Методические рекомендации «В помощь организаторам массовых акций»

Пермская гражданская палата > Склад лайфхаков для гражданских активистов > Защита свободы собраний > Методические рекомендации «В помощь организаторам массовых акций»

Организация публичных мероприятий для выражения партийной позиции по тем или иным аспектам общественно-политической жизни города и страны является важнейшей составляющей текущей работы КПРФ. Большую роль здесь играет знание законодательства в сфере организации и проведения гражданских акций, взаимоотношений с органами власти и силовыми структурами.

Предлагаемые методические рекомендации помогут вам правильно оформить и подать уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.  

1. Право граждан на свободу собраний

Международное и российское законодательство содержит недвусмысленное указание на право граждан проводить мирные публичные мероприятия и свободно выражать свою позицию. Так, Конституция РФ (ст.31) говорит о том, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Аналогичные нормы содержаться во Всеобщей декларации прав и свобод человека (ст.20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.21), в Европейской конвенции прав человека (ст.11). А детальный порядок проведения массовых акций прописан в Федеральном законе № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 г. № 1996.
Следует отметить, что все вышеперечисленные акты имеют высшую юридическую силу и не могут быть подменены какими-либо ведомственными инструкциями. Если постановления исполнительных органов противоречат закону, то применяется закон. Если российский закон противоречит международным нормам, то применяются международные нормы. Это особенно важно понимать, общаясь с чиновниками, которые только и ждут, чтобы запутать вас ссылками на разного рода обстоятельства и внутренние регламенты. Не поддавайтесь на эти увертки, помните: правда и закон на вашей стороне!

2. Формы публичных мероприятий

Прежде чем приступать к организации публичного мероприятия, вы должны определиться с его формой. Закон № 54-ФЗ предусматривает следующие формы гражданских акций:
1) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
2) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
3) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
4) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
5) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Наиболее распространенными для нашей партии акциями являются митинг, пикет, шествие, а также мероприятия, сочетающие различные формы таких акций. Примером такого сочетания являются праздничные даты 7 ноября и 1 мая, когда городской комитет организует сбор участников, шествие (демонстрацию) и митинг.

При проведении менее масштабных акций, вы вправе выбрать любую из указанных в законе форм, сообразуясь с поставленной задачей, наличием человеческого ресурса, материальными и информационными возможностями.

Если вы рассчитываете, что тематика акции привлечет большое количество людей, если она посвящена крупной социальной и политической проблеме (проблемам), целесообразно организовывать митинг. Если мероприятие носит локальный характер (раздача газет и т.п.) можно ограничиться пикетированием. Основное отличие митинга от пикета заключается в том, что на митинге можно использовать звуковоспроизводящую аппаратуру (мегафон, микрофон, магнитола и т.п.).

Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан (демонстраций, шествий и пикетов — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов — 16 лет), партии, общественные объединения, их региональные отделения (горком) и иные структурные подразделения (райкомы, первички).

3. Подготовка к публичному мероприятию

3.1. Уведомление о проведении публичного мероприятия

Подготовка к мероприятию начинается с составления Уведомления о его проведении. При этом следует знать, что пикет из одиноко стоящего гражданина, где бы он ни проходил, никакого уведомления не требует.
В Уведомлении указываются:
1) цель мероприятия;
2) форма мероприятия;
3) место (места) проведения мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата и время начала и окончания мероприятия;
5) предполагаемое количество участников;
6) формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Остановимся на этих пунктах подробнее.

Цель мероприятия. Может быть дана любая обтекаемая или конкретная формулировка, какую вы посчитаете нужной. Например: «Информирование граждан о проблемах реализации реформы ЖКХ».
О формах мероприятия говорилось выше. Напомним лишь, что никто не может запретить вам совмещение на одном мероприятии нескольких форм (митинг, пикет, демонстрация, встреча с депутатом).

