Организации гражданских активистов (ОГрА, руководитель Михаил Касимов) городские чиновники не согласовали площадки для проведения публичных мероприятий, приуроченных ко дню рождения президента РФ Владимира Путина.
Напомним, ежегодно члены организации выходят на улицы города с пикетом и поздравлениями в адрес главы государства. В этом году, как положено по закону, они подали уведомление в администрацию Перми о своём желании поздравить Путина.
Однако в ответ активисты получили отказ с пояснениями, что публичное мероприятие невозможно проводить не только в запрашиваемых местах, но и совсем нигде в городе, поскольку в этот день – 7 октября все площадки категорически заняты (в этот день все возможные площадки якобы заняты другими публичными мероприятиями – пикетами экологической направленности).
Заявители пикета пытались оспорить отказ в суде.
«Суд ожидаемо встал на сторону администрации, не смотря на откровенную абсурдность этого цирка, не смотря даже на разъяснение верховного суда, который четко сказал, что орган обязан предоставить альтернативную площадку, что можно проводить в одном месте одновременно несколько мероприятий», – пишет Сергей Ухов.
О сложившей ситуации высказался Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков:
«Сама формулировка, содержащая отказ или запрет, незаконна! Исключение – определенный перечень оснований, он является исчерпывающим и установлен Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Как органы власти, так и организаторы, этот перечень должны знать: к примеру, нельзя проводить мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам, в пограничной зоне, а также на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами. Занятость мест, определенным муниципалитетом для проведения публичных мероприятий – не входит в перечень оснований для отказа.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 разъясняет, что Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия.
При отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по причине того, что проведение его по каким-либо причинам в заявленном месте невозможно, орган публичной власти обязаны предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
Такой же позиции придерживается и Конституционный суд РФ, который в Определении от 02.04.2009 г. №? 484-О-П указывает, что «орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, — он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным»
Кроме этого, Федеральный закон допускает право на проведение публичного мероприятия вне так называемых специально отведенных мест при согласовании с органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления.
Об этом же говорится и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ: определение органами исполнительной власти субъекта РФ специально отведенных мест не препятствует организатору публичного мероприятия избрать иное место его проведения.
Считаю, что подобные запретительные действия органов власти провоцируют проведение публичных массовых мероприятий в несанкционированном формате, что влечет нарушения общественного порядка и ставит под угрозу безопасность организаторов и участников публичного мероприятия».
Пресс-служба Пермской гражданской палаты