Закон запрещает создавать структуры, которые занимаются цензурой. Сбор информации о частной жизни в ходе мониторинга личных страниц в социальных сетях допускается только при расследовании преступлений сотрудниками правоохранительных органов.
Тем не менее, в разных городах страны создаются киберпатрули из числа студентов-волонтёров для поиска незаконного контента в сети интернет. Вместе с ними учителя и работники вузов негласно присматривают за соцсетями своих школьников и студентов. Это делается не только для защиты детей от опасностей интернета, но и для профилактики экстремизма, наркопотребления и других социально неодобряемых явлений среди учащихся.
Имеют ли они на это право?
Такой вот сплошной негласный мониторинг и контроль содержимого личных страниц обычных граждан со стороны любых структур
— это грубое нарушение сразу нескольких статей Конституции: статьи 23 про уважение частной жизни, статьи 24 про запрет сбора информации о личной жизни, статьи 29 про запрет цензуры, статьи 49 о презумпции невиновности.
Социальная сеть — это личное пространство школьника. Указания какую информацию ему можно писать и читать, в какие группы вступать и что следует удалить со своей страницы — всегда воспринимаются довольно болезненно.
Только родители ребёнка имеют моральное и юридическое право обсуждать поведение ребёнка в соцсетях и содержимое страниц. Они имеют преимущественное перед всеми право на воспитание и несут за ребёнка ответственность. Все прочие субъекты, вовлечённые в невольную тотальную слежку нарушают права, данные Конституцией.
Ольга Кочева, служба поддержки участников образовательного процесса в рамках проекта Школа и Право