В последние годы в России всё чаще кто-то оскорбляется. Если в некоторых случаях удаётся обойтись извинениями, то когда оказываются задеты чувства верующих, доходит и до уголовных дел. При этом под статью о защите религиозных чувств попадают режиссёры, видеоблогеры и просто непубличные люди. Мы разобрались, кого и чем можно оскорбить и как защищают чувства верующих в нашей стране. 15166
Оскорбиться могут только православные?
Отнюдь нет. Российские законы наказывают за оскорбление чувств верующих любых религий. Основные — это христианство (включая православие, католицизм и протестантизм), ислам и буддизм. При этом православию закон отводит «особую роль в истории России». Поскольку Россия — светское государство (по крайней мере, так написано в законе), то у граждан нет обязанности раскрывать своё вероисповедание, и поэтому о религиозном составе страны можно судить по опросам. Например, по данным ФОМ за 2014 год, к православным себя относят 68% верующих, к исламу 6%, к другим христианским конфессиям — 1%, к иудаизму меньше 1%. Не считают себя верующими 19% опрошенных.
Зарегистрировать религиозное объединение в России в целом можно (например, это удалось пастафарианцам и даже сатанистам), но вместе с тем ряд движений попал под запрет.
Например, в 2009 году было запрещено религиозное движение «Таблиги Джамаат», которое занималось пропагандой ислама. Преследованиям подвергаются и российские саентологи. Часть их материалов признали экстремистскими, а в 2017 году в саентологической церкви Санкт-Петербурга прошли обыски, и пятеро её сотрудников были задержаны. Впоследствии правозащитный центр «Мемориал» признал их политзаключёнными, и сейчас мы защищаем одного из них.
В 2017 году Верховный суд признал экстремистской организацией Свидетелей Иеговы — помимо России, они запрещены ещё в Китае, Северной Корее, Туркменистане, Таджикистане, Саудовской Аравии, Иране и Ираке.
Что считается оскорблением?
Это определяют эксперты-лингвисты. Суд при вынесении приговора основывается на экспертизе, но компетентность экспертов зачастую вызывает большие вопросы, а их заключения представляют собой субъективные мнения авторов.
Вот на что могут оскорбиться верующие:
Картинка с мусульманином и свиньёй. Житель Ижевска выложил в соцсетях картинку, на которой мусульманин молится, а позади него стоит свинья. Его обвинили в оскорблении чувств мусульман и приговорили к 230 часам обязательных работ.
Ловля покемонов в храме. Блогер Руслан Соколовский в 2016 году выложил видеоролик, в котором он играет в игру Pokemon Go и ловит покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови. Суд посчитал это оскорблением чувств верующих и приговорил его к условному сроку.
Магический обряд в офисе. Житель Екатеринбурга Антон Симаков, называющий себя «магистром магии вуду», провёл обряд в своём офисе в присутствии журналистов, используя при этом кровь петуха, погребальный покров и православный крест. На него возбудили уголовное дело. Суд освободил его от ответственности и отправил на принудительное лечение.
Статья «Злой Христос». Преподаватель медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал статью, в которой были негативные высказывания по отношению к Христу. Дело инициировал сотрудник центра «Э» — он нашёл статью и передал её текст на экспертизу. Суд назначил Лазарову штраф.
Требование денег за работу. В Ульяновской области мужчина, чинивший забор вокруг церкви, зашёл во время богослужения и потребовал у батюшки оплатить работу. Суд назначил ему штраф по 148 статье за то, что он прервал службу.
Репост карикатур на Иисуса Христа. Виктор Ночевнов из Сочи репостнул несколько картинок, на которых Иисус Христос, например, висел на турнике, танцевал с черлидерами на стадионе и занимался в тренажёрном зале. Суд счёл это оскорблением чувств верующих и приговорил его к штрафу.
Иногда, как видно из практики, фактических потерпевших в деле вообще нет. Так было в случае Pussy Riot или блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в пустом храме. Бывает, что сотрудник центра по борьбе с экстремизмом сам находит в интернете статью, оскорбляется и передаёт её эксперту, который устанавливает, что в тексте есть кощунство.
Статью 148 в качестве карательного инструмента начали использовать даже в официозной среде. Так, телеведущий НТВ Андрей Норкин, оскорбившись, написал в следственный комитет заявление на стендап-комика Данилу Поперечного, который в своих выступлениях шутит про религию. Ещё с помощью этой статьи пытались запрещать фильмы: православные активисты долго просили проверить «Матильду» Алексея Учителя, но прокуратура нарушений не нашла.