Место проведения. Указываете точный адрес места митинга или пикета, или даете подробный маршрут движения (в случае проведения шествия либо демонстрации). При необходимости делаете подробные пояснения, например: «на тротуаре, справа по ходу движения автотранспорта», «напротив дома №…», «в 10 метрах от…», «при входе в …».

Последнее время городские и федеральные власти взяли курс на систематическое выдавливание оппозиции с наиболее людных и политически важных территорий. Здесь нужно учитывать несколько обстоятельств. Действующий федеральный закон устанавливает четкий перечень мест, где проведение гражданских акций не допускается:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ (для нашего региона это Константиновский дворец в Стрельне), к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку не относятся!;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
На этом перечень мест, где проведение акций запрещено, исчерпывается. Разумеется, что запрет на проведение мероприятия в любом другом месте является незаконным.

Кроме того, важно знать, что участившаяся последнее время практика «изгнания» наших пикетчиков «за линию в 50 метров от входа в метро» также незаконна. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1996 говорит о том, что власти города могут лишь рекомендовать организатору мероприятия проводить его на таком расстоянии. Но обязательного характера эта норма не носит.
Дата и время. Указываете число, месяц, год, часы и минуты начала и окончания акции. Помните, однако, что она не может начинаться ранее 7 часов утра и заканчиваться позднее 23 часов вечера.

Предполагаемое количество участников. Указываете то количество, которое вы ожидаете, но с хорошим запасом. Это нужно для того, чтобы вас не обвинили в том, что данные уведомления расходятся с фактическими данными. Если чиновники будут ссылаться на некие «нормы предельной заполняемости территории», требуйте показать вам эти нормы в установленном законом виде.

Формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства. Указываете о сформированной вами дружине из участников акции, о наличии мобильного телефона, по которому будет вызываться врач и сотрудники милиции, о наличии аптечки для оказания первой помощи возможным пострадавшим. Отдельно прописываете использование мегафона или иной подобной техники.

В пункте 7 Уведомления указываете свои паспортные данные с телефоном либо юридический (фактический) адрес партийного комитета также с телефоном.

В пункте 8 можете расписать обязанности ваших помощников, уполномоченных выполнять отдельные функции — следить за порядком, организовывать оказание медицинской помощи и т.п.
ВАЖНО: Уведомление о митинге, шествии и демонстрации подается не ранее, чем за 15 и не позднее, чем за 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление о пикете подается не позднее, чем за 3 дня до дня проведения пикета. 

После определения даты и составления Уведомления перед вами встает задача подать это уведомление в соответствующие органы власти. Рассмотрение таких заявок в Санкт-Петербурге производится:
а) Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Администрации СПб (находится в Смольном):
— при количестве участников публичного мероприятия свыше 500 человек независимо от места его проведения;
— при проведении публичного мероприятия на Дворцовой площади, Исаакиевской площади, площади Пролетарской Диктатуры, площади Искусств, площади Ленина (у Финляндского вокзала), Пионерской площади, Стрелке Васильевского острова, площади Восстания, Марсовом поле, Невском проспекте; перед театром «Балтийский дом»; у Казанского собора, государственного комплекса «Дворец Конгрессов», Смольного, резиденций полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, аэропорта Пулково, штаб-квартиры Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (Таврического дворца), зданий, в которых расположены исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, прокуратуры, консульств, открытого акционерного общества «Телерадиокомпания «Петербург» вне зависимости от количества участников;
— при проведении шествия и демонстрации на территории двух и более районов Санкт-Петербурга вне зависимости от количества участников.
б) Администрацией района Петербурга при проведении мероприятия на территории одного района с количеством участников до 500 человек включительно.
ВАЖНО: обязательно сделайте два экземпляра уведомления. Один из них должен быть возвращен вам с отметкой о дате и времени получения уведомления. Если у вас отказываются его принимать под каким-либо предлогом, знайте — это незаконно. Не поддавайтесь ни на какие уговоры, твердо стойте на своем праве подавать подобные заявки. Незаконным является также требование «отнести копию уведомления в милицию, в ЖЭК, директору музея» и т.д. и т.п. Ваша задача — поставить в известность только соответствующий орган власти. Информированием МВД, ФСБ, ФСО пусть занимаются сами чиновники.

