Зачем общественным наблюдателям посещать исправительные колонии Пермского края

Опубликовано
Пермская гражданская палата > Мнения и взгляды > Зачем общественным наблюдателям посещать исправительные колонии Пермского края

Меня регулярно спрашивают – что такое ОНК, и зачем мы посещаем исправительные колонии?

Постараюсь кратко рассказать.

ОНК – Общественные наблюдательные комиссии контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания – создаются на основании федерального закона и независимы в своей работе.

Члены ОНК выдвигаются только опытными правозащитными организациями и должны сами иметь стаж по защите прав человека.

Конечно, иногда считают, что мы работаем при ФСИН России, Общественной палате, являемся общественными организациями – это не так. ОНК – самостоятельный и независимый орган общественного контроля.

Что мы проверяем? 
Все места, где человек находится под контролем государства помимо своей воли.
В основном, конечно, это уголовно-исполнительная система – тюрьмы, исправительные колонии, колонии-поселения, больницы для заключённых, следственные изоляторы.
Приоритет отдаётся именно работе ФСИН, т.к. под её контролем в России содержится около полумиллиона человек, еще 100 тысяч – в следственных изоляторах.

Следующая категория учреждений, которые мы проверяем – МВД. Это и отделы полиции, где есть помещения для задержанных лиц, изоляторы временного содержания, спецприёмники для административно арестованных, а также спецучреждения для иностранных граждан, подлежащих выдворению или депортации – ЦВСИГ в Закамске, на ул. Ласьвинская, ЦВСНП – где содержатся несовершеннолетние правонарушители.
Даже в системе образования есть спецучреждение принудительного содержания – Очёрская спецшкола.

Буквально недавно под нашу ответственность попали медицинские психиатрические структуры, где проходят принудительное лечение и судебную экспертизу – до этого такие больницы могла проверять из общественников только специальная группа при Общественной палате Прикамья.

Ещё формально есть учреждения Минобороны и ФСБ, но такие у нас в Пермском крае отсутствуют.

Как мы можем помочь тем, кто оказался в таких местах? 
Мы можем выйти с проверкой, провести фактический осмотр, изучить все документы и материалы, опросить очевидцев, дать рекомендации по устранению нарушений. 
Если будут выявлены признаки преступления – то обратиться в правоохранительные органы.

Основное отличие ОНК от государственных контрольных структур состоит в широте наших полномочий – в первую очередь, мы следим за соблюдением прав человека, которые могут быть нарушены даже при неукоснительном исполнении законов. Тому примером могут быть ряд решений Европейского суда по правам человека.
Главный способ работы – это взаимодействие. У ОНК очень маленький человеческий ресурс, всего в комиссию входит 20 человек, и это на 35 учреждений системы ФСИН, где содержится около 20 тысяч человек и 96 учреждений Министерства внутренних дел.
Поэтому в своей работе мы тесно контактируем с Уполномоченным по правам человека, Общественными палатами России и Пермского края, краевыми управлениями МВД и ФСИН и различными общественными организациями.

И последнее. Нередко слышу мнение – а зачем вообще помогать тем, кто попал в неволю? Ведь они там не просто так, а за тяжкие проступки и преступления! 
Но хотелось бы напомнить, что народная поговорка – «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — работает как нельзя лучше в наших реалиях – порой в местах лишения свободы встречались люди, о которых никогда бы не подумал, что они могут туда попасть. Да и сами они не подозревали.

Вопрос справедливости наказания – не наша сфера, достаточно посвящённых этому инициатив.

И в заключение, приведу цитату, которая, на мой взгляд, достаточно точно иллюстрирует целесообразность нашей работы: святая преподобномученица великая княгиня Елисавета, посещая Хитров рынок в Москве – в то время место концентрации нищеты и преступности, – говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

Поэтому права человека, проистекающие из самой его сущности, никем и никогда не должны быть попраны, иное бы противоречило самой гуманистической сущности человеческого общества.

Автор — председатель Общественной наблюдательной комиссии в Пермском крае Георгий Ситников

Опубликовано: Вконтакте