«После зоопарка» – чиновники, церковь и общественность должны договориться о судьбе территории пермского зверинца

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Пермские некоммерческие новости > «После зоопарка» – чиновники, церковь и общественность должны договориться о судьбе территории пермского зверинца

Медиа-проект «Четвёртый сектор» провёл очередное журналистское расследование. Оно посвящено территории действующего городского зоопарка и отвечает на вопросы: что появится на месте пермского зверинца после его переезда и будет ли квартал общедоступным или превратится в «неприступную крепость» пермской епархии?

Автор расследования «После зоопарка» – Михаил Данилович.

В своём расследовании он выясняет, что краевые и городские чиновники планируют передать землю зоопарка и соседние наделы пермской епархии РПЦ. Религиозная организация в свою очередь – планирует восстановить здесь  архитектурный комплекс с церковными постройками и некрополем. Однако чтобы участок не превратился в «неприступную крепость» пермской епархии, чиновники, церковь и общественность должны прийти к компромиссу при решении судьбы территории, пишет Данилович: «Территория имеет высокую ценность именно как общественное городское пространство. Однако пока переговоры об этом если и идут, то за закрытыми дверями».

«Если такой большой квартал станет неприступной крепостью, город [много] потеряет», – рассуждает доцент кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ Андрей Головин.

По мнению депутата краевого Заксобрания Александра Борисова, от возможности свободно сюда попасть зависит и судьба городской набережной. Политик считает, что этот участок и есть, «по сути, набережная – правильнее сделать [там] парковую зону».

Предметом обсуждения c епархией может стать количество входов на территорию и назначение зданий, отмечает общественник Денис Галицкий. По его мнению, закрепить договорённости можно в Правилах землепользования и застройки, например, утвердив в них новую категорию зон.

Историк, пермский краевед Михаил Нечаев полагает, что чиновники могут включить свои условия в договор о передаче земли новому собственнику. В одной из своих работ он называл бывший архиерейский квартал «сакральным и историческим пространством» города, которое после сноса кладбища потеряло своё значение. Вернётся ли оно, зависит от того, смогут ли церковь, власть и горожане выбрать общую концепцию территории.

Представитель епархии Юрий Кищук уверяет, что квартал будет общедоступным. В здании резиденции епископа, которое уже вернули церкви, в июне 2018 года хотят открыть музей

«То, что в церкви в принципе говорят о доступности квартала, – хороший знак, говорит директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. – Это означает, что [территория] не будет отчуждена от города, что у мусульманина или человека неверующего, условно говоря, не будет каких-то ограничений [чтобы туда попасть]». В то же время, общественный деятель замечает, что представления о доступности у епархии и разных групп горожан могут быть разные: «Допустим, Егошихинское кладбище открыто всегда – это один вариант доступности. А второй вариант – с десяти до шести, как музей. То есть нужно понимать, что там будет размещено, кому туда будет [разрешён] доступ и на каких условиях».

Публичные переговоры о дальнейшей судьбе территории пермского зоопарка пока не начинались.

Полный текст расследования «После зоопарка» размещён на сайте 59.ru.

Пресс-служба Пермской гражданской палаты