В течение трех дней со дня получения уведомления (при пикетировании — в день получения) орган власти может выдвинуть обоснованное предложение об изменении места и (или) времени акции. Такие предложения могут (по вашему желанию) быть выданы в письменном виде. Этот документ позволит вам обжаловать действия властей в суде в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Вы можете не принимать предложений чиновников, но в этом случае действует норма закона, которая говорит о том, что организатор не вправе проводить мероприятие, если не были согласованы мотивированные предложения об изменении места и (или) времени проведения акции. Однако запретить мероприятие как таковое нельзя.

3.2. Предварительная агитация

С момента подачи уведомления о проведении массовой акции вы имеете право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте, времени, целях проведения мероприятия, а также призывать граждан принять в нем участие.

Для такой агитации могут использоваться СМИ, устные призывы, распространяться листовки и объявления. Вы можете собирать подписи и проводить опросы граждан. Если такая работа не проводится в форме публичного мероприятия (нет массовости, не используются средства наглядной агитации), то проводится она совершенно свободно, без подачи дополнительного уведомления.
Примечание: футболки, значки, шарфы, накидки и т.п. являются предметам вашего индивидуального обихода, а не средствами наглядной агитации.

4. Проведение публичного мероприятия

Во время проведения акции ее участники имеют право обсуждать и принимать решения по теме мероприятия; использовать различную символику и иные средства выражения коллективного или индивидуального мнения, средства агитации; принимать и направлять резолюции, требования и другие виды обращений в органы власти, общественные объединения, международные и иные органы и организации. Само собой, что вы должны поддерживать общественный порядок и не допускать действий, которые могут быть истолкованы как нарушение закона. Пресекайте нецензурную брань, удаляйте с мероприятия нетрезвых граждан, не допускайте публичных призывов к насилию.
Всем участникам и особенно организаторам акций необходимо иметь при себе паспорт. Это позволит сократить процедуру выяснения личности в случае возникновения ситуаций, требующих общения с сотрудниками МВД.
Закончить мероприятие желательно в указанное время. Если транспаранты не будут свернуты после наступления официального времени завершения, дальнейшее пребывание на том же месте может быть расценено как «несанкционированное» публичное мероприятие.

5. Общение с представителями правоохранительных органов

5.1. В случае задержания
Если вас и ваших товарищей пытаются задержать, попытайтесь выяснить имена, фамилии, отчества, должности и звания лиц, которые производят задержание. Сделайте это вежливо, но требовательно.
Если вас задерживают грубо, с оскорблениями и применением насилия — временно смиритесь с этим. Не оказывайте прямого сопротивления милиции, а тем более ее спецподразделениям, таким как ОМОН или СОБР. Помните, что законодательство предусматривает ответственность за:
1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (КоАП РФ, статья 19.3);
2) оскорбление представителя власти (УК РФ, статья 319);
3) применение насилия в отношении представителя власти (УК РФ, статья 318).
После выявления сотрудниками правоохранительных органов совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении.

Задержанному должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность представить письменные объяснения и замечания по содержанию протокола. По вашему требованию вам обязаны вручить копию протокола об административном правонарушении.

Для того чтобы протокол имел юридическую силу, в нем должны стоять подписи задержанного под следующим графами:
— «ознакомлен со своими правами»;
— «с протоколом согласен»;
— «копию протокола получил».
Если вы с этими утверждениями не согласны, ничего подписывать не надо, ибо подписанный протокол может стать важнейшим доказательством вашей виновности в суде.

