с гражданскими организациями и поддержке гражданских инициатив в оговоренных приоритетных сферах: например, молодежные социальные проекты, поддержка инвалидов, детей. Это происходит на базе создания региональных целевых программ.
Помимо этого, существуют площадки, где периодически обсуждают проблемы третьего сектора и куда приглашают чиновников различного уровня. Среди них:
- общественная палата Российской Федерации, ее комитеты и рабочие группы;
- региональная общественная палата;
- совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.
Если на них проводятся открытые мероприятия, а таких много, то посетить их может любой желающий. Достаточно предварительно записаться по телефону или получить аккредитацию. Эти мероприятия могут быть полезны тем, что вы в числе первых сможете узнавать об изменениях в законодательстве, его правоприменительной практике, а также непосредственно общаться с чиновниками. Так, согласно статье №52 регламента общественной палаты РФ, на общественные слушания пускают всех граждан, конечно, повторимся, по предварительной записи.
Если вы отслеживаете анонсы мероприятий через интернет, то у вас будет понимание того, какие темы и проблемы будут обсуждаться на том или ином мероприятии. В этих анонсах также указываются и приглашенные эксперты и чиновники. Поэтому вы сможете понимать, насколько актуально для вас данное мероприятие и что вы можете извлечь для себя, общаясь с нужным вам чиновником.
Будьте готовы к тому, что у вас будет не больше минуты, и за это время вы должны будете его заинтересовать и убедить, потому как следующей такой встречи может просто и не быть.
Общественные советы при министерствах и ведомствах, межсекторные группы по разработке профильного законодательства, общественные наблюдательные комиссии не предполагают свободного посещения граждан, однако и на эти мероприятия приглашаются представители НКО.
Однако надо понимать, что в таких группах «рядовых» представителей НКО не ждут. На таких встречах обсуждаются злободневные и острые проблемы, и решать их призваны профессионалы своего дела. Таким образом, если вы являетесь хорошим специалистом или даже экспертом в какой-то области, то с большой долей вероятности вы сможете добиться приглашения на такие мероприятия.
Важным направлением вовлечения НКО в жизнь местных сообществ становится экспертиза программ, осуществляемых на средства регионального бизнеса. Для представителей бизнеса очень важна всесторонняя и объективная оценка того сектора, куда они намерены вложить свои средства. В связи с этим они стараются привлечь сторонних и независимых экспертов, и на эту роль часто приглашают представителей НКО, хорошо знающих свое поле деятельности и заинтересованных в максимально эффективном расходовании средств.
Еще одна возможность добиться посещения закрытых площадок — организовать союз или объединение нескольких НКО и выступать от имени таких сообществ. К выразителю мнения большой группы профессионального сообщества представители власти будут вынуждены прислушиваться.
Еще одна возможность взаимодействия с представителями властей — через письменные обращения или посредством СМИ.
Совершенно в любую инстанцию вы можете направлять письма. Это право любого гражданина. Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ваше письмо подлежит обязательному рассмотрению. Рассматривать ваше письмо могут в течение 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях могут продлить срок рассмотрения обращения еще на 30 дней.
Предусмотрена и ответственность за нарушение настоящего закона. Она регламентируется статьей 5.59 кодекса административных правонарушений и влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Однако все мы с вами знаем, что на любое письмо у чиновника всегда найдется формальная отписка. Нередко на решение каких-то проблем путем переписки уходят годы.
Еще один вариант взаимодействия с властью — обращение к СМИ. Но привлекать внимание к своей проблеме таким образом нужно, когда все переговорные процессы не возымели действия или зашли в тупик. Обращаясь в таком случае к СМИ, вы идете на открытый конфликт с властью, чего, конечно, она очень не любит.
От уровня СМИ, в которое вы обратились, регионального или федерального, его популярности, авторитетности и репутации будет зависеть то, насколько оперативно и как чиновники отреагируют на ваше обращение. В этом случае надо иметь на руках все документы, подтверждающие, что «мирные» переговоры ничего не дали и зашли в тупик. Также на свою сторону надо привлечь как можно больше людей, которые смогут подтвердить вашу правоту. Как показывает практика, чем больше народа, тем быстрее власти начинают решать проблемы.
Посещение этих и других площадок не гарантирует вам решения всех ваших проблем. Это лишь одна из возможностей завязать знакомство с нужными чиновниками. То, насколько успешным и продуктивным будет это знакомство, будет зависеть только от вас. В любом случае личное знакомство эффективнее долгой официальной переписки, и если не сейчас, то в будущем оно может стать началом конструктивных отношений.
Источник: Госвопрос