Сегодняшний несогласованный митинг-собрание пермской оппозиции на согласованном пикете провластного НОДа был действительно уникален.
Во-первых, потому что несогласованный митинг-собрание действительно состоялся на согласованном пикете.
Во-вторых, несогласованный митинг-собрание по старой пермской традиции прошел мирно и не был разогнан полицией. Хотя несколько сотен омоновцев и конная полиция были ко всему готовы в непосредственной близости от событий, а ситуация до проведения согласованно несогласованного митинга-пикета была накалена до предела.
В-третьих, каждая из трёх сторон, в той или иной степени, добилась своего. «Собрание разгневанных пермяков» состоялось (не было сорвано полицией и НОДом). Пикет Национально-освободительного движения состоялся (не был сорван Собранием). Власть не допустила многотысячного протестного митинга и избежала эксцессов.
В-четвёртых, впервые значимую, хоть и малозаметную со стороны роль сыграли наблюдатели-посредники: члены президентского совета по правам человека Татьяна Марголина и Светлана Маковецкая и Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков.
В-пятых, не смотря на формальный тройственный паритет, моральную победу, со всей очевидностью, одержала, казалось бы, тактически самая слабая сторона — «Собрание разгневанных пермяков». Да, вместо возможных полутора-двух тысяч участников, несогласованный митинг собрал только несколько сотен человек. Но Собрание добилось главной своей цели — оно было проведено, была принята резолюция, подробно объясняющая почему плох для пермяков бесчеловечно-технократический режим Максима Решетникова и, главное, был создан и проголосован «Совет 29 мая», которому Собрание вручило мандат добиваться от властей реализации заявленных в резолюции требований. По сути, был создан и лигитимизирован народным сходом самых разнообразных протестных групп своего рода гражданский теневой кабинет, с правом апелляции в своей деятельности к народной поддержке. Теперь главная задача самого «Совета 29 мая» не развалиться от своего разнообразия.
В-шестых, оргкомитет «Собрания разгневанных пермяков» в последний момент всё-таки смог сохранить лицо, и в своём последнем перед началом акции обращении к пермякам заявил на сетевых страницах Демократической коалиции о том, что «митинг несогласованный». До этого момента оргкомитет всячески убеждал горожан в том, что с согласованием митинга-собрания никаких проблем нет, так как НОДовский пикет согласован, «а мы просто примем в нём участие», так как цели Собрания и НОДовского пикета формально близки. По сути, оргкомитет выступал провокатором, призывая пермяков принять участие в чужом согласованном мероприятии, при том, что такое участие власть со стопроцентной вероятностью признает (и признала) несогласованным мероприятием. Но гражданская ответственность в оргкомитете, в конечном счёте, всё-таки взяла верх над политической целесообразностью.
В-седьмых, самое наверное необычное, не многими замеченное, но, по-своему, очень важное. Митинг-пикет начался с абсурда. Чтобы не допустить на свой пикет «иноверцев» НОДовцы составили список разрешённых лозунгов и на входе с помощью представителя мэрии пропускали граждан только с разрешёнными сугубо НОДовскими партийными текстами. В итоге, дискриминированными, недопущенными оказались не только «чисто оппозиционные» лозунги, но «нормальные человеческие», на которых озвучивались проблемы многодетных семей, дольщиков, защитников лесов, защитников электрички, троллейбусов, противников школьной и медицинской оптимизации и др. С каждым таким недопущенным лозунгом НОД, мэрская чиновница, полицейские становились всё более и более антинародными и тупыми, а ситуация все более абсурдной. Публика над ними смеялась, потешалась, ёрничала. Люди пытались приписать к лозунгам слова «иностранный агент», чтобы их пропустили. Просили объяснить против какой именно части лозунга многодетных они возражают, и почему с фразой «наша Родина» проходить можно, а с фразой «моя Родина» уже нельзя. И т.д. и т.п.. В конце концов, не выдержав позора, самопорождённого абсурда и тягостной публичной антинародности своих действий, НОДовцы и чиновница самоустранились, и люди со всеми своими лозунгами прошли за ограждения, а дальше всё случилось как случилось.
Редкий, но перспективный случай мирной победы здравого смысла, креатива и юмора над чиновным заговором.
Очень органичен и эффективен был Юрий Бобров в качестве единственного и скоропалительного экспресс-ведущего «Собрания разгневанных пермяков»