Часто сотрудники милиции оказывают давление на задержанных. Вероятны уговоры, уверения, что сразу после оформления протокола вам будет вручена его копия, откровенная грубость, угрозы, что, если документ не будет подписан, вас продержат всю ночь и т.д. Все эти действия — незаконны. Вынужденные таким образом поставить подпись иногда дописывают: «С протоколом не согласен». Такой подход возможен, но все же идеальным является вариант отказа от подписания документа.

5.2. Во время пребывания в отделении милиции
С момента задержания, по вашей просьбе, о вашем местонахождении должны быть уведомлены родственники и защитник.
После доставления в отделение должен быть составлен второй протокол — протокол об административном задержании. Вы также вправе не подписывать этот документ.
Необходимо помнить следующее:
— личный досмотр производится лицом одного с вами пола в присутствии двух понятых того же пола;
— дактилоскопия (т. е. снятие отпечатков пальцев) может проводиться только, если иначе невозможно установить личность задержанного;
— температура в помещении, где находятся задержанные, должна быть не ниже +18 С˚;
— лица из дежурного наряда должны по вашей просьбе водить вас в туалет (по одному);
— срок административного задержания не должен превышать три часа с момента доставления в отделение. Срок задержания может быть продлен до 48 часов, если за правонарушение, которое вы совершили, предусмотрено наказание в виде административного ареста (мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т.п.);
— если задержание продолжается более 3 часов, вам должно быть предоставлено питание. Задержанные имеют право получать от родственников или других лиц (в их присутствии!) продукты питания и предметы первой необходимости, использовать которые позволено после их проверки и в присутствии должностного лица;
— на ночь задержанным должно предоставляться место для сна.

6. Суд

Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировым судом. Судебное заседание проводится в открытом порядке, т.е. на него может прийти любой желающий. Человек, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе лично знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять доказательства (показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов), заявлять ходатайства и отводы. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь защитника (профессионального адвоката или же любого дееспособного человека, даже не имеющего юридического образования).

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае задержания — с момента административного задержания. Заявить о наличии защитника вы можете сразу после задержания.
Если вас доставили в суд в отсутствии защитника, вы вправе потребовать переноса рассмотрения дела до его появления. Вы также можете ходатайствовать о переносе слушания дела в мировой суд по месту жительства. Это позволит вам выиграть время и более тщательно подготовиться к судебному заседанию.

7. Обжалование решения суда и действий правоохранительных органов

Решения и действия (бездействие) органов власти, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.93 № 4866-1.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
— один месяц со дня получения гражданином письменного отказа в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Кроме того, вы можете подать исковое заявление в районный суд о возмещении вреда здоровью, взыскания компенсации за испорченное имущество, компенсации морального вреда в течении трех лет.

7.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции
Граждане имеют право на обжалование в вышестоящий орган или в суд действий (бездействие) сотрудников милиции, ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан. Вред, причиненный вам сотрудником милиции (порванная одежда; вред, причиненный здоровью; моральный вред), подлежит возмещению.

7.2 Обжалование решения суда
Не удовлетворяющее вас постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба должна быть подана в течение десяти календарных дней со дня вручения или получения по почте копии постановления.
Апелляционная жалоба подается в вышестоящий суд «через суд, принявший решение». Это означает, что в качестве адресата вашей жалобы вы указываете районный суд, но направляете жалобу в мировой суд, т.к. этим судом к жалобе будут приложены материалы дела и весь комплект будет направлен для пересмотра.
Апелляционная жалоба должна содержать:
— наименование районного суда, в который адресуются жалоба, представление;
— наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
— указание на обжалуемое решение мирового судьи;
— доводы жалобы, представления;
— просьбу заинтересованного лица;
— перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов (к жалобе в обязательном порядке должно быть приложено постановление мирового суда по вашему делу, квитанция об оплате госпошлины (15% МРОТ), а также все, что вы сочтете нужным).

Источник: КПРФ СПб