Что будет за оскорбление?
До года лишения свободы или до трёх — если вы при этом находились в месте богослужения. Раньше за «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» наказывали только штрафом или обязательными работами — для этого существовали две похожие статьи, 5.26 административного кодекса и 148 уголовного кодекса. В 2013 году, после панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, 148 статью изменили.
В новой редакции «воспрепятствование осуществлению права» стало «нарушением», размер штрафа увеличился и в качестве меры наказания появился реальный срок. Текст статьи дополнили двумя пунктами:
Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Те же деяния, совершённые в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Практика по 148 статье включает не так много известных случаев — по данным статистики судебного департамента, за все годы с 2014 по 2017 насчитывается 12 осуждённых. Многие из них отделывались штрафом или обязательными работами. Тем не менее, число дел за оскорбление чувств верующих растёт — если в 2014 году оно было всего одно, то в 2017 — уже пять. В 2018 самыми громкими стали барнаульские дела за репосты картинок, в которых оскорблёнными оказались одни и те же студентки Российской академии народного хозяйства.
Оскорбление чувств верующих может подпадать под «экстремистскую» статью 282 УК, которая включает, в том числе, возбуждение религиозной розни. Дел по ней заводится значительно больше, чем по 148 статье.
А можно вести себя так, чтобы никого не оскорбить?
На этот вопрос сложно ответить. Суд обычно оценивает большое количество обстоятельств и конкретное высказывание в разных условиях может быть уголовно наказуемым, а может и не быть.
Например, употребление нецензурной лексики в публичных обсуждениях или на картинках может использоваться при экспертизе для усиления позиции обвинения.
С проявлением своего отношения к религии или к религиозным предметам и символам нужно быть осторожным во время церковных праздников или мероприятий — крёстного хода или праздничной молитвы.
Впрочем, к ответственности вас могут привлечь и без 148-й статьи. Если вы, например, носите футболку с изображением осквернённой Божией Матери, это может стать основанием для привлечения по 282 статье — за критику религии.
Однако самоцензура — не лучший ответ на существование 148 статьи. Нельзя предусмотреть заранее, кто и на что оскорбится, и на этом основании ограничивать себя в самовыражении, тем более, что и эксперты, и Европейский суд поддерживают эту позицию.
Что говорят эксперты на эту тему?
Адвокаты считают, что основная проблема 148 статьи в том, что она оперирует не определёнными категориями. Неясно, что такое «чувства» верующих и кто эти верующие. Если с оскорблением личности, например, всё понятно, то к оскорблению чувств есть вопросы, а формулировка статьи не даёт никаких пояснений. В научной среде добавляют, что уголовное наказание за оскорбление чувств верующих нецелесообразно ещё и потому, что является дискриминацией нерелигиозных людей.
Против 148 статьи выступают эксперты центра «СОВА», которые утверждают, что в нынешнем виде она нарушает право граждан на свободу слова и свободу совести. Кроме того, по их мнению, случай «Матильды» показал, что общество и государство могут решать вопрос о чувствах верующих без самих верующих. В этом есть опасность, поскольку на чувствах начинают играть тогда, когда нужно дискредитировать идеологического противника.
А как в других странах?
Во многих странах есть только статья о разжигании ненависти, которая включает и пункт о разжигании вражды по религиозному признаку. Нет отдельной статьи за оскорбление чувств верующих ни в украинском кодексе, ни в белорусском.
В странах, где оскорбление чувств верующих запрещено, наказание варьируется от штрафа до смертной казни. В странах Ближнего Востока, как правило, наказание гораздо более сурово, чем в Европе.
Отдельная статья, регулирующая отношения с религией, есть, например, в таких странах, как Германия, Австрия, Дания (последний раз применялась в 1938 году), Испания, Израиль и Япония.
В 2007 году Ассамблея Совета Европы постановила, что кощунство не должно быть уголовным преступлением, однако ЕСПЧ неоднократно заявлял, что единых правовых стандартов защиты религиозных чувств во всех странах быть не может. Тенденция в решениях ЕСПЧ направлена на снижение защиты религиозных чувств. В своих постановлениях суд проводит линию, направленную на охрану и защиту свободы критики религии, в том числе в форме сатиры, даже и жёсткой.
Источник: Команда 29