22 апреля 2019 года российский суд оштрафовал жителя Новгородской области на 30 тысяч рублей за пост «Путин — сказочный *******». Это может быть первый случай применения закона о неуважении к власти, так считает руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.
Специально для Теплицы директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова рассказала, как закон может отразиться на работе НКО и какой лексики следует избегать, чтобы не попасть под блокировку.
В марте 2019 года в России вступили в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», получившие в народе название «закон о неуважении к власти». Согласно поправкам, документ дополнен статьей 15.1.1, которая устанавливает новое основание для блокировки сайтов. В апреле Роскомнадзор уже попытался применить этот закон «в профилактических целях». Нескольким СМИ Ярославля были отправлены уведомления о том, что их тексты оскорбляют органы государственной власти. Все материалы были посвящены тому, что на здании местного УМВД кто-то сделал оскорбляющую надпись в адрес президента.
Почему НКО и активисты в группе риска?
Новый закон касается не только официально зарегистрированных СМИ, а всех, кто так или иначе распространяет информацию в Интернете. Первые попытки удалить запрещенную информацию могут говорить о том, что к СМИ будет особое внимание, но сам закон не делает различий между журналистскими проектами и всеми остальными сайтами. А это значит, что заблокировать могут любую страницу, сайт или даже публикацию в социальных сетях (например, ролик на YouTube).
«Пишете о том, что власти не решают проблемы мусора, или разрешили построить очередной опасный завод? Вы в группе риска. Нашли признаки коррупции в работе какого-нибудь регионального департамента? Вы в группе риска. Возмущены ростом цен или повышением пенсионного возраста? Вы в группе риска. Туда же попадут и те, кто недоволен работой прокуратуры, полицейских, следователей и других органов власти. Все теперь будет зависеть от подбора слов для выражения своего недовольства или критики». — Галина Арапова
За что будут наказывать?
Согласно новому закону, под запрет попадает информация, которая в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к:
- обществу,
- государству,
- официальным символам России,
- Конституции РФ,
- органам государственной власти России.
«Получается, что в законодательстве появилось несколько новых охраняемых объектов. Например, раньше не было никаких санкций за критику Конституции или целых органов власти (прокуратуры, судов, региональных департаментов, министерств и так далее), а не отдельных чиновников, – говорит Галина Арапова. – При этом закон в некоторой части дублирует уже имеющиеся нормы законодательства. Например, в Уголовном кодексе есть статья 319 «Оскорбление представителя власти». Но в ней речь идет об «оскорблении» конкретного человека, являющегося представителем власти при исполнении должностных полномочий или в связи с выполнением им полномочий, что толкуется как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».
Еще одно отличие – она не предусматривает блокировки контента и все же требует расследования и судебного разбирательства. Или, например, в УК РФ уже есть статья 329 «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации», которая защищает уже государственные символы, но так же требует расследования и не предусматривает незамедлительной блокировки информации в Интернете.
Что такое «неприличная форма»?
Важно, что информация, за которую будет наступать блокировка, должна быть выражена в «неприличной форме». В законодательстве нет определения этого термина, а у лингвистов есть различные мнения на этот счет. Некоторые из них считают, что к неприличной форме относится только мат. По мнению других, список значительно шире. Согласно этой точке зрения, к неприличной форме помимо мата относятся:
- вульгарная и бранная лексика (дерьмо, болван);
- слова, обозначающие антиобщественную деятельность, например, жулик, мошенник, вор, преступник;
- слова с негативной окраской (расист, нацист);
- зоологизмы (свинья, козел);
- названия некоторых профессий в переносном значении (палач);
- глаголы с ярко выраженной негативной оценкой (украсть);
- эвфемизмы (например, ночная бабочка);
- окказионализмы, созданные для оскорбления (госдура);
- синонимы матерных слов, обозначающих телесный низ и акт совокупления.
Кроме того, к неприличной лексике могут относить сравнения с одиозными историческими персонажами и даже обидные прозвища.
«Все эти слова формально суд и лингвисты относят к неприличной форме, решая это в каждом конкретном случае на основании лингвистической экспертизы. Соответственно, использование этих слов применительно к критике органов власти, деятельности государства, Конституции, официальных символов государства и так далее может создать риски стремительных санкций. В этой ситуации может быть только один совет: тщательно выбирайте выражения, даже если очень возмущены какой-то инициативой или действиями властей. Можно продолжать критиковать, но теперь лучше использовать лексику, которая не будет однозначно подпадать под категорию «неприличная форма», или пользоваться старым добрым Эзоповым языком», – рассказала Галина Арапова.
Как будут наказывать?
За распространение информации, которая подпадает под критерии запрещенной, предусмотрена внесудебная блокировка контента и штраф. Технически это выглядит так.
- Решение о том, что размещенная информация нарушает закон, принимают генпрокурор или его заместители лично. После вынесения по факту блокировки приказа обращение о немедленной блокировке направляется в Роскомнадзор.
- Роскомнадзор незамедлительно определяет провайдера хостинга и направляет ему требование удалить информацию.
- Провайдер хостинга (также незамедлительно) должен уведомить владельца ресурса о нарушении закона.
- У владельца ресурса есть сутки с момента получения информации для того, чтобы удалить контент. Если через 24 часа информация не будет удалена, провайдер хостинга должен заблокировать сайт.
- Если провайдер хостинга не реагирует, то Роскомнадзор вносит домен, IP-адрес или URL страницы в свой реестр блокировок. После этого все операторы связи в России обязаны ограничить доступ к этой информации.
- Если владелец сайта подчинился требованию и удалил информацию, то он должен отправить уведомление в Роскомнадзор (можно по электронной почте) и сообщить об исполнении требования. Ведомство проверит и, если сайт уже был заблокирован, примет меры по восстановлению доступа.
Кроме того, размещение запрещенной информации влечет и штраф. Так, согласно статье 20.1 КоАП, на первый раз он составит от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. В случае повторного нарушения грозит штраф уже от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток. В третий раз штраф может вырасти до 300 тыс. рублей.
Что делать, если вас заблокировали?
Во-первых, нужно понять, приходило ли вам уведомление от провайдера хостинга, или нет. Если вы его получали, то можно либо удалить спорную информацию и уведомить об этом Роскомнадзор, а после ждать разблокировки, либо пытаться обжаловать в суде сам факт признания информации запрещенной.
Если вы не получали уведомление, то нужно понять, какой именно контент стал основанием для блокировки. Это можно сделать двумя способами. Первый – попытаться найти ваш ресурс в реестре запрещенной информации Роскомнадзора. Второй – направить запрос в ведомство. Как только вы получите нужную информацию, нужно будет решить, удалять ее или судиться.
На практике бывает, что Роскомнадзор не дает информацию о том, какой именно контент стал причиной блокировки. В этом случае также нужно обращаться в суд. Также не всегда сразу снимают блокировку в разных регионах страны, это зависит от добросовестности провайдеров. Тогда нужно проверять, в том числе и через друзей, доступен ли сайт через компьютеры и мобильные устройства, и если где-то незаконно сайт продолжают блокировать, несмотря на исключение адреса из реестра Роскомнадзора, то уже нужно писать провайдеру сервиса и «выяснять отношения» с ним.
Автор: Анна Кумицкая, Теплица социальных